ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6346/2021 от 14.07.2021 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-6346/2021

УИД 16RS0042-03-2021-004991-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Набережные Челны 14 июля 2021 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Валиуллиной Г.Ш.,

при секретаре Егорушковой А.В.,

с участием помощника прокурора г. Набережные Челны Хаковой Н.Г., представителя административного ответчика Мингараевой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном предоставлении земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности предоставить земельные участки,

установил:

прокурор города Набережные Челны в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указывая, что в связи с поступающими обращениями граждан-инвалидов и родителей детей-инвалидов проведена проверка соблюдения земельного законодательства Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан при предоставлении земельных участков инвалидам. Прокуратурой города в рамках проведения проверок соблюдения земельного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в отношении Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан неоднократно принимались меры прокурорского реагирования в части бездействия органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков инвалидам. В адрес руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан внесены представления от 4 января 2018 года, от 26 ноября 2018 года, от 13 мая 2020 года. Согласно ответам руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, на указанные представления прокуратуры сотрудникам Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан указано ускорить работу по предоставлению земельных участков инвалидам, провести работу по устранению причин, сдерживающих процедуру предоставления земельных участков. Однако данное указание не исполняется. Так, за период с 13 мая 2020 года по 1 февраля 2021 года предоставлены земельные участки лишь двум инвалидам, что можно трактовать как незаконное бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в решении вопроса по первоочередному предоставлению земельных участков инвалидам, учитывая фактическое наличие не менее 30 сформированных и поставленных на кадастровый учет для целей первоочередного предоставления земельных участков указанной категории граждан. Кроме того, в ходе проверки, проведенной в апреле 2021 года, по обращению Ситдиковой Л.М. (матери ребенка-инвалида ....) было установлено, что в список граждан на льготное получение земельных участков в г. Набережные Челны по состоянию на 25 апреля 2021 года включено 105 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (дата постановки первого в списке – 11 июля 2013 года). Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан предоставлена информация о наличии ряда свободных земельных участков, рассчитанных для предоставления инвалидам. При этом большинство из них сформировано и поставлено на кадастровый учет еще в 2016 году. Так, на 25 апреля 2021 года в границах муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан имеется около 40 земельных участков, поставленных на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки», «индивидуального жилищного строительства». Вместе с тем, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в 2018, 2019, 2020 годах, несмотря на наличие значительного количества свободных земельных участков, указанной категории граждан предоставлялось всего от 2-х до 15 земельных участков в год. На сегодняшний день какие-либо меры по предоставлению земельного участка Ситдиковой Л.М., а также иным гражданам, значащимся в вышеуказанном списке, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан не приняты. Исходя из системы анализа действующего законодательства, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, прокурор города Набережные Челны просит признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в несвоевременном предоставлении земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2021 года предоставить сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в порядке очередности.

В судебном заседании помощник прокурора города Набережные Челны Хакова Н.Г. административное исковое заявление поддержала, просила заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Мингараева Л.Ф. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав при этом, что ускорение работы по предоставлению инвалидам, детям-инвалидам затрудняется в связи с тем, что отсутствует законодательное регулирование процедуры предоставления земельных участков. Процедура предоставления земельных участков затягивается также в связи с необходимостью при подходе очереди предоставить документы, подтверждающие статус нуждающегося на данный момент.

Выслушав объяснения помощника прокурора города Набережные Челны Хаковой Н.Г., представителя административного ответчика Мингараевой Л.Ф., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, гарантия социальной защиты инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в виде права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, является реализацией конституционного права на гарантии социальной защиты, предусмотренного частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, прокурором города Набережные Челны проведена проверка соблюдения земельного законодательства Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан при предоставлении земельных участков инвалидам. В рамках проведения проверок соблюдения земельного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в отношении Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан неоднократно принимались меры прокурорского реагирования в части бездействия органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков инвалидам.

Так, 4 января 2018 года, 26 ноября 2018 года, 13 мая 2020 года прокурором города Набережные Челны в адрес руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан внесены представления об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ответам руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан на указанные представления прокуратуры, сотрудникам Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан указано ускорить работу по предоставлению земельных участков инвалидам, провести работу по устранению причин, сдерживающих процедуру предоставления земельных участков.

Однако при наличии имеющихся земельных участков до настоящего времени конкретные меры, направленные на предоставление указанных земельных участков, не предпринимались.

Так, судом установлено, за период с 13 мая 2020 года по 1 февраля 2021 года предоставлены земельные участки лишь двум инвалидам, учитывая фактическое наличие не менее 30 сформированных и поставленных на кадастровый учет для целей первоочередного предоставления земельных участков указанной категории граждан.

Кроме того, в ходе проверки, проведенной прокуратурой города в апреле 2021 года по обращению Ситдиковой Л.М. (матери ребенка-инвалида ...), было установлено, что в список граждан на льготное получение земельных участков в г. Набережные Челны по состоянию на 25 апреля 2021 года включено 105 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (дата постановки первого в списке – 11 июля 2013 года). Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан предоставлена информация о наличии ряда свободных земельных участков, рассчитанных для предоставления инвалидам. При этом большинство из них сформировано и поставлено на кадастровый учет еще в 2016 году. Так, на 25 апреля 2021 года в границах муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан имеется около 40 земельных участков, поставленных на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки», «индивидуального жилищного строительства». Вместе с тем, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в 2018, 2019, 2020 годах, несмотря на наличие значительного количества свободных земельных участков, указанной категории граждан предоставлялось всего от 2-х до 15 земельных участков в год. На сегодняшний день какие-либо меры по предоставлению земельного участка Ситдиковой Л.М., а также иным гражданам, значащимся в вышеуказанном списке, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан не приняты.

Таким образом, заявленные требования о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в несвоевременном предоставлении земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, являются законными и обоснованными, поскольку требования, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации длительное время не исполняются.

Уважительных причин в обоснование длительного непредоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан не представлено, материалами дела не подтверждается.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в несвоевременном предоставлении земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд полагает подлежащим удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, в целях устранения допущенных нарушений суд считает необходимым возложить на Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан обязанность в срок до 31 декабря 2021 года предоставить сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в порядке очередности.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора города Набережные Челны подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в несвоевременном предоставлении земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2021 года предоставить сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в порядке очередности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись» Валиуллина Г.Ш.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.

Решение27.07.2021