ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6346/2022 от 05.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2022 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.

В обоснование требований указывают, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ФИО1 приобрел земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:0004 площадью 4 000 кв.м. и расположенный на нем жилой дом общей площадью 45,8 кв.м. по адресу: г. Краснодар, . ДД.ММ.ГГГГФИО1 принял решение разделить указанный земельный участок, в ходе раздела образован земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 кв.м. +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 кв.м. +/- 16 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 продал ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 кв.м. +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616. Указанные объекты недвижимости были приобретены ФИО2 за счет заемных денежных средств КПК «Содействие», в связи с чем, на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35 и жилой дом с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 установлено обременение в виде ипотеки.

В 2019 году ФИО1 принял решение продать земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 кв.м. +/- 16 кв.м., однако в ходе проверки кадастровой карты установлено, что при разделе земельного участка произошла ошибка, жилой дом с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 нанесен на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35, хотя фактически расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0102012:36.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи был отчужден не тот земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет в отношении жилого дома с кадастровым номером 23:43:0000000:5616, а именно изменения года завершения строительства, количества этажей и уточнение местоположения жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0102012:36. С заявлением были сданы следующие документы: технический план от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору займа. На основании указанных документов в отношении объекта с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 внесены изменения: год завершения строительства 1957 год, количество этажей 1, кадастровый номер объекта, в пределах которого расположен жилой дом 23:43:0102012:36.

Между тем, регистрирующим органом не изменен предмет обременения (ипотеки) и собственники земельных участков.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1, ФИО2 в суд с данным административным иском, в котором просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 и земельным участком с кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 +/- 16 кв.м. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов: земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, , с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 зарегистрировать за ФИО2, установить ипотеку (обременение) в силу закона, земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 +/- 16 кв.м. зарегистрировать за ФИО1, снять ипотеку (обременение) в силу закона.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен должным образом, мотивированную позицию представил в отзыве, где просил отказать в удовлетворении требований иска.

Представитель заинтересованного лица КПК «Содействие» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен в установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Об отложении дела стороны не просили и документы об уважительной причине неявки не представили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся сторон о дате и времени судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ ).

Согласно части 2 статьи 7 ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно статье 8 ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно материалам административного дела за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35 общей площадью 2005 кв.м., +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 по адресу: г. Краснодар, .

Указанные объекты недвижимости ФИО2 приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 за счет заемных денежных средств КПК «Содействие», в связи с чем, на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:35 и жилой дом с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 установлено обременение в виде ипотеки.

За ФИО1 согласно ЕГРН зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 расположенный по адресу: г. Краснодар, .

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет в отношении жилого дома с кадастровым номером 23:43:0000000:5616, а именно изменения года завершения строительства, количества этажей и уточнение местоположения жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0102012:36.

С заявлением были сданы следующие документы: технический план от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору займа.

На основании указанных документов в отношении объекта с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 внесены изменения: год завершения строительства 1957 год, количество этажей 1, кадастровый номер объекта, в пределах которого расположен жилой дом 23:43:0102012:36, кроме того, изменен адрес: с .

Обращаясь в суд с административным иском ФИО1, ФИО2 указывают, что регистрирующим органом необоснованно не изменен предмет обременения (ипотеки) и собственники упомянутых земельных участков.

Суд, изучив материалы административного дела, находит указанные доводы обоснованными.

Согласно приведенным выше нормам основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В рассматриваемом случае, на рассмотрение в регистрирующий орган помимо соответствующего заявления, представлено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору займа.

Согласно представленному дополнительному соглашению к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО2 внесли изменения в пункт 1 договора от ДД.ММ.ГГГГ в следующей редакции продавец ФИО1 продал, а покупатель ФИО2 купила в собственность жилой дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, , общей площадью 45,8 кв.м., жилой 30 кв.м., литер А, а, а1 с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36.

Аналогичного характера изменения зафиксированы и в дополнительном соглашении к договору займа.

Указанное регистрирующим органом в ходе правовой экспертизы необоснованно проигнорировано. При таких обстоятельствах, у государственного регистратора имелись основания для изменения предмета обременения (ипотеки) и собственников упомянутых земельных участков.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и приведенных норм, суд не может признать законным решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации права о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 и земельным участком с кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 +/- 16 кв.м.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований законодательства о государственной регистрации недвижимости, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 и земельным участком с кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 +/- 16 кв.м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов:

- земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, , с кадастровым номером 23:43:0102012:36 площадью 1995 +/- 16 кв.м., с расположенным на нем жилым домом общей площадью 45,8 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:5616 зарегистрировать за ФИО2, установить ипотеку (обременение) в силу закона;

- земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, кадастровым номером 23:43:0102012:35 площадью 2005 +/- 16 кв.м. зарегистрировать за ФИО1, снять ипотеку (обременение) в силу закона.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: