ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-634/2021 от 04.10.2021 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а – 634 / 2021 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В., с участием помощника судьи Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным пункта 3 постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 04 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Текстильщиков, д. 8, до 31 декабря 2023 года и возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша и отселения из него жителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, в котором просит признать незаконным пункт 3 постановления администрации МО «Барышский район» от 04 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Текстильщиков, д. 8, до 31 декабря 2023 года и возложить обязанность установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей

Мотивируя свои требования, прокурор указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка о разумности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам которой установлено следующее.

В связи с тем, что спорный дом признан аварийным после 01.01.2017, он включен в действующую в настоящее время областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № 573-П. Расселение указанного дома предусмотрено в 2028 г. Постановлением администрации МО «Барышский район» от 04.07.2018 № 360-А «О признании дома № 8 по ул. Текстилыциков г. Барыш аварийным и подлежащим сносу» (п. 3) срок отселения физических лиц из аварийного многоквартирного дома установлен до 31.12.2023 г.

Поскольку дальнейшая эксплуатация данного дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации МО «Барышский район» об установлении срока отселения дома до 31.12.2023 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Согласно акту обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 15.07.2021 состояние отдельных конструкций, систем и элементов здания оценено следующим образом:

перегородки и полы первого этажа устроены по грунту, просели, покосились, имеют уклон в пределах 3-8 см.

сети электроснабжения проложены хаотично и находятся в аварийном состоянии.

отмечается ослабление сопряжений элементов оконных и дверных коробок и переплетов, их перекос, не плотность закрывания переплетов, неисправность оконных и дверных приборов; дверные полотна осели или имеют плохой притвор по периметру коробки.

полы деревянные, прогнили, просели, со щелями до 25 мм, местами легко прогибаются под нагрузкой или с изломами отдельных досок.

нижние венцы бревен разрушаются в результате гниения, ветхого состояния, значительного срока пользования.

при проведении обследования в стенах выявлены следы систематического намокания материала стен, вызванного протечками с кровли, вследствие чего произошло гниение бревен и потеря прочности наружных несущих стен.

выявлены повреждения в стенах под опорами перемычек, местах опирания и стропильных ног в виде гниения, ветхого состояния древесины.

отмостка вокруг здания отсутствует.

отмечены многочисленные следы замачивания несущих конструкций крыши.

зафиксированы многочисленные повреждения древесины (места опирания стропильных ног на стены) гнилью, имеется изменение цвета (побурение).

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного лома.

При этом, как следует из Акта обследования помещения от 15.02.2018 №5 Межведомственной комиссии администрации МО «Барышский район», назначенной постановлением администрации МО «Барышский район» от 17.12.2012 № 1415-А «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда в целях признания пригодным (непригодным) для проживания» на кровле дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша часть листов имеет коррозию, на деревянной обрешетке кровли следы протечек; половые перекрытия имеют прогибы; печи имеют просадки, трещины; электропроводка ветхая; имеется разрушение фундамента, подтопление дома, в связи с чем в квартирах образуется грибок.

В результате выявленных дефектов указанный дом признан аварийным.

В постановлении администрации МО «Барышский район» от 04.07.2018 № 360-А «О признании дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыш аварийным и подлежащим сносу» (п. 3) срок отселения физических лиц из аварийного многоквартирного дома установлен до 31.12.2023.

Указанный срок сноса и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, относится к компетенции органа местного самоуправления.

В силу закона срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Дальнейшая эксплуатация спорного жилого дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации МО «Барышский район» об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома в 2023 году нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный срок.

Установление длительного срока - 2023 г. посягает на интересы неопределенного круга лиц - собственников помещений многоквартирного дома, членов их семей, нанимателей, а также лиц, которые в будущем будут проживать в указанном доме, а также временно находящихся в жилых и нежилых помещениях (посетители, гости, работники отделов соцзащиты, почтальоны, рабочие и т.д.), обслуживающих нежилые помещения, и тех, кто находится непосредственно около жилых домов (например, прохожих, которые могут свободно передвигаться около дома, не отвечающего требованиям законодательства).

В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В., поддержав административный иск, привел аналогичные доводы.

Заинтересованное лицо Белова Е.А. в судебном заседании административный иск прокурора поддержала в полном объеме. Из пояснений Беловой Е.А. следует, что она проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Текстильщиков, д. 8 кв.6. Является пенсионеркой. Данная квартира принадлежит ей на праве собственности, другого жилья она не имеет. Квартира, в которой она проживает, находится в неудовлетворительном состоянии, из удобств в доме только холодная вода. На учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не состоит. Срок переселения жильцов из данного дома, установленный до 31.12.2023 г., считает неразумным. Считает, что переселение жильцов необходимо ускорить.

Представители ответчика Кулишова Н.Е. и Чумбуридзе И.Г. в судебном заседании исковые требования не признали. Из пояснений представителей ответчика следует, что оспариваемое постановление было принято во исполнение областной адресной Программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., в 2018-2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № 573-П. В соответствии с оспариваемым постановлением администрации срок отселения жильцов из данного дома установлен до 31.12.2023 г. В ходе выезда было установлено, что в доме проживают жильцы, которые производят текущий ремонт своих квартир, квартиры отапливаются, и в целом дом пригоден для проживания. Во многих квартирах подведены канализация, газ, имеются все удобства. Обращено внимание, что Белова Е.А. имеет другую квартиру на праве собственности, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении Белова Е.А. не состояла и не состоит, малоимущей Белова Е.А. не признана. Обращено внимание суда, что административное исковое заявление прокурора подано по истечении трехмесячного срока, установленного ст.219 КАС РФ, что является основанием для отказа в иске.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Барышского района Ульяновской области проведена проверка разумности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, в ходе которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 15 февраля 2018 года № 5 администрацией МО «Барышский район» 04 июля 2018 года принято постановление № 360-А «О признании многоквартирного дома № 8 по ул.Текстильщиков г.Барыш аварийным и подлежащим сносу». Пунктом 3 данного постановления установлен срок отселения жильцов из указанного многоквартирного дома до 31 декабря 2023 года.

В настоящее время действует областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № 573-П. Спорный многоквартирный дом включен в данную программу. Согласно Приложению к данной программе планируемая дата окончания переселения - 4 квартал 2028 года.

Считая срок отселения жителей из указанного многоквартирного дома до 31 декабря 2023 года неразумным и чрезвычайно длительным, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконным пункт 3 указанного постановления в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в данном многоквартирном доме до 31 декабря 2023 года и возложить обязанность установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей.

Согласно постановлению администрации МО «Барышский район» от 30 сентября 2021 года № 540-А в оспариваемое постановление внесены изменения. В частности, в пункте 3 слова «до 31 декабря 2023 года» заменены словами «до 31 декабря года, указанного в столбце «планируемая дата окончания переселения (квартал, год)» по данному адресу многоквартирного дома в приложениях к областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах» и муниципальной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории МО «Барышское городское поселение», из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах».

Заявляя требования о признании незаконным пункта 3 указанного постановления в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в данном многоквартирном доме, до 31 декабря 2023 года, прокурором не учтено, что редакция данного пункта (которую оспаривает прокурор) в настоящее время не является действующей (актуальной) в связи с внесенными в данный пункт изменениями. Поэтому данное требование прокурора (исходя из того, как оно заявлено) удовлетворению не подлежит. Требование о возложении обязанности установить разумные сроки сноса спорного дома является производным от требования о признании незаконным пункта оспариваемого постановления в части установления срока отселения до 31 декабря 2023 года.

В силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования (пункт 5 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 178 названного кодекса).

Тем самым федеральный законодатель в части 1 статьи 178 поименованного кодекса закрепил один из важнейших принципов административного судопроизводства - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотрев возможность суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) исключительно в случаях, предусмотренных названным кодексом.

По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве у суда отсутствуют процессуальные основания для принятия решения по не заявленным административным истцом требованиям.

Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства (определение от 30 января 2020 года N 25-О).

Таким образом, право определения предмета иска и способа защиты принадлежит только административному истцу.

Анализируя установленные в суде обстоятельства, учитывая положения ст.178 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора.

При этом ссылку представителей административного ответчика на пропуск прокурором трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд следует признать несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в течение всего срока, установленного оспариваемым постановлением администрации прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-179, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным пункта 3 постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 04 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Текстильщиков, д. 8, до 31 декабря 2023 года и возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома № 8 по ул. Текстильщиков г. Барыша и отселения из него жителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.И. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 года