ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-634/2023 от 14.12.2023 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2023 года <адрес>

Дудинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Щукиной Л.А.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора <адрес>, Иванова В.А.,

представителя административного ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Харламовой В.С.,

представителей заинтересованного лица – финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Петрова Е.В., Райш В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-634/2023 по административному иску прокурора <адрес> к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании недействующими со дня принятия нормативно-правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным выше административным иском к администрации <адрес> муниципального района, мотивируя свои требования тем, что, прокуратурой района по результатам анализа соблюдения администраций <адрес> муниципального района бюджетного законодательства при расходовании средств резервного фонда Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района вынесено постановление «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района». Постановлением предусмотрено внесение изменений, предусматривающих предоставление средств резервного фонда территориальным избирательным комиссиям <адрес> (п.п. 2 п. 1 постановления). Кроме того, предусмотрена обязанность получателей средств резервного фонда предоставлять отчетность об использовании средств резервного фонда в финансовое управление администрации муниципального района не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующего за отчетным (п.п. 3 п. 1 постановления). Таким образом, постановлением предусмотрена обязанность территориальных избирательных комиссий <адрес> предоставлять отчетность об использовании средств резервного фонда в финансовое управление администрации муниципального района. Ссылаясь на нормы ст. 81, ч. 3 ст. 265, ст. 266.1, ч. 4 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 ст. 57, ч. 6 ст. 1, ст. 57 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.ч. 1,5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», административный истец считает, что на избирательную комиссию возложена обязанность по предоставлению отчетов о расходовании выделенных средств бюджета муниципального образования исключительно в представительные органы муниципального образования. Обязанности председателей избирательных комиссий по предоставлению какой-либо отчетности в исполнительно-распорядительные органы муниципального образования в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления действующим законодательством о выборах не предусмотрено. Полномочия по контролю за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями осуществляется специально созданным органом – контрольно-ревизионной службой. Таким образом, административный истец считает, что проверка целевого расходования денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, не может быть проведена финансовым управлением администрации муниципального района. Помимо этого, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 44, п. 2 ст. 52, ст. 58 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес>, п.п. 29, 30, 40 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», административный истец указал, что, оспариваемое постановление в газете Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте http://pravotaimyr24.ru не размещено, а на сайте http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф размещено после регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района, на основании постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», в редакции, не имеющего на тот момент силу постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>», согласно которому, данной комиссии из резервного фонда выделены денежные средства в размере <данные изъяты> (п. 1), кроме того, на комиссию возложены обязанности предоставить отчет об использовании средств резервного фонда в соответствии с п. 3.4 Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (п. 2.2). ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального района в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно, последнее дополнено п. 5, устанавливающим порядок вступления в силу после вступления в силу постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, но не изменяющим других его положений. Таким образом, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ (в том числе и в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) администрацией муниципального района предусмотрено предоставление денежных средств из резервного фонда муниципального района территориальной избирательной комиссии в противоречие с п. 2.1 постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), которым, на момент его принятия не предусмотрено выделение денежных средств территориальным избирательным комиссиям. До настоящего времени, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, указанные постановления в газете Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» не опубликованы, на официальном сайте http://pravotaimyr24.ru, а также на сайте http://pravo-minjust.ru, http://npaво-минюст.рф не размещены. Кроме того, постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (в том числе и в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает обязанность избирательной комиссии предоставлять в финансовое управление администрации муниципального района отчет использовании предоставленных бюджетных оснований, что является недопустимым в силу вышеуказанных причин. При этом отсутствие отчета об использовании обозначенных средств резервного фонда приведет в дальнейшем к невозможности исполнения администрацией муниципального района обязанности, предусмотренной ч. 7 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ. Все вышеперечисленные оспариваемые постановления затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку предусматривают финансирование реализации прав неопределенного круга лиц выбирать и быть избранными. В этой связи административный истец просит суд признать не действующими со дня принятия: постановление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района»; постановление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>»; постановление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>» и обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес> опубликовать сообщение о принятии судебного решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца Иванов В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации <адрес> муниципального района, Харламова В.С., действующая по доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась, суду представила письменные возражения относительно административных исковых требований, из которых следует, что, из ТИК , в адрес администрации муниципального района в течение ДД.ММ.ГГГГ поступали обращения, о выделении денежных средств на организацию и проведение выборов ДД.ММ.ГГГГ, а именно, от ДД.ММ.ГГГГ исх. объем <данные изъяты>., от ДД.ММ.ГГГГ исх. объем <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. объем <данные изъяты>. руб., от ДД.ММ.ГГГГ исх. объем <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. объем <данные изъяты>. руб. Методики определения запрашиваемого объема у администрации муниципального района не имелось, из ТИК предложения об установлении или предложении такой методики не предоставлялись, а замечания и выявленные администрацией ошибки в расчетах ТИК не устранялись. Изложенное явилось основанием предвидеть возможный недостаток средств предусмотренных в районном бюджете на организацию и проведение выборов 2023 года, что, в свою очередь, послужило одним из оснований подготовки изменений в «Положение о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района». ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района вынесено постановление «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района». ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района вынесено постановление «О выделении средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района <адрес> территориальной избирательной комиссии № <адрес>» на основании постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района вынесено постановление «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района <адрес> территориальной избирательной комиссии № <адрес>». Постановление было дополнено пунктом 5, определяющим в качестве условия вступления его в силу, наступление события, которым является день вступления в силу постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района», по факту следующий за днем публикации в газете «Таймыр»). Издание принятых администрацией муниципального района нормативных-правовых актов не может осуществляться в день утверждения (подписания) таковых в силу объективных причин - после подписания нормативный акт подлежит регистрации и последующему официальному направлению в адрес редакции газеты Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр», где осуществляется техническая работа: подготовка проекта, размещение, проверка. Только после этого осуществляется издание (опубликование) нормативно-правового акта. Постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района» опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете <адрес> муниципального района «Таймыр» и с этой даты вступило в силу. При этом, следует учесть, что постановление (с изменениями в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), с учетом методических рекомендаций по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, издано в целях урегулирования организационно-распорядительных вопросов возникших между индивидуально-определенными в его тексте субъектами правоотношений, производных от бюджетных полномочий администрации муниципального района, во исполнение постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и не носит признаков нормативности, ввиду чего, не требуется опубликование его полного текста в целях вступления в силу. В ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> муниципального района <адрес> территориальной избирательной комиссией № <адрес> планировалось проведение выборов депутатов Таймырского Совета депутатов, финансирование которых осуществляется за счет средств районного бюджета. В решении от ДД.ММ.ГГГГ «О районном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ принятом Таймырским Советом депутатов, на названные цели предусматривалось <данные изъяты>. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно из районного бюджета за счет средств резервного фонда, выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, которые перечислены на расчетный счет ТИК . Таким образом, администрацией муниципального района осуществлено финансирование ТИК по виду расходов районного бюджета «Проведение выборов в представительные органы муниципального образования», что соответствует пункту 4 статьи 241 Бюджетного кодекса РФ и учтены особенности, установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Как следует из содержания подпункта 11 статьи 2 Закона № 67-ФЗ, гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Согласно ст. 57 Закона № 67-ФЗ, одной из таких гарантий является надлежащее финансирование расходов на проведение выборов. Таким образом, не обеспечение финансирования ТИК в период организации и проведения выборов в <адрес> Совет депутатов пятого созыва в ДД.ММ.ГГГГ могло оцениваться как бездействие со стороны администрации муниципального района, что нарушило бы гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Подпункт 11 ст. 2 Закона № 67-ФЗ не содержит запрета на возможность установления муниципальными правовыми актами условий, правил и процедуры, обеспечивающей реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе, за счет средств резервного фонда исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Пунктом 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ закреплено положение, из содержания которого следует, что, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Пункт 1 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ предусматривает в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Правовая природа образования резервных фондов бюджетной системы – специальная, поскольку представляет собой обособленную часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер, порядок использования которых регулируется исключительно органами исполнительной власти. Правовое положение резервных фондов регулируется отдельной статьей Бюджетного кодекса РФ (статья 81), которая, также, является специальной нормой по отношению к остальным положениям Бюджетного кодекса РФ и данные средства являются средствами исполнительных органов власти. Соответственно, порядок их использования, в соответствии с указанной статьей, регулируется также исполнительными органами власти. Бюджетные ассигнования резервного фонда местного бюджета используются по решению местной администрации. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов местных администраций прилагается к годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета. Пункт 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Таким образом, Бюджетным кодексом РФ непосредственно определена возможность расходования средств резервных фондов на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. В соответствии с положениями п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией. Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством, администрация муниципального района вправе издать муниципальный правовой акт, предусматривающий возможность финансирования расходов, которые предусмотрены не в полном объеме в районном бюджете и определить получателей средств резервного фонда. В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В соответствии со ст. 52 Устава <адрес> муниципального района, постановление администрации муниципального района - это нормативный правовой акт по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами <адрес>, издаваемый главой муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <адрес>, Уставом Таймырского муниципального района, нормативными правовыми актами Таймырского Совета депутатов. Таким образом, по смыслу Закона № 131-ФЗ и Устава <адрес> муниципального района, все решения главы местной администрации по вопросам местного значения либо переданным государственным полномочиям должны оформляться в виде постановлений местной администрации. Здесь вид акта - постановление - является формой закрепления правовых норм не по юридической силе (или общеобязательности для исполнения), а в зависимости от регулируемых им вопросов (муниципальных или переданных государственных). Таким образом, постановления местной администрации могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми актами. В силу частей 2 и 3 ст. 58 Устава <адрес> муниципального района, официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается опубликование его полного текста в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов. Официальным источником опубликования муниципальных нормативных правовых актов является газета муниципального района «Таймыр». Учитывая, что абзацем третьим ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления использовать для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов сетевых изданий, часть 5.1 статьи 58 Устава Таймырского муниципального района предусматривает использование сетевых изданий - портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» и «Официальный сайт правовой информации органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» в качестве дополнительных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений. Частью 4 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссией РФ, избирательным комиссиям субъектов РФ, территориальным избирательным комиссиям, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о выборах и референдумах. При этом, содержание термина «исполнение бюджета по расходам» полностью раскрыто в ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, согласно п. 2 которой исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. При этом, перечень этапов исполнения расходов бюджета является закрытым и не включает в себя составление и предоставление отчетности, которое наряду с исполнением бюджета является одной из самостоятельных составляющих бюджетного процесса (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ), а также самостоятельной формой бюджетных правоотношений (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). Полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по вопросам составления бюджетной отчетности, установления порядка ее составления определены ст. 154 Бюджетного кодекса РФ и не содержат каких-либо исключающих норм. Отчет об использовании средств резервного фонда согласно п. 7 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ является приложением к отчету об исполнении бюджета, который определен ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ в составе бюджетной отчетности. Соответственно, законодательством РФ о выборах и референдумах устанавливаются особенности только в части непосредственно финансирования расходов на проведение выборов (исполнения расходов бюджета), а не составления и представления отчетности. В рамках бюджетных полномочий, определенных ст. ст. 8, 9 БК РФ, в соответствии с его иными нормативными предписаниями, финансовые органы своими нормативными актами в числе прочего устанавливают: порядок составления бюджетной отчетности (ч. 2 ст. 154); порядок исполнения бюджета по расходам (ч. 1 ст. 219); порядок утверждения и доведения предельных объемов финансирования (ч. 1 ст. 226.1); порядок завершения операций в текущем финансовом году (ч. 1 ст. 242). Кроме того, муниципальными правовыми актами могут регулироваться иные отношения в сфере соответствующих бюджетов в рамках полномочий, установленных ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, в том числе, составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением; предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов; установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. С учетом того, что выделение средств резервного фонда представляет собой юридическое закрепление безотлагательного выделения денежных средств, имеющих целевое предназначение бюджетных средств, нормативные акты, регулирующие вышеуказанные правоотношения в системном взаимодействии с предписаниями закона (решения) о бюджете, определяют порядок и цели, для которых предоставляются средства бюджета. Нарушение этих норм влечет применение мер бюджетного принуждения в отношении публично-правовых образований или участников бюджетного процесса (ч. ч. 2, 3 ст. 306.4 БК РФ), а также меры административной (ст. 15.14 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 285.1 УК РФ) в отношении должностных лиц. Нарушение порядка составления и ведения бюджетной росписи, бюджетной сметы, порядка предоставления бюджетной отчетности влечет применение к должностным лицам мер административной ответственности, предусмотренных соответственно ст. ст. 15.15.9, 15.15.7, 15.15.6 КоАП РФ. Нарушение порядка исполнения бюджета может повлечь применение мер административной ответственности, предусмотренных ст. ст. 15.15.10, 15.15.11 КоАП РФ, а также применение многих других мер юридической ответственности. В условиях отсутствия равенства перед законом, вызванного неопределенностью содержания правовых норм, регулирующих последствия признания судом нормативно-правового акта недействующим, возможное выборочное применение мер юридической ответственности согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, станет проявлением произвола в процессе правоприменения, с соответствующими негативными последствиями для режима законности в бюджетной сфере. В этой связи, администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района просит суд в удовлетворении административного искового заявления прокурора района отказать в полном объеме.

Представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ФИО5, ФИО2 в судебном заседании с иском не согласились, пояснив, что, в целом поддерживают позицию представителя административного ответчика, а также дополнительно пояснили, что, в случае удовлетворения административного иска должны будут наступить последствия для избирательной комиссии, которая должна будет вернуть администрации района незаконно полученные, в таком случае, денежные средства, выделенные на проведение выборов, а также, проведенные выборы должны будут считаться недействительными и проведены вновь, что представляется сомнительным и вызывает неопределенность. Помимо этого, представителем финансового управления администрации муниципального района представлен письменный отзыв на административный иск, где, в частности, указано, что, расходы на подготовку и проведение избирательной компании ДД.ММ.ГГГГ года изначально планировались и были включены в решение о районном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ при подготовке проекта решения. Выделенный объём средств на проведение выборов в районный Совет депутатов в сумме <данные изъяты> был определен, руководствуясь рекомендациями Избирательной комиссии <адрес>, предоставленными письмом от ДД.ММ.ГГГГ с учетом одновременного проведения указанных выборов с выборами <адрес>, депутатов в представительные органы г.<адрес> и с.<адрес> и являлся достаточным. Предусмотренный в районном бюджете объем средств не включал необоснованные и избыточные бюджетные расходы в осуществлении которых был заинтересован ТИК , например были исключены расходы, предусматривающие оплату в полном объеме работы одних и тех же членов комиссии за одно и то же отработанное время из 4-х разных источников (краевого, районного, городского и сельского бюджетов), а также оплату необоснованного привлечения работников (в том числе и членов комиссии) еще и по договорам гражданско-правового характера для выполнения работ, оказания услуг (в том числе дублирующего характера). Однако, уже в ДД.ММ.ГГГГ председателем Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес> начали регулярно направляться обращения в адрес администрации муниципального района о недостаточности выделенного объёма средств на подготовку и проведение выборов депутатов в районный Совет депутатов. Решение о районном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ было принято ДД.ММ.ГГГГ. При этом, первое обращение о недостаточности бюджетных ассигнований поступило письмом ТИК только ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> и не содержало достаточных обоснований и подтверждающих потребность документов. Затем сумма потребности неоднократно менялась. Так в письме от ДД.ММ.ГГГГ она была обозначена уже в размере <данные изъяты>., а ДД.ММ.ГГГГ поступил очередной вариант потребности в расходах на подготовку и проведение выборов депутатов в районный Совет депутатов, общая сумма которых составила уже <данные изъяты> Таким образом, с учетом постоянно изменяющегося объема потребности ТИК , причем по всем направлениям расходования средств, определить какой именно объём расходов необходим для проведения выборов, исходя и представленных расчётов и подтверждающих документов, не представлялось возможным. С целью недопущения заявления ТИК необоснованных и завышенных объёмов расходов на подготовку и проведение выборов в районный Совет депутатов, администрацией муниципального района, с просьбой предоставления подробных разъяснений (рекомендаций) для планирования расходов на подготовку и проведение выборов в районный Совет депутатов, в текущем году были направлены обращения в Избирательную комиссию края ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, полученные письма Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не содержали ответов по существу поставленных вопросов. При этом, указывалось на то, что, ТИК будет проведена работа по оптимизации расходов на подготовку и проведение выборов в районный Совет депутатов, в результате которой, общая сумма расходов составит <данные изъяты> состав расходов указан не был, <адрес> озвучить в телефонном обращении подходы по формированию указанной суммы также отказался. С учетом вышеизложенного, заявленный уже в ДД.ММ.ГГГГ объем средств на проведение выборов (который неоднократно менялся ТИК ), являлся именно непредвиденными расходами для районного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ В связи с невозможностью обоснованно запланировать конкретную сумму расходов на проведение выборов и своевременно внести соответствующие изменения в решение о районном бюджете с соблюдением установленных процедур, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района был рассмотрен вопрос и принято решение о выделении дополнительных средств на подготовку и проведение выборов депутатов в районный Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ за счет средств резервного фонда администрации района. С указанной целью, в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, были приняты оспариваемые постановления администрации муниципального района. Таким образом, финансовое управление считает, что, нарушений со стороны администрации муниципального района бюджетного законодательства, законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере муниципальных правовых актов и законодательства о выборах и референдуме при издании указанных постановлений не допущено, порядок вступления в законную силу нормативных правовых актов соблюден, оснований для отмены принятых нормативных актов не имеется, требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии , ФИО6, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, а также письменный отзыв на административный иск, где указано, что, оспариваемые нормативно-правовые акты органа местного самоуправления приняты с нарушением федерального и регионального законодательства. Так, постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в действующее Положение о порядке использования средств резервного фона администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие: предоставление средств резервного фонда территориальным избирательным комиссиям <адрес> с соблюдением требований бюджетного законодательства; возложение обязанности на получателей этих средств предоставлять отчетность об использовании средств резервного фонда в финансовое управление администрации муниципального района. Статьей 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено создание в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), в том числе резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, и используются по решению местной администрации (пункты 4 и 5 статьи 81 БК РФ). И, хотя перечень мероприятий, который может быть предусмотрен порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, открыт, тем не менее, расходы в любом случае должны быть непредвиденными. Исходя из положений п. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, не могут быть обеспечены за счет средств резервного фонда, поскольку такие расходы не являются непредвиденными расходами. Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом № 67-ФЗ, из пункта 6 ст. 1 которого следует, что, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону № 67-ФЗ.Нормы Бюджетного кодекса РФ подлежат применению к отношениям по финансированию расходов на проведение выборов с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 67-ФЗ, который является специальным при регулировании соответствующих правоотношений (п. 4 ст. 241 БК РФ). Пунктом 15 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что, территориальные комиссии представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. При этом, под законодательством РФ понимается право, основанное на Конституции Российской Федерации, включающее в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации). Нормативные правовые акты местной администрации в данный перечень не входят. Согласно п. 6 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ, председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. Отчеты избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются в представительные органы муниципальных образований. Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», где также предусмотрена обязанность по предоставлению отчетов исключительно в представительный орган муниципального образования. С учетом положений п. 7 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ и согласно п. 6 ст. <адрес>, порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, устанавливается Избирательной комиссией <адрес> по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по <адрес>. В рамках предоставленной компетенции, непосредственно сроки и форма отчетности по средствам, выделенным на подготовку и проведение выборов, регулируются решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления в <адрес>», где также закреплено, что, отчет о поступлении и расходовании средств местных бюджетов, выделенных на подготовку и проведение выборов, территориальные комиссии представляют исключительно в представительный орган муниципального образования (п. п. 2.2, 2.6, 2.8). Все вышеперечисленные нормы являются исчерпывающими, имеют прямое действие и не позволяют под каким-либо предлогом (в том числе применение таких финансовых инструментов как резервный фонд администрации муниципального района) устанавливать собственные правила отчетности по средствам, выделенным на подготовку и проведение выборов, расширять круг организаций, которым направляются отчеты, устанавливать иные формы отчетности и требования по направлению первичных бухгалтерских документов сторонним организациям. ТИК №<адрес> также согласна с доводами административного истца в части того, что, у финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района нет полномочий осуществлять проверку целевого расходования денежных средств, выделенных территориальным комиссиям на подготовку и проведение выборов в представительный орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 26 и п. 1 ст. 60 Федерального закона № 67-ФЗ, контроль за целевым использованием средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления возложен на территориальную избирательную комиссию и созданную при ней контрольно-ревизионную службу. Возможность осуществления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования контрольных полномочий по проверке целевого использования средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления законодательством РФ не предусмотрена. Вопреки установленным федеральным законодательством нормам, администрация муниципального района своим нормативно-правовым актом фактически наделяет финансовое управление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района полномочиями по контролю за целевым использованием территориальной комиссией средств, выделенных на подготовку и проведение выборов в представительные органы местного самоуправления. По мнению ТИК №<адрес>, оспариваемое постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фона администрации Таймырского <адрес>» - это ничто иное, как вмешательство органа местного самоуправления в деятельность избирательной комиссии, которая в силу Федерального закона, в пределах своей компетенции независима (п. 7 ст. 3 и п. 12 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ). Об этом свидетельствует само содержание документа, где закреплено право требования финансовым органом администрации района от получателя средств резервного фонда первичных финансовых документов в установленные сроки, и закрепленная ответственность в случае не предоставления запрашиваемых документов - получатель обязан вернуть денежные средства в резервный фонд, то есть прямое нарушение ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ. На основании изложенного. Территориальная избирательная комиссия №<адрес> считает административный иск прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица - избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела комиссия надлежаще уведомлена, суду представлены письменные возражения относительно административного иска, где указано, что, согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения на органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов возлагаются полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов. В силу п. 1 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», расходы избирательных комиссий, связанные с организацией и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, осуществляются за счет средств местного бюджета. В соответствии с п. 3 ст. 57 Федерального закона, п. 2 ст. <адрес>, главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. На основании ч. 9 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Таймырскую Долгано-Ненецкую территориальную избирательную комиссию № <адрес> возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район <адрес>. в силу вышеизложенных правовых норм, Таймырская Долгано-Ненецкая территориальная избирательная комиссия № <адрес> является главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов в органы местного самоуправления на территории муниципального образования Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район <адрес>. Избирательная комиссия <адрес> в соответствии с п. 3 ст. <адрес> участвует в выборах в органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных ст. <адрес>, а именно: а) осуществляет координацию и методическое руководство деятельностью окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований; б) дает обязательные для исполнения разъяснения о порядке применения <адрес> и обеспечивает его единообразное исполнение; в) анализирует и обобщает итоги выборов; г) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законам. Кроме того, избирательная комиссия <адрес> при проведении выборов в органы местного самоуправления в <адрес> не имеет в отношении территориальных избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления никаких организационно-властных полномочий, за исключением рассмотрения жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий (п. 7 ст. 75 Федерального закона). В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об избирательной комиссии <адрес>», финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии <адрес> производится за счет средств федерального и краевого бюджетов. Состав расходных обязательств бюджетной сметы избирательной комиссии <адрес> не включает статьи расходов на обеспечение финансирования избирательных кампаний муниципальных образований. Также, законодательством о выборах и референдумах, на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не возлагается полномочий по осуществлению контроля в отношении расходов избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в муниципальных образованиях. Учитывая вышеизложенное, территориальные избирательные комиссии при исполнении возложенных на них полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления являются самостоятельными участниками избирательного процесса, в том числе, при организации финансирования и контроля за использованием выделенных средств на указанные цели, в то время как избирательная комиссия <адрес> не является участником данных правоотношений ни в качестве вышестоящей избирательной комиссии, ни в качестве субъекта финансирования соответствующих расходных обязательств, ни в качестве контролирующего органа.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 и ч. 2 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с п. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

В силу п.1 ст. 44 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным указанным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 52 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, постановления и распоряжения администрации муниципального района входят в систему правовых актов муниципального района. При этом, постановление администрации муниципального района - нормативный правовой акт по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами <адрес>, издаваемый главой муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Таймырского Совета депутатов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов определен статьей 57 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в соответствии с которой, нормативные правовые акты иных органов местного самоуправления муниципального района (к которым отнесена администрация муниципального района), в том числе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если более поздний срок не установлен в самом Уставе муниципального района, нормативном правовом акте.

В судебном заседании установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в лице главы муниципального района ФИО7 принято постановление «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», которым, в частности, предусмотрено предоставление средств резервного фонда территориальным избирательным комиссиям <адрес> (п.п. 2 п. 1 постановления). Кроме этого, п.п. 3 п. 1 постановления предусмотрено, что «получатели средств резервного фонда в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий по расходованию выделенных средств, а по средствам, выделенным в декабре текущего года – в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующего за отчетным, представляют в финансовое управление администрации муниципального района отчетность об использовании средств резервного фонда, в состав которой входят: отчет об использовании средств резервного фонда по форме согласно приложению к Положению; пояснительная записка об использовании средств резервного фонда; копии муниципальных контрактов (договоров, соглашений) с физическими и юридическими лицами на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров; копии документов об оплате труда, социальных выплат, о приемке и оплате выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров; иные документы, подтверждающие расходование средств. По запросам финансового управления администрации муниципального района соответствующие документы подлежат представлению получателями средств резервного фонда в установленные им сроки. В случае невыполнения получателями средств резервного фонда требований данного пункта, ранее полученные средства из резервного фонда подлежат возврату».

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 23 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, исполнительно-распорядительным органом администрации района является администрация муниципального района.

Отдел по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг является структурным подразделением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Согласно ч. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

В соответствии с п.1.1 Положения «Об отделе по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», утвержденного распоряжением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-а (ред. от ДД.ММ.ГГГГ-а), указанный отдел является структурным подразделением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и органом внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляющим внутренний муниципальный финансовый контроль, и органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в числе прочих, государственные (муниципальные) учреждения, к которым, в соответствии с п. 3 ст. 51 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, относится избирательная комиссия муниципального района, а также главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, к каковым, в силу ч. 3 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относятся и территориальные избирательные комиссии.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 вышеназванного Федерального закона № 67-ФЗ, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодательно установлено, что Федеральный закон № 67-ФЗ является специальным в области регулирования отношений по проведению выборов, и, соответственно, нормы указанного Федерального закона подлежат применению к рассматриваемым отношениям.

Вопросы финансового обеспечения и проведения выборов урегулированы Федеральным законом № 67-ФЗ, в ст. 57 которого закреплено, что, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», где указано, что, расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований производятся за счет средств местного бюджета. В соответствии с ч. 2 данной статьи главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования.

При этом, из п. 6 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что, ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом, возложена на председателей избирательных комиссий.

Аналогичные положения содержатся в ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», где предусмотрено, что обязанность по предоставлению финансовых отчетов избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, о расходовании бюджетных средств на выборы, представляется в представительный орган муниципального образования.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, устанавливается Избирательной комиссией <адрес> по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по <адрес> (ч. 6 ст. <адрес>).

Такой Порядок в <адрес> утвержден решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.2 указанного Порядка , бюджетный учет средств местного бюджета, выделенных на цели, указанные в пункте 1.10 раздела 1 настоящего Порядка, ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными актами министерства финансов Российской Федерации с учетом законодательства о выборах.

Комиссии представляют отчеты о поступлении и расходовании средств местных бюджетов, выделенных на подготовку и проведение выборов в представительный орган муниципального образования с приложением пояснительной записки не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования результатов выборов в орган местного самоуправления (п. 2.6 Порядка ).

Таким образом, как Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом , так и установленным Порядком , на избирательную комиссию возложена обязанность по предоставлению отчетов о расходовании выделенных средств бюджета муниципального образования исключительно в представительные органы муниципального образования.

В силу п. 2.8 Порядка , председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные законами и настоящим Порядком.

Таким образом, действующим законодательством о выборах не предусмотрено обязанности председателей избирательных комиссий по предоставлению какой-либо отчетности в исполнительно-распорядительные органы муниципального образования в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме этого, в соответствии со ст. 60 Федерального закона № 67-ФЗ, для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, создаются контрольно-ревизионные службы, в том числе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - также при окружных избирательных комиссиях, при проведении выборов в органы публичной власти федеральной территории - при избирательной комиссии, организующей указанные выборы, а в случаях, предусмотренных законом, и при иных комиссиях.

Согласно ст. <адрес>, в соответствии с Федеральным законом для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, при избирательных комиссиях муниципальных образований могут создаваться контрольно-ревизионные службы.

Таким образом, законодательством о выборах предусмотрено, что, полномочия по контролю за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями осуществляются специально – созданным органом, а именно контрольно-ревизионной службой.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что, в компетенцию финансового управления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не входит проведение проверки целевого расходования денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, а, следовательно, постановление администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», является противоречащим требованиям действующего законодательства.

В этой связи, административные исковые требования прокурора <адрес> в части признания недействующим со дня его принятия вышеназванного постановления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, судом установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в лице главы муниципального района ФИО7 принято постановление «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>», согласно п. 1 которого выделены денежные средства резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес> в размере <данные изъяты> на подготовку и проведение в ДД.ММ.ГГГГ выборов депутатов Таймырского <адрес> Совета депутатов пятого созыва. Также, пунктом 2 указанного постановления на территориальную избирательную комиссию № <адрес> возложена обязанность предоставить отчет об использовании средств резервного фонда в соответствии с п. 3.4 Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в лице временно исполняющей полномочия главы муниципального района ФИО8, принято постановление «О внесении изменения в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>», в соответствии с которым, в указанное выше постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в части дополнения его пунктом 5, предусматривающим, что, «Настоящее постановление вступает в силу в день, следующий за днем его подписания, но не ранее дня вступления в силу постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района».

В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования. Порядок обнародования муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Под обнародованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, понимается: 1) официальное опубликование муниципального правового акта; 2) размещение муниципального правового акта в местах, доступных для неограниченного круга лиц (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах); 3) размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 4) иной предусмотренный уставом муниципального образования способ обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальным правовым актом, в том числе соглашением, заключенным между органами местного самоуправления. Официальным опубликованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение его полного текста в сетевом издании.

Во исполнение вышеприведенных положений Федерального закона, статьей 57 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен порядок вступления в силу муниципальных правовых актов и сроки их действия, где указано, что, Устав муниципального района; нормативные правовые акты Таймырского Совета депутатов (за исключением нормативных правовых актов Таймырского Совета депутатов о районном бюджете, его изменении); нормативные правовые акты иных органов местного самоуправления муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если более поздний срок не установлен в самом Уставе муниципального района, нормативном правовом акте.

Также, в Уставе приведен порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, где указано, что, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается опубликование его полного текста в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов. Официальным источником опубликования муниципальных нормативных правовых актов, соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, является газета муниципального района «Таймыр». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений дополнительно используются сетевое издание - портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС77-72471 от ДД.ММ.ГГГГ) и сетевое издание – «Официальный сайт правовой информации органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (www.pravotaimyr24.ru, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС77-81142 от ДД.ММ.ГГГГ) (части 1-3, 5.1 ст. 58 Устава).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 29, 30, 40 постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. Следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Анализируя вышеизложенное и принимая во внимание, что упомянутый выше обжалуемый нормативно-правовой акт администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» был опубликован в газете муниципального района «Таймыр» ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в силу он вступил ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, пунктом 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что, постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр».

Однако, ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до момента вступления в силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», предусматривающего возможность предоставления средств из резервного фонда территориальным избирательным комиссиям <адрес> с соблюдением требований бюджетного законодательства, администрацией Таймырского муниципального района принято постановление «О выделении средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № <адрес>» с возложением на Таймырскую Долгано-Ненецкую территориальную избирательную комиссию № <адрес> предоставить отчет об использовании средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в соответствии с п. 3.4 Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ, также, до момента официального опубликования и вступления в силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», администрацией муниципального района принято постановление , которым в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части дополнения его пунктом 5, предусматривающим порядок вступления его в силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, административные исковые требования прокурора <адрес> в части признания недействующими со дня их принятия постановлений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, также являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку, во-первых, в нарушение действующего законодательства, указанные постановления в газете Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» не опубликованы и на официальных сайтах не размещены; во вторых, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на Таймырскую Долгано-Ненецкую территориальную избирательную комиссию № <адрес> также незаконно возложена обязанность предоставления отчета об использовании средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в соответствии с п. 3.4 Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, то есть, в финансовое управление администрации муниципального района.

Более того, вышеприведенные постановления администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были приняты до момента вступления в силу постановления администрации Таймырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, что является недопустимым, о чем ранее было указано выше.

Доводы представителя административного ответчика о том, что, оспариваемые постановления администрации Таймырского муниципального района не являются нормативно-правовыми актами, а, следовательно, не подлежали опубликованию, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут быть прияты судом во внимание.

Пояснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица относительно имевшей место переписке с другими государственными и муниципальными органами относительно порядка и объема финансирования выборов, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При указанных обстоятельствах, государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации <адрес> муниципального района о признании недействующими со дня принятия нормативно-правовых актов, удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования средств резервного фонда администрации <адрес>».

Признать не действующим со дня принятия постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района <адрес> территориальной избирательной комиссии № <адрес>».

Признать не действующим со дня принятия постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств резервного фонда администрации <адрес> муниципального района <адрес> территориальной избирательной комиссии № <адрес>».

Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления сообщение о принятии судебного решения о признании не действующими со дня принятия нормативно-правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда <адрес>.

Судья А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.