ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6353/19 от 14.09.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-648/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2020 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Булановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1

о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области от 23.06.2015 года № 139-П «О прекращении регионального государственного строительного надзора за объектом капитального строительства»,

возложении обязанности на Государственную инспекцию строительного надзора Сахалинской области возобновить региональный государственный строительный надзор за строительством II очереди объекта «Здания жилые общего назначения многосекционные со встроенными на первом этаже кафе и магазинами», расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес>,

установил:

ФИО1 обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привёл следующие обстоятельства.

Административный истец являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес> обратился в Государственную инспекцию строительного надзора по Сахалинской области с просьбой провести проверку по факту не ввода в эксплуатацию на протяжении длительного времени застройщиком многоквартирного дома - ООО «<данные изъяты>» 2-й очередь строительства – «Встроенные на первом этаже кафе и магазины», что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В соответствии с проектной документацией на многоквартирный дом, котельная должна находиться на юго-западе участка, однако застройщик перенес котельную в иное место без изменения и согласования проектной документации. 05.07.2019 года ФИО1 получил отказ Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области в проведении проверки. В обоснование своего отказа инспекция указала, что из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, следует, что все помещения объекта, включая нежилые помещения, расположенные на первом и подвальном этажах (II очередь) находятся в собственности юридических и физических лиц, то есть объект находится в стадии эксплуатации на законных основаниях. Кроме этого инспекция указала, что осуществление государственного и строительного надзора предусмотрено законодательством только в отношении строящегося объекта капитального строительства. В связи с чем, осуществление регионального строительного надзора прекращено на основании распоряжения Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области от 23.06.2015 года № 139-П. В свою очередь, административный истец ссылается на пункты 2.1, 2.2 Постановления от 21 декабря 2009 года № 537-па «Об утверждении положения о государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области», где основными задачами Государственной инспекции являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации; оценка соответствия построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации. Таким образом, до получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплантацию Государственная инспекция строительного надзора обязана производить государственный строительный надзор. Нарушение застройщиком проектной документации, эксплуатация объекта незавершенного строительства представляют собой угрозу жизни и безопасности жильцов дома, и нарушают их право на безопасное проживание.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области от 23.06.2015 года № 139-П «О прекращении регионального государственного строительного надзора за объектом капитального строительства», возложить обязанность на Государственную инспекцию строительного надзора Сахалинской области возобновить региональный государственный строительный надзор за строительством II очереди объекта «Здания жилые общего назначения многосекционные со встроенными на первом этаже кафе и магазинами», расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес>, признать незаконным отказ в проведении выездной проверки в порядке пункта б) части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, изложенный в ответе от 05.07.2019 года, возложить обязанность провести выездную проверку по фактам, изложенным в заявлении от 06.06.2019 года.

Определением от 06.05.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен Департамент землепользования города Южно-Сахалинска.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 04.06.2020 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска.

В судебном заседании административный истец ФИО1 представил заявление об отказе от иска в части требований признать незаконным отказ в проведении выездной проверки, возложить обязанность на административного ответчика провести выездную проверку по фактам, изложенным в заявлении от 06.06.2019 года. Отказ от иска в указанной части судом принят, о чем вынесено соответствующее определение. Остальные требования истец поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, полагал, что ответчиком нарушено его (ФИО1) право на безопасное проживание в доме, поскольку в эксплуатацию введен объект, не прошедший государственный строительный надзор.

Представитель Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области ФИО9 возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованных лиц ФИО10 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав мнение участников административного процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления гражданина надлежит отказать.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 54.

Согласно пункту 16 названного Положения, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или техническому заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или технического заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на проектную документацию (пункт 19 Положения).

Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, определено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Из материалов дела суд установил, что административный истец ФИО1является собственником жилого помещения – квартиры <адрес> в г.Южно-Сахалинске.

Строительство данного дома осуществляло ООО «<данные изъяты>».

14 марта 2008 года застройщику было выдано разрешение на строительство объекта «квартал малоэтажных домов», расположенных по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес>. Приказом ООО «<данные изъяты>» от 28.12.2010 года № 1 наименование объекта изменено на «здания жилые общего назначения многосекционные со встроенными на первом этаже кафе и магазинами» и произведен раздел объекта на две очереди: 1-я очередь – здания жилые общего назначения, многосекционные, 2-я очередь – встроенные на первом этаже кафе и магазины.

29 декабря 2010 года Государственной инспекцией строительного надзора Сахалинской области застройщику выдано заключение о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации построенного объекта капитального строительства «Здания жилые общего назначения многосекционные со встроенными на первом этаже кафе и магазинами, 1-я очередь. Здания жилые общего назначения многосекционные».

30 декабря 2010 года администрацией города выдано разрешение о вводе в эксплуатацию 1-й очереди строительства.

23 июня 2015 года Государственной инспекцией строительного надзора Сахалинской области вынесено распоряжение № 139-П «О прекращении регионального государственного строительного надзора за объектом капитального строительства».

Поводом для его принятия послужила выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой, все помещения объекта, включая встроенные нежилые помещения, расположенные на первом и подвальном этажах, находятся в собственности юридических и физических лиц.

С данным распоряжением административный истец не согласен, полагает, что оно является незаконным и нарушает его право на безопасное проживание в доме <адрес>.

Судом установлено, что после введения в эксплуатацию объекта 1-й очереди, застройщик ООО «<данные изъяты>» с заявлением о вводе в эксплуатацию 2-й очереди объекта строительства «Встроенные на первом этаже кафе и магазины» в уполномоченный орган не обращался; а 14.12.2018 года ООО «<данные изъяты>» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее юридическое лицо.

Суд считает, что поскольку осуществление государственного строительного надзора предусмотрено законодательством только в отношении строящегося объекта капитального строительства, в то время как многоквартирный дом находится в эксплуатации, расположенные в нем помещения принадлежат на праве собственности физическим и юридическим лицам, правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности возобновить строительный надзор отсутствуют.

Кроме этого, в нарушение положений части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав/законных интересов, связанных с проживанием в доме , который, по мнению ФИО1, является объектом незавершенного строительства.

По смыслу положений статьей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено. В рамках данного дела не установлено наличие совокупности условий, при которых спор мог быть разрешен в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области от 23.06.2015 года № 139-П «О прекращении регионального государственного строительного надзора за объектом капитального строительства», возложении обязанности на Государственную инспекцию строительного надзора Сахалинской области возобновить региональный государственный строительный надзор за строительством II очереди объекта «Здания жилые общего назначения многосекционные со встроенными на первом этаже кафе и магазинами», расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Южно-Сахалинского городского суда Н.Л. Перченко