ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-635/2016 от 07.06.2016 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-635/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи

при секретаре Синаковой О.А.

с участием прокурора Норбоевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чернышевского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «<данные изъяты> о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

установил:

Прокурор Чернышевского района обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления и противодействия коррупции установлено, что в настоящее время у администрации сельского поселения «<данные изъяты> отсутствует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом, на официальном портале <данные изъяты>» в разделе городские и сельские поселения муниципального района у Администрации поселения создана страница, на которой предусмотрена возможность размещения информации о деятельности органов местного самоуправления. Размещение информации на указанном портале осуществляется администрацией МР «Чернышевский район». Однако администрацией сельского поселения <данные изъяты>» информация о деятельности органов местного самоуправления поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена не в полном объеме. Так в Портале не размещены адрес электронной почты, сведения о полномочиях, задачах и функциях органов местного самоуправления, нормативные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, не указаны сведения о государственной регистрации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципального образования, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению из безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы и т.д.), информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Допущенные администрацией сельского поселения <данные изъяты>» нарушения являются незаконными, нарушают права граждан на доступ к информации, в связи с чем, требуют устранения.

В судебном заседании прокурор Норбоева А.Б. исковые требования поддер-жала, просит удовлетворить их в полном объеме, дала показания аналогичные иско-вому заявлению.

Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения «<данные изъяты>» будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах не явки с суд не сообщил, и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав пояснения прокурора Норбоевой А.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 6, 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение организации местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности, используя сеть «Интернет» создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, при этом законом не закреплено, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является: открытость, доступность и достоверность информации.

В соответствии со ст. 13 указанного закона определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещенной в сети «Интернет», но при этом ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в ч. 1 ст. 13 Закона № 8 ФЗ, могут размещать иную информацию о своей деятельности, которая определяется в порядке, утвержденным органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 и 3 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 –ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от организации местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии с ч. 4,5 ст. 8 указанного закона на территории Российской Федерации доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающее положение организаций и полномочия органов местного самоуправления, к информации о состоянии окружающей среды, к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную <данные изъяты> накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев архивов, а также в муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией не может быть ограничен. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определен перечень информации, обязательной для размещения органами местного самоуправления на официальном сайте в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет»:

- общая информация об органе местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, сведения о полномочиях, задачах, функциях, сведениях о руководителях, начальниках отделов и т.д. );

- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа самоуправления (нормативные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, сведения о государственной регистрации, тесты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципального образования, информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, административные регламенты, установленные обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления, порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления);

- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

- информацию о состоянии защиты населения и территорий о чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

- информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организаций;

- тесты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

- статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления (статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развитие сфер деятельности, сведения об использовании выделяемых бюджетных средств, сведения о предоставленных организациях и индивидуальным предпринимателям льготам, отсрочкам, рассрочкам;

- информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При этом должна быть определена периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и замещающие указанные должности, размещаются в информационно –телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Администрацией сельского поселения «<данные изъяты> информация о деятельности органов местного самоуправления поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена не в полном объеме. Администрацией поселения на Портале не размещены адрес электронной почты, сведения о полномочиях, задачах и функциях органов местного самоуправления, нормативные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, не указаны сведения о государственной регистрации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципального образования, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению из безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы и т.д.), информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Бездействие администрации поселения, не разместившей информацию о своей деятельности, является незаконным, нарушает права граждан на доступ к информации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Чернышевского являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 218 КАС РФ суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «<данные изъяты> по непредставлению в Администрацию муниципального района «<данные изъяты>» для размещения в сети «Интернет» на странице администрации на официальном портале Забайкальского края по адресу «<данные изъяты> в разделе городские и сельские поселения муниципального района информации, подлежащей обязательному размещению в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» предоставить в Администрацию муниципального района «<данные изъяты>» информацию о своей деятельности, а именно: адрес электронной почты, сведения о полномочиях, задачах и функциях органов местного самоуправления, нормативные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, указать сведения о государственной регистрации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципального образования, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению из безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы и т.д.), информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, для размещения на официальном портале Забайкальского края по адресу <данные изъяты> разделе городские и сельские поселения муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в административную коллегию Забайкальского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Чернышевский районный суд.