50RS0021-01-2022-005159-09 Дело № 2а-6363/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2022 года город Красногорск, Московская область
Красногорский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Белоусовой М. А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению образования Администрации г.о. Красногорск, Администрации г.о. Красногорск о признании незаконным бездействия, отказа в предоставлении места в детском саду, возложении обязанности,
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к Управлению образования Администрации г.о. Красногорск, Администрации г.о. Красногорск о признании незаконным бездействия, отказа в предоставлении места в детском саду, возложении обязанности.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление образования Администрации г.о. Красногорск с заявлением о постановке на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении своей несовершеннолетней дочери ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В качестве приоритетного ею выбрано дошкольное учреждение МБДОУ детский сад №.
26.02.2022г. истец обратилась с заявлением о предоставлении места в выбранном ДОУ с сентября 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением дан ответ об отказе в предоставлении места в выбранном ДОУ без указания законных причин, а также сообщено, что вопрос о предоставлении места будет рассматриваться в 2023-2024 году.
На основании изложенного, с учетом изменения требования в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просила признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении места несовершеннолетней ФИО1 в дошкольном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, обязать предоставить несовершеннолетней ФИО1 место на полный день в младшей группе от 2 до 3 лет в дошкольном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Административный ответчик Управление образования Администрация г.о. Красногорск в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывал, что на ДД.ММ.ГГГГ ребенку истца еще не исполнится 2-х лет, в ответах разъяснили истцу, что вопрос о предоставлении места для ребенка в дошкольном учреждении будет решатся на 2023/2024 год.
Административный ответчик Администрация г.о. Красногорск в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска, по доводам, изложенным в письменно отзыве, полагая права административного истца не нарушенными.
Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.
Гарантии права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ст.ст. 7 и 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9), а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст. 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и 2 ст. 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано ч. 3 и 4 ст. 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Согласно п. 1 ст. 39 Устава городского округа , принятому решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация городского округа Красногорск - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами .
В силу п.п. 1.1, 2.1.1. 2.1.2. 2.1.4. 2.1.8. положения об Управлении образования администрации городского округа , утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение) Управление является органом администрации городского округа , обладающим правами юридического лица, к основным задачам которого относятся в том числе: обеспечение права граждан на образование путем создания условий для эффективного функционирования и развития системы образования на территории городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях городского округа; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях городского округа и организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации возложенных на него задач Управление, как следует из п.п. 3.1.5, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения, организует предоставление в т.ч. общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях; обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования на территории городского округа; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей при выборе формы получения образования и (или) формы обучения по основной образовательной программе; ведет прием граждан и юридических лиц, своевременно и качественно рассматривает обращения.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановлением администрации городского округа Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа », который разработан на основании Типового административного регламента Министерства образования .
В соответствии с пунктом 8 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ№, прием в муниципальные образовательные организации осуществляется по направлению органа местного самоуправления посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Во исполнение части 14 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановка детей на учет для зачисления в ДОО, а также распределение детей для получения направления (путевки) в ДОО осуществляется с помощью Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (далее – ЕИС «Зачисление в ДОУ») в автоматическом режиме согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в ДОО и льготного статуса семьи.
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен порядок направление детей в ДОО.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента при поступлении заявлений о предоставлении Муниципальной услуги от одной категории Заявителей, такие заявления рассматриваются в порядке очередности в зависимости от даты их подачи Заявителями.
Пунктом 6.2 Административного регламента установлено, что направление детей в ДОО осуществляется в рамках основного направления (комплектования) в ДОО на новый учебный год (для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года) ежегодно на дату, установленную администрацией городского округа с 01 апреля по 01 июля текущего года и в рамках доукомплектования в течение всего календарного года при наличии свободных мест, и определяется настоящим Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 16.16 Административного регламента если в процессе направления (комплектования) места в ДОО предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников». Они обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего календарного года.
В соответствии с пунктом 16.5 Административного регламента направление (комплектование) в ДОО осуществляется Управлением образования в автоматическом режиме посредством ЕИС «Зачисление в ДОУ». На основании Заявлений Заявителей формируется единый электронный реестр заявлений по каждой ДОО по учебным годам с учетом приведенных следующих критериев:
- даты желаемого поступления ребенка в ДОО, заявленной на начало учебного года (1 сентября желаемого года поступления, например: ДД.ММ.ГГГГ);
- возрастных категорий детей и возрастных групп на начало учебного года (для детей от 6 (шести) до 7 (семи) лет, от 5 (пяти) до 6 (шести) лет, от 4 (четырех) до 5 (пяти) лет, от 3 (трех) до 4 (четырех) лет, от 2 (двух) до 3 (трех) лет и другие);
- даты постановки на учет ребенка для поступления в ДОО;
- наличие льготы для получения Муниципальной услуги;
- наличие свободных мест в ДОО для каждой возрастной категории детей в соответствующей возрастной группе;
- регистрации по месту жительства на территории, закрепленной за ДОО городского округа ;
- регистрации по месту жительства на территории городского округа , не закрепленной за ДОО;
- регистрации по месту пребывания на территории городского округа , закрепленной за ДОО;
- регистрации по месту пребывания на территории городского округа , не закрепленной за ДОО;
- фактического проживания на территории городского округа .
В соответствии с пунктом 16.7 Административного регламента при направлении (комплектовании) в ДОО возраст ребенка определяется на 1 сентября нового учебного года. Возрастные категории детей рассчитываются автоматически. Внутри своей возрастной категории дети упорядочиваются по дате постановки с учетом критериев, указанных в пункте 16.5 настоящего Административного регламента. Изменение расчета возраста с 1 сентября текущего учебного года на 1 сентября следующего учебного года осуществляется автоматически на начало нового календарного года. При изменении расчета возраста на 1 сентября текущего года дети, находящиеся в очереди, переводятся в следующую возрастную категорию.
Аналогичные положения о порядке направление детей в ДОО, порядке формирования единого электронного реестра заявлений по каждой ДОО по учебным годам, порядке определения возраста ребенка при направлении (комплектовании) в ДОО содержались и в Административном регламенте, утвержденном постановлением администрации городского округа Красногорск МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1148/5.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стоит на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в ДОО. Дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ. Льготный статус семьи не заявлен. Согласно сведениям, отображаемым в ЕИС «Зачисление в ДОУ», в заявлении административного истца в качестве приоритетных выбрано только одно ДОО для предоставления места ФИО1: дошкольное отделение МБОУ Архангельской СОШ им. ФИО6 (правопреемник МБДОУ д/с №), расположенное по адресу: го Красногорск, А.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ позиция в ЕИС «Зачисление в ДОУ» ФИО1 в дошкольное отделение МБОУ Архангельской СОШ им. ФИО6 – 17.
26.02.2022г. истец обратилась с заявлением о предоставлении места в выбранном ДОУ с сентября 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением дан ответ на обращение, в соответствии с которым заявителю сообщено, что вопрос о предоставлении места ФИО1 будет рассматриваться на 2023-2024 учебный год. В ответе даны разъяснения о порядке комплектования ДОО, а также дополнительно разъяснено о наличии других форм получения образования, сообщено о функционировании на территории городского округа Красногорск частных ДОО, с которыми организовано частно-государственное партнерство; о функционировании во всех муниципальных ДОО консультационных центров, в которых родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, бесплатно предоставляется методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь.
При этом суд отмечает, что ответ на обращение дан в установленные законом сроки, а не согласие истца с содержанием ответа само по себе не является основанием для признания его незаконным.
Как следует из объяснений административных ответчиков и представленных ими документов, в настоящее время в выбранном административным истцом ДОО нет свободных мест.
Комплектование ДОО на новый 2022-2023 учебный год проводится в апреле-августе 2022 года. В другое время будут набираться дети на освободившиеся, невостребованные места и в детские сады-новостройки в порядке, установленном Административным регламентом.
При комплектовании ДОО на 2022-2023 учебный год набор детей осуществляется в следующем порядке:
? дети от 2 до 3 лет – в первую младшую группу;
? дети от 3 до 4 лет – в младшую группу;
? дети от 4 до 5 лет – в среднюю группу;
? дети от 5 до 6 лет – в старшую группу;
? дети от 6 до 7 лет – в подготовительную к школе группу.
Дети в возрасте от 1 года до 2 лет на 2022-2023 учебный год набираться не будут. Группы раннего возраста для детей от 1 года до 2 лет в настоящее время в функционирующих ДОО отсутствуют.
Принцип очередности в комплектовании ДОО не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования ДОО, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в ДОО, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми ДОО.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением указанного выше принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОО.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О указал, что часть 4 статьи 67 от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает объективное основание для отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию – отсутствие в ней свободных мест и не может рассматриваться как нарушающая конституционное право ребенка на образование.
При таких обстоятельствах предоставление ребенку Административного истца места ДОО в настоящее время приведет к нарушению норм права, установленных в соответствии с федеральным законодательством и действующими на территории городского округа Красногорск нормативными документами, а также приведет к нарушению прав других граждан на предоставление места в ДОО в порядке очередности, которые встали на очередь для получения места в ДОО в более ранние, чем Административный истец, сроки.
Довод административного истца о нарушении правил очередности при обеспечении ребенка местом в детском дошкольном учреждении также не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь указанными выше нормами, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку предоставление ребенку истца места в детском дошкольном учреждении осуществляется в установленном законом порядке, с учетом даты постановки на учет, в порядке очередности, с учетом возраста ребенка, наличия льготного статуса семьи, с учетом наличия свободных мест в заявленном истцом детском саду.
Кроме того, на дату начала комплектования ДОО, на дату начала учебного года ДД.ММ.ГГГГ, ребенок истца не достиг возраста двух лет, а при комплектовании ДОО на 2022-2023 учебный год набор детей в первую младшую группу осуществляется в возрасте от 2 до 3 лет.
При этом, как усматривается из ответов Управления образования Администрации городского округа , предоставление места в детском саду ребенку истца будет осуществляться в порядке, установленном Административным регламентом, с учетом даты постановки на учет для направления в ДОО (в порядке очередности), возраста ребенка, наличия льготного статуса семьи, свободных мест в ДОО при комплектовании на 2023-2024 учебный год.
Довод административного истца о том, что место для ее ребенка должно быть предоставлено в группе детей с 2 до 3 лет суд считает необоснованными, поскольку в силу действующего регламента при направлении (комплектовании) в ДОО возраст ребенка определяется на 1 сентября нового учебного года.
Таким образом, необходимой совокупности обстоятельств – незаконность действий (бездействия) административного ответчика и нарушение ими прав административного истца судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворении требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению образования Администрация г.о. Красногорск, Администрации г.о. Красногорск о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении места несовершеннолетней ФИО1 в дошкольном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить несовершеннолетней ФИО1 место на полный день в младшей группе от 2 до 3 лет в дошкольном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Белоусова М. А.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ