ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-636/2016 от 29.02.2016 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Коноваловой А.И.,

при секретаре Блохине Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-636/2016 по административному исковому заявлению Шарова В. А. к Управлению административно-контрольной работы администрации городского округ Новокуйбышевск Самарской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Шаров В.А. обратился в суд к Управлению административно-контрольной работы администрации г.о.Новокуйбышевск с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что он обратился с заявлением к административному ответчику по поводу рассмотрения вопроса о неправомерной стоянке транспортных средств на территории многоквартирного дома <Адрес>. Руководитель Управления административно-контрольной работы администрации г.о.Новокуйбышевска ФИО в ответе <№> от 03.12.2015 года, сообщила, что данное обращение не содержит данные, указывающие на наличие события административных правонарушений, предусмотренных Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД. Более того, административный ответчик, руководствуясь ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, также уведомил его, что в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В данном случае, он считает неправомерным бездействие административного ответчика по следующим основаниям. Указывая на положения ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, отмечает, что административный ответчик в нарушение ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ не направил его обращение в уполномоченные орган – ГИБДД Отдела МВД РФ по г.Новокуйбышевску и Государственную жилищную инспекцию Самарской области, рассмотрев его самостоятельно. Отказ в проверке транспортных средств, неправомерно находящихся на территории многоквартирного дома <Адрес>, нарушает положения Федерального закона от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, которым не предусмотрено оснований к осуществлению стоянки транспортных средств на территории многоквартирного дома. Помимо этого, полагает, что в соответствии со ст.30 данного федерального закона федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Считает, что ссылка административного ответчика на Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД не соответствует Постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре». При таких обстоятельствах полагает, что бездействие Управления административно-контрольной работы администрации г.Новокуйбышевска нарушает его жилищные права и иные, охраняемые законом, интересы и должно быть устранено.

В судебное заседание административный истец Шаров В.А. не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика – Управления АКР администрации г.о.Новокуйбышевск Ягодин П.Ю., действующий на основании доверенности от <Дата>, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в представленном возражении на административный иск.

Выслушав представителя административного ответчика – Управления АКР администрации г.о.Новокуйбышевск Ягодина П.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 26.11.2015 года Шаров В.А. обратился заявлением (вх. <№>) в Управление АКР администрации г.о.Новокуйбышевск о неправомерной стоянке транспортных средств на территории многоквартирного дома <Адрес>.

Данное заявление было принято к рассмотрению.

Материалами дела подтверждается, что в целях проверки фактов, указанных в обращении Шарова В.А., Управлением АКР г.о.Новокуйбышевск были сделаны соответствующие запросы в ответственные службы города.

Согласно служебной записке зав. сектора административная комиссия ФИО1 по состоянию на 02.12.2015 г. (за 2015) ни одного обращения от граждан (кроме Шарова В.А.) по фактам нарушения тишины и покоя в результате срабатывания сигнализации в ночное время, а так же работы двигателя автомобиля, выхлопных газов по адресу <Адрес> в административную комиссию не поступало.

Установлено, что после завершения проверки всех обстоятельств, указанных в обращении Шарова В.А., 03.12.2015 года ему дан ответ <№> за подписью руководителя Управления АКР администрации г.о.Новокуйбышевск ФИО

В данном ответе указано, что его заявление, поступившее в управление административно-контрольной работы администрации городского округа Новокуйбышевск, рассмотрено в пределах компетенции. В соответствии с п.3 ч.1 ст.28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщение и заявление физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Между тем, отмечается, что обращение Шарова В.А. не содержит данные, указывающие на наличие события административных правонарушений, предусмотренных Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД. Административного истца дополнительно информируют, что регулярно проводятся обследования территории, прилегающей к <Адрес> с целью выявления и фиксации административных правонарушений, предусмотренных Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД. Информация о владельцах транспортных средств находится в О ГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевск. В соответствии с Законом «О персональных данных» №152-ФЗ государственные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные информационные системы персональных данных. Лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К вышеуказанному ответу приложена копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 02.12.2015 года, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Более того, из его установочной части усматривается, что в обращение Шарова В.А. отсутствует дата и время, фото или видеофиксация совершения административного правонарушения. Подобное описание события правонарушения лишает, лицо, привлекаемое к административной ответственности возможности знать, в чем он обвиняется, за какое конкретно событие оно несет административную ответственность.

Также из представленных административным ответчиком – Управлением АКР администрации г.о.Новокуйбышевск, документов, видно, что придомовая территория <Адрес> находится на контроле административной комиссии, периодически проводятся рейды на предмет соблюдения Правил благоустройства, что подтверждается актами проведенного обследования территории г.о.Новокуйбышевск, с приложением материалов фотофиксации. О данных фактах Шаров В.А. проинформирован.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В данном случае, обращение Шарова В.А. было принято к рассмотрению, и на него дан письменный ответ в срок, в порядке и в пределах полномочий, установленных действующим законодательством РФ. Содержание письменного ответа, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Кроме того, на основании п.п.19 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относиться утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Позицию административного истца о том, что действия административного ответчика не соответствуют положениям ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, а именно, его обращение не направлено для рассмотрения в компетентные органы – ГИБДД О МВД г.Новокуйбышевска и Государственную жилищную инспекцию Самарской области, суд находит несостоятельной.

Судом установлено, что обращение Шарова В.А. по поводу правомерности стоянки транспортных средств на территории <Адрес>, установлении владельцев указанных транспортных средств, рассмотрено Управлением АКР г.о.Новокуйбышевск в соответствии с его компетенцией. Не вызывает сомнений тот факт, что административным ответчиком были предприняты все необходимые меры для проверки обстоятельств, изложенных в обращении Шарова В.А., с учетом тех полномочий, которыми наделен данный орган, несмотря на тот факт, что в его обращении отсутствовали дата, время, фото или видеофиксация совершения административного правонарушения.

Органы ГИБДД О МВД г. Новокуйбышевска и Государственная жилищная инспекция Самарской области, на которые ссылается административный истец, как на компетентные органы, которые должны рассматривать его обращение, по сути законом не уполномочены разрешать вопросы о правомерности стоянки транспортных средств на территории МКД, в силу следующего.

Согласно Указу Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования; принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям; регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях; осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра; осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения; ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения; осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств; участие в работе градостроительных и технических советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации; разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения; разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений; выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов); создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны; осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Указание на то, что органы ГИБДД должны рассматривать обращения граждан по поводу правомерности стоянки транспортных средств на территории МКД, не имеется.

Касаемо полномочий Государственной жилищной инспекции Самарской области, следует отметить, что в ведение Инспекции входят – использование и сохранность жилищного фонда, техническое состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования. В рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция осуществляет полномочия по осуществлению деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Таким образом, административным истцом неверно истолкованы нормы материального права, связанные с разграничением полномочий тех органов, которые обязаны разрешать обращения граждан с учетом их компетентности.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Административный ответчик по данному делу доказал, что действовал в рамках представленных им полномочий, в соответствии с нормой закона, прав административного истца не нарушили.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на письменное обращение Шарова В.А. от 26.11.2015 года исх. <№> не были дан ответ, либо он был дан не в срок, либо неуполномоченным лицом, с нарушением порядка, его формы и содержания, суду не представлено.

Соответственно, требования ч.1 ст.62 КАС РФ об обязанности доказывания законности оспариваемых действий, административным ответчиком исполнено.

Шаров В.А., напротив, в нарушение ч.2 ст.62 КАС РФ не подтвердил доказательствами сведения о том, что оспариваемыми действиями нарушены или могут быть нарушены его права, не подтвердил факты, на которые ссылалась как на основания своих требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Шарова В. А. к Управлению административно-контрольной работы администрации г.о. Новокуйбышевск о признании бездействия незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 марта 2016 года.

Судья подпись А.И. Коновалова