ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-637(1 от 12.08.2020 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-637(1)/2020

64RS0034-01-2020-000313-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Дементьевой О.С.,

при секретаре Овчинниковой М.Д.,

с участием представителя административного ответчика - Слугиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Роспотребнадзор) к Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области о прекращении нарушений требований санитарного законодательства нарушающих права неопределённого круга лиц,

установил:

Административный истец - Роспотребнадзор обратился в суд с исковыми требованиями к административному ответчику Администрации Александровского МО Саратовского района Саратовской области об обязании принять меры по организации водоотведения жилых домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указывает на то, что водоотведение многоквартирных домов №<адрес> осуществляется в выгребную яму. Договор на вывоз ЖБО жильцами данных домов со специализированной организацией не заключен. Считают, что административным ответчиком не исполняются возложенные на нее обязанности организации в соответствии с требованиями санитарного законодательства водоотведения жилых домов по вышеуказанному адресу, что создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и нарушает право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административных требований. Указал на то, что водоотведение домов осуществляется в выгребную яму. Вывоз отходов из данной ямы в обязанности администрации не входит. Данная обязанность лежит на собственниках многоквартирного дома.

Выслушав участника процесса, проверив письменные материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу требований статьи 42 Конституции РФ каждому гарантированно право на благоприятную среду.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон №131-Ф3) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;

локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договоров водоотведения (часть 1). Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (часть 5).

Согласно ст. 14 приведенного закона №416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1). К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами по делу, что водоотведение жилых домов <адрес>, осуществляется к технологически присоединенной к ним выгребной яме (нецентрализованная канализация). Выгребная яма соответствует санитарным правилам и нормам СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», доказательств обратного административным истцом не представлено.

Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. №155 предусмотрено, что "жидкие бытовые отходы" - хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод; "потребитель" - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу жидких бытовых отходов; "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу жидких бытовых отходов по возмездному договору.

Из материалов дела следует, что выгребная яма, предназначенная для сбора сточных вод от многоквартирных домов <адрес> размещается на дворовой территории. Подъезд для ассенизационного транспорта имеется.

В многоквартирных домах по вышеуказанному адресу собственниками помещений выбран способ управления в форме - непосредственное управление. Договор на вывоз ЖБО жильцами домов со специализированной организацией не заключен. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно материалам дела многоквартирные <адрес>, не имеют присоединения к централизованной сети водоотведения.

Выгребная яма (септик) относится к единой системе канализации данных многоквартирных домов.

Правоотношения собственников помещений в многоквартирных домах, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155.

Пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, закреплено понятие твердых и жидких бытовых отходов - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Учитывая пункт 10, вышеназванных правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

Таким образом, услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов входит в содержание общего имущества и не подлежит государственному регулированию

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

В соответствии с п.2,5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 санитарно-техническое оборудование и иное оборудование, находящееся на инженерных сетях системы холодного и горячего водоснабжения входит в состав общего имущества.

Часть 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяют общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").

Абзацем 2 пункта 5 Правил №491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктом "д" пункта 11 Правил №491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13, 3.7.1 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в данном случае, выгребная яма (септик), относятся к общедомовому имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Роспотребнадзора, поскольку судом установлено наличие водоотведения жилых домов по адресу: <адрес>, что не оспаривалось и административным истцом, а обязанность по вывозу ЖБО лежит на собственниках многоквартирного дома.

Кроме того, обстоятельства и доказательства наличия нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на момент рассмотрения дела с уде административным истцом не представлено, поскольку представленные доказательства ссылаются на события 2019 года.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Роспотребнадзор) к Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области о прекращении нарушений требований санитарного законодательства нарушающих права неопределённого круга лиц - отказать

Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2020г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: