ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-637/19 от 12.11.2019 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2019 года г. Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Курбатова Н.Н.,

при ведении протокола секретарем Ярцевой Г.И.,

с участием

административного истца, заместителя прокурора Ясногорского района Тульской области Коваленко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-637/2019 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области, выразившегося в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, и возложении на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанности по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области, выразившегося в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, и возложении на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанности по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения.

В обоснование заявленных административных требований истец указал, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, в ходе которой установлено, что в администрации муниципального образования Ясногорский район отсутствуют как ежегодно утверждаемый главой администрации муниципального образования Ясногорский район план проведения проверок по муниципальному жилищному контролю и материалы проверок, так и соответствующий действующему законодательству административный регламент по проведению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район.

Несмотря на то, что прокуратурой района в 2018 году дважды в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район направлены заключения (от 30.01.2018, от 04.05.2018) о несоответствии действующему законодательству представленных проектов административного регламента по исполнению муниципальной функции «Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район», 31.01.2019 г. за №140-2019 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район также направлено заключение о несоответствии действующему законодательству представленного проекта административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля, а 21.02.2019 г. за №7-1-2019/269 в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район внесено представление «Об устранении нарушений жилищного законодательства в части осуществления муниципального жилищного контроля», до настоящего времени соответствующий действующему законодательству нормативный правовой акт об утверждении административного регламента по исполнению администрацией муниципального образования Ясногорский район муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район» отсутствует. Отсутствие данного административного регламента не позволяет уполномоченному на проведение проверок органу местного самоуправления осуществлять возложенные на него полномочия по выявлению нарушений жилищного законодательства и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля; возложить на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу судебного решения по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля.

В судебном заседании заместитель прокурора Ясногорского района Тульской области Коваленко С.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика, администрации муниципального образования Ясногорский район, в судебное заседание не явился, глава администрации муниципального образования Ясногорский район Мухин В.В. обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение заявленных прокурором Ясногорского района Тульской области административных исковых требований оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст.46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищном кодексе Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, к которым относится администрация муниципального образования Ясногорский район, на основании части 1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 6 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ осуществление муниципального жилищного контроля относится к вопросам местного значения городского поселения.

В связи с ликвидацией в 2013 году администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, имеющего статус городского поселения, ее полномочия возложены на администрацию муниципального образования Ясногорский район.

На основании частей 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию муниципального образования Ясногорский район также возложено осуществление муниципального жилищного контроля на территориях трех сельских поселений Ясногорского района: Иваньковское Ясногорского района, Ревякинское Ясногорского района и Теляковское Ясногорского района.

Согласно части 2 ст.17.1 этого же Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным Федеральным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу пункта 26 части 4 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.

Частью 2.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно части 3 ст.20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Частью 4 ст.20 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Частью 5 ст.20 Жилищного кодекса РФ предусмотрены права должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами.

На основании изложенных выше норм осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципальных образований город Ясногорск Ясногорского района, Иваньковское Ясногорского района, Ревякинское Ясногорского района и Теляковское Ясногорского района отнесено к компетенции администрации муниципального образования Ясногорский район.

В соответствии с п.2 части 2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перечень административных регламентов по осуществлению муниципального контроля на основании под.7 части 2 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в обязательном порядке указывается в распоряжении или приказе руководителя заместителя руководителя органа муниципального контроля.

В силу положений пункта 12 ст.18 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ должностные лица органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

10.05.2012 года губернатором Тульской области принято постановление №188 «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области», которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Ясногорского района Тульской области проверки выявлено нарушение жилищного законодательства, а именно, в администрации муниципального образования Ясногорский район не разработан муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в 2018 году дважды в адрес администрации муниципального образования Ясногорский район направлены заключения (от 30.01.2018, от 04.05.2018) о несоответствии действующему законодательству представленных проектов административного регламента по исполнению муниципальной функции «Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район».

31.01.2019 за №140-2019 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район также направлено заключение о несоответствии действующему законодательству представленного проекта административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Указанные факты свидетельствуют о несвоевременном принятии администрацией муниципального образования Ясногорский район должных мер, направленных на устранение недостатков, выявленных прокуратурой Ясногорского района в проектах административного регламента.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 21 февраля 2019 года в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район внесено представление за №7-1-2019/269 «Об устранении нарушений жилищного законодательства в части осуществления муниципального жилищного контроля».

Внесенным представлением прокуратура района потребовала от главы администрации муниципального образования Ясногорский район принять меры к приведению административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район» в соответствие с действующим законодательством.

По информации администрации муниципального образования Ясногорский район от 22.03.2019 №2443 о результатах рассмотрения представления прокуратуры района от 21.02.109 №7-1-2019/269 в настоящее время в администрации района проводится работа по приведению проекта административного регламента по исполнению муниципальной функции «Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район» в соответствие с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что до настоящего времени в администрации муниципального образования Ясногорский район нормативный правовой акт об утверждении административного регламента по исполнению администрацией муниципального образования Ясногорский район муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район» отсутствует.

Таким образом, отсутствие в администрации муниципального образования Ясногорский район соответствующего действующему законодательству нормативного правового акта об утверждении административного регламента по исполнению администрацией муниципального образования Ясногорский район муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ясногорский район» свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком требований ч.2 ст.17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о необходимости принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения муниципального образования.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными федеральными нормами, учитывая, что отсутствие в администрации муниципального образования Ясногорский район вышеуказанного административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц в области жилищного законодательства, суд признает доказанным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ясногорского района в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района Тульской области к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившегося в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, и возложении на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанности по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля, в месячный срок с момента вступления в силу судебного решения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля.

Возложить на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу судебного решения по разработке, принятию в установленном законом порядке и опубликованию (обнародованию) муниципального нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления на территории Ясногорского района муниципального жилищного контроля.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н.Курбатов