ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-637/2016 от 18.11.2016 Родниковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-637/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 ноября 2016 года г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Минаковой Е.В.,

при секретаре: Кочетовой Н.А.,

с участием:

административного истца: Г.А.В.,

представителя административного истца: А.Ю.С.,

представителя административного истца: К.Е.В.,

представителя административного ответчика: С.М.М.,

заинтересованного лица: К.Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Г.А.В. к МО МВД России «Родниковский» о признании незаконным отказа в приеме документов о продлении ранее предоставленного вида на жительство на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Г.А.В. обратился в суд с административным иском к ответчику по тому основанию, что начальник отделения К по вопросам миграции МО МВД России «Родниковский» ( далее начальник отделения К) незаконно отказано ему в приеме заявления о продлении ранее предоставленного вида на жительство на территории Российской Федерации.

В судебном заседании по делу истец и его представители, административное исковое заявление поддержали, суду пояснили, что истец является гражданином Республики Армения. Ему был выдан вид на жительство на территории Российской Федерации с <дата> по <дата>, затем вид на жительство был продлен с <дата> по 02.10.2016г. Истцу известно о том, что за продлением вида на жительство необходимо обращаться в срок не менее чем 2 месяца до истечения срока вида на жительство. В связи с чем, чтобы не пропустить этот срок, за три месяца до окончания срока вида на жительство истец обратился в начальник отделения К по вопросу нового продления вида на жительство, хотел узнать какие документы необходимо предоставить. начальник отделения К Т.В. пояснила ему, что пока истец не продлит истекающий срок действия паспорта гражданина Республики Армения, документы на продление вида на жительство не будут приняты. Далее истец уточнил, что сотрудник начальник отделения К - начальник отделения К Т.В., проконсультировавшись со своим начальством в <адрес>, устно пояснила ему, что пока иностранный паспорт не будет продлен, она не может принять у него документы на продление вида на жительство. В конце июля 2016 года истец подал заявление в посольство Республики Армения о замене паспорта, ему выдали квитанцию об этом, старый паспорт забрали. <дата> истец позвонил в посольство и узнал о том, что его паспорт готов. В этот же день он обратился в начальник отделения К по вопросам миграции МО МВД России «Родниковский» к начальник отделения КК.Н.С., написал заявление и приложил к нему документы по списку, предоставленному сотрудником начальник отделения К Т.В. в июле 2016 года при первом обращении. К.Н.С. приняла документы, о чем в журнале истец поставил свою подпись. <дата> истец получил из посольства паспорт и позвонил в начальник отделения К по вопросам миграции, чтобы сообщить об этом. Его по телефону проинформировали о том, что ему отказано в приеме заявления о продлении ранее предоставленного вида на жительство. Впоследствии - <дата> истец получил письменный отказ в виде информационного письма. С 2011 года истец проживает в <адрес> с семьей в собственном доме, приобретенном частично на средства материнского капитала. У него трое детей – 2010, 2012, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Официально с матерью детей брак не заключен, поэтому собственником дома он не является. Мать его детей – гражданка РФ, не работает, ухаживает за детьми, которые также являются гражданами РФ. Он зарегистрирован на территории РФ как индивидуальный предприниматель, у него швейное производство. Отец, мать и брат истца также живут в <адрес>, отдельно от него, имеют вид на жительство. В Армении осталась только бабушка. В соответствии с информационным письмом, Г.А.В. было отказано в приеме документов и заявления о продлении ранее предоставленного ему вида на жительство. Данный отказ является необоснованным, поскольку каких-либо правовых оснований в отказе приема документов у административного ответчика не имелось, так как действующим законодательством РФ само понятие отказ в приеме документов не предусмотрен. В письме административный ответчик сослался на два пункта, на основании которых истцу отказано в приеме документов. Однако, п.41 административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от <дата> (далее Регламент) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов. Все указанные в этом пункте требования административным истцом не нарушены. Понятие «исчерпывающий перечень» свидетельствует о том, что по иным основаниям, отказ в приеме документов, является незаконным. Пунктом 30 Регламента, предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о продления срока вида на жительство. В этом перечне не указано, что истец должен представить документ, подтверждающий источник и размер его дохода. Согласно п.36 Регламента по собственной инициативе истец имеет право предоставить в качестве документов, подтверждающих источник средств существования - декларацию о доходах. Согласно п. 39 Регламента отсутствие декларации о доходе не является основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению. В п. 101 Регламента указано, что «иностранные гражданине, имеющие документы, удостоверяющие личность, срок действия которых заканчивается в пределах срока действия вида на жительство, предупреждаются о необходимости своевременного продления». Кроме того, в данном случае нарушаются права истца, запрет на нарушение которых, предусмотрен ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой - каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Последствием отказа в приеме заявления о продлении вида на жительство для истца будет необходимость его выезда за пределы Российской Федерации и нового въезда на территорию Российской Федерации. Как следствие истец вынужден будет разлучиться со своей семьей, которая останется не только без отца, но и будет испытывать материальные трудности, поскольку денежные средства для материального обеспечения семьи зарабатывает только истец. С учетом изложенного, административный истец просит его иск удовлетворить и обязать начальник отделения К принять его заявление от <дата> с документами, приложенными к нему для рассмотрения вопроса о продлении вида на жительство.

Представитель административного ответчика - МО МВД России «Родниковский» суду пояснила, что с административным иском не согласна. Административный истец нарушил срок обращения продления вида на жительство и в приеме заявления ему было обосновано отказано. Предыдущий вид на жительство был предоставлен ему на срок до <дата>, соответственно он должен был обратиться в начальник отделения К в срок до <дата>.

Заинтересованное лицо - К.Н.С., суду пояснила, что с заявленным иском она не согласна. С <дата> она состоит в должности руководителя начальник отделения К по вопросам миграции МО МВД России «Родниковский». Предыдущим руководителем начальник отделения К являлась - начальник отделения К Т.В. Согласно п.148 Регламента «заявление о продлении к рассмотрению не принимается, если срок действия вида на жительство составляет менее двух месяцев». Истец обратился в начальник отделения К с заявлением о продлении вида на жительства 30.09.2016г., т.е. в срок менее чем за 2 месяца. При подаче заявления у истца имелась нотариально заверенная копия перевода паспорта гражданина Республики Армения, срок действия которого заканчивался <дата>. Истечение срока действия паспорта не препятствовало истцу в своевременной подаче заявления. Подав документы и заявление по продлению вида на жительство в РФ, истец мог беспрепятственно менять свой паспорт в посольстве. Истец не объяснил, причину, по которой он за два месяца не подал заявление. Так же он не сообщил, что руководствовался пояснениями начальник отделения К Т.В.. Истец устно сообщил, что приходил в начальник отделения К по вопросам миграции, но он не вспомнил когда он приходил, при этом у него имелся список необходимых документов для приложения к заявлению. <дата>, взяв у истца документы, на принятии которых он настаивал К.Н.С. подготовила информационное письмо, об отказе в приеме заявления.

Представитель заинтересованного лица - УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явилась. Согласно представленному заявлению, дело просила рассмотреть в свое отсутствие. Ранее, в судебном заседании <дата> суду пояснила, что не согласна с исковыми требованиями административного истца. Он неверно понимает процедуру принятия документов к рассмотрению. Ему было отказано в приеме документов на основании п.148 Регламента. Какой-либо определенной формы для письменного оформления Отказа законом не предусмотрено. УМВД России по <адрес> разработана форма в виде «информационного письма» Восстановление пропущенного срока, даже по уважительной причине, не предусмотрено законом.

Свидетель начальник отделения К Т.В. суду пояснила, что она состояла в должности начальник отделения К с <дата> до <дата>. Административного истца помнит, он обращался в начальник отделения К по вопросу продления вида на жительство, ориентировочно во второй половине августа или начале сентября текущего года. Изучив предъявленный им вид на жительство, она обратила внимание на то, что срок его действия маленький, меньше двух месяцев. Она позвонила в Управление своему руководству. Ей было разъяснено, что отступать от регламента нельзя, но одобрили принятие заявления, если гражданин очень быстро соберет все необходимые документы. Она дала истцу список документов, который нужно было собрать. Заявление не принимала, истец его не писал. Больше истец к ней не приходил. У граждан Армении независимо от срока действия паспорта можно принять документы, если срок вида на жительство не менее двух месяцев. Истец заявление не написал, документы не приносил. Она не говорила истцу, что сначала нужно решить вопрос с получением нового паспорта, такого ему не объясняла. Возможно, он неправильно понял, что она ему объяснила.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.

Истец, являясь гражданином Республики Армения получил вид на жительство иностранного гражданина на территории РФ <дата>, что подтверждается Видом на жительство иностранного гражданина 82 . Далее, согласно этому документу вид на жительство продлен истцу <дата> по <дата>.

Согласно документам из учетного дела истца, представленных УМВД России по <адрес> при продлении вида на жительство, истец уведомлен под расписку о том, что заявление о продлении вида на жительство должно быть подано в предусмотренный законом срок до истечения срока действия вида на жительство (Расписка от <дата> приложение к Административному регламенту).

В июле 2016 г. истец обратился в начальник отделения К устно для уточнения перечня документов, необходимых для нового продления срока вида на жительство. Из разговора с руководителем начальник отделения Кначальник отделения К Т.В., он сделал вывод о том, что для нового продления срока вида на жительство ему необходимо получить новый паспорт гражданина Республики Армения в связи с истечением срока паспорта, имевшегося у истца. Руководителем начальник отделения К ему был выдан список с указанием перечня документов, необходимых для продления срока вида на жительство. Истец обратился в посольство Республики Армения за получением нового паспорта. Письменного заявления с документами о продлении срока вида на жительство, не подавал.

<дата> истец обратился с письменным заявлением в начальник отделения К о продлении срока действия вида на жительство с приложением ряда документов, в том числе налоговой декларации от ЗАО «Родниковский РКЦ ЖКХ» в отношении истца за отчетный 2015 г., а также копии паспорта, срок действия которого истекал. Новый паспорт гражданина Республики Армения был получен истцом в посольстве после <дата>.

Информационным письмом начальник отделения К от <дата> заявление истца о продлении срока вида на жительства не принято по причинам:

«- на момент подачи заявления на продление, срок вида на жительство, выданного

ранее составляет менее 2 месяцев.

- в соответствии с п.10 Приложения к Административному регламенту

предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ – вид и величина дохода на территории РФ указывается на день обращения с заявлением. Истцом представлена налоговая декларация, поданная ЗАО «Родниковский РКЦ ЖКХ», представитель М.Н.А. на имя Г.А.В. за отчетный год 2015 г., т.е. на день подачи заявления Вы не подтвердили свой доход.»

<дата> указанное письмо было вручено истцу лично в начальник отделения К.

<дата> истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Согласно п.п. 3, 5 ст.8 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от <дата> № 115-ФЗ (далее ФЗ № 115-ФЗ) вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации от <дата> (в редакции от <дата>) (далее Регламент).

В соответствии с п.п. 12, 13 Регламента государственная услуга по выдаче иностранному гражданину и лицу без гражданства вида на жительство в Российской Федерации непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Согласно п.п. 2; 10.2.3. Положения об начальник отделения К по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Родниковский», утвержденного Приказом начальник отделения К МО МВД России «Родниковский» начальник отделения К по вопросам миграции МО МВД России «Родниковский» является структурным подразделением МО МВД России «Родниковский», реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации. К основным функциям и полномочиям начальник отделения К относится, в том числе, прием документов на оформление иностранными гражданами и лицами без гражданства вида на жительство на территории Российской Федерации.

Согласно письму Врио начальник отделения К УМВД РФ по <адрес> от <дата> исх.начальник отделения К до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты МВД России, оказывает государственные услуги и исполняет государственные функции в объемах, определенных ранее при нахождении их в составе УФМС России по <адрес>. Государственная услуга по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации( приказ ФМС России от <дата>) оказывается начальник отделения К в части принятия заявления граждан с пакетом документов, с последующим направлением их в УВМ УМВД России по <адрес>.

Пунктом 143 Регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является подача в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина заявления о продлении срока действия вида на жительство.

Функции приема заявления о продлении, рассмотрения заявления, оформления продления срока действия вида на жительство осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.

Иностранный гражданин вправе подать заявление о продлении в электронной форме с использованием единого портала, которое подписывается простой электронной подписью (пункт 146 Регламента).

Заявление о продлении к рассмотрению не принимается: при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; если срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев ( п.148 Регламента).

Совокупное толкование нормативных положений, указанных выше свидетельствует о том, что начальник отделения К полномочна принимать решение об отказе в приеме заявлений и документов к ним, поступивших от иностранных граждан и лиц без гражданства о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации.

Поскольку обращение истца за продлением вида на жительство на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ФЗ № 115-ФЗ и Регламентом имело место только <дата>, т.е. за пределами предусмотренного законом двухмесячного срока, начальник отделения К законно и обосновано отказано истцу в приеме заявления и документов, приложенных к нему.

Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена специальная форма письменного отказа в приеме заявлений, указанных выше, суд считает, что его изложение в виде информационного письма с указанием подробно мотивов этого отказа, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов истца.

Суд также не усматривает оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов истца, предусмотренных ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме <дата>), на которую ссылается истец. Поскольку необходимость прохождения им обязательной процедуры по оформлению своего пребывания на территории Российской Федерации предусмотрена законодательством государства на территории, которого он находится. Наличие семьи, работы и других обстоятельств, на которые ссылается истец, не является правовым основанием для вывода об отсутствии у него обязанности соблюдать императивные требования закона, указанного выше. Кроме того, как следует из содержания ст.8 Конвенции, указанной выше, ею предусматриваются исключения из правила о невмешательстве публичных властей в осуществление каждым его права на уважение личной и семейной жизни. А именно: «……….когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка…..». Вместе с тем полномочными органами решений о выдворении истца или его депортации с территории Российской Федерации, не принималось.

Суд также учитывает, что статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина предполагает, что иностранный гражданин должен проживать на территории Российской Федерации на основании действительного вида на жительство, а продление срока действия вида на жительство должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока его действия. При таком положении заявление о продлении срока действия данного документа должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных ст.9 ФЗ № 115-ФЗ, при соблюдении условия о том, что продление срока действия вида на жительство будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания его действия. Таким образом, предусмотренный действующим законодательством РФ в императивных нормах двухмесячный минимальный срок для обращения с соответствующим заявлением обоснован, и отказ в приеме его заявления по причине несоблюдения этого срока не нарушает прав и законных интересов истца по настоящему делу.

Доводы истца в той части, что он своевременно обратился за продлением срока вида на жительство, однако, начальник отделения К Т.В. отказала ему в приеме документов, указав на необходимость оформления нового паспорта гражданина Республики Армения, суд не принимает во внимание, поскольку он не нашел своего подтверждения, в ходе рассмотрения дела по существу. Как следует из показаний свидетеля начальник отделения К Т.В. истец обращался по вопросу перечня документов, необходимых для продления вида на жительство. Изложенное, не отрицается и самим истцом. При этом как истец, так и свидетель не смогли сообщить суду точную дату его обращения, что является необходимым для исчисления срока. У суда нет оснований не принимать во внимание показания свидетеля, допрошенного с соблюдением закона. Ее пояснения по существу административного иска последовательны и в целом не противоречат пояснениям истца по делу в этой части. Судом также не установлено наличие личной или иной заинтересованности свидетеля в исходе дела. Других доказательств, объективно подтверждающих факт своевременного обращения истца за продлением вида на жительство с заявлением и другими документами, в порядке, предусмотренном Регламентом, суду не представлено.

Доводы истца и его представителей со ссылкой на п.41 Регламента не могут быть приняты судом во внимание. Учитывая изложенное выше в совокупности, суд считает п.148 Регламента специальной нормой, принятой во исполнение положений ст.8 ФЗ № 115-ФЗ, регулирующей порядок обращения иностранных граждан за продлением вида на жительство.

Согласно п.30 Регламента для продления срока действия вида на жительство заявитель подает в территориальный орган ФМС России: заявление установленной формы (приложение к Административному регламенту) в одном экземпляре; документ, удостоверяющий личность; вид на жительство; фотографию в соответствии с требованиями, предусмотренными в п.21.12 Административного регламента, в том числе фотографии детей, вписанных в вид на жительство (при продлении вида на жительство иностранного гражданина путем оформления нового вида на жительство в связи с отсутствием свободных страниц для внесения записи о продлении); документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Согласно п. п. 36, 39 Регламента заявитель вправе представить в качестве документа, подтверждающего наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, копию декларации о доходах с отметкой налогового органа по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных в пунктах 36 - 38 Административного регламента документов не является основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению.

Однако, как следует из текста информационного письма и перечня документов, приложенных к заявлению от <дата> истец при его подаче реализовал свое право на представление этого документа. Причиной отказа в приеме заявления послужило то обстоятельство, что декларация о доходе представлена им за 2015 г., а не истекший период 2016 <адрес> декларации о доходе не явилось основанием для отказа в приеме заявления.

Однако, исходя из содержания п.148 Регламента суд согласен с доводами представителей истца в той части, что вторая причина, изложенная в информационном письме от <дата> не является правовым основанием для отказа в приеме заявления о продлении срока вида на жительство.

Вместе с тем, учитывая, что данная причина отказа является сопутствующей, а отказ в приеме заявления и документов к нему мотивирован пропуском срока на обращение с соответствующим заявлением, что также подтверждается позицией и пояснениями ответчика и заинтересованных лиц по делу, суд не усматривает оснований для признания незаконным направленного истцу отказа в целом.

Руководствуясь ст.273 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Г.А.В. к МО МВД России «Родниковский» о признании незаконным отказа начальник отделения К по вопросам миграции МО МВД России «Родниковский» от <дата> в приеме документов о продлении ранее предоставленного вида на жительство на территории Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд, через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /Е.В.Минакова/

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>

Судья: /Е.В.Минакова/