ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-637/2023 от 13.12.2023 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-637/2023

УИД 44RS0006-01-2023-000823-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2023 г. гор.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Е.В.,

с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Нурмагамедова З.Р.,

при секретаре Чижовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – городской округ – город Галич Костромской области в лице администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – городской округ – город Галич Костромской области в лице администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании бездействия по невключению многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в краткосрочный план капитального ремонта незаконным и возложении обязанности включить в краткосрочный план многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7.

Иск мотивирован тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа-город Галич Костромской области, в ходе которой выявлены отдельные нарушения.

Согласно ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Частью 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3 ст.168 ЖК РФ).

В соответствии с ч.7 ст.168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 г. №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее- Региональная программа).

В соответствии с пунктами 21,22 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к Региональной программе: конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области.

В соответствии с подп.1 ч.1.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа), включается перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта.

Постановлением администрации городского округа - город Галич от 28.02.2017 № 95 утвержден краткосрочный план на 2017-2019 годы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич.

Постановлением администрации городского округа - город Галич от 07.09.2022 №581 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2020-2022 годы».

Постановлением администрации городского округа - город Галич от 07.09.2022 № 582 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2023-2025 годы».

Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в указанный план не включены.

Согласно Региональной программе капитального ремонта в 2017-2019 гг. в многоквартирных домах, расположенных по ул.Луначарского,д.59 и ул.Строителей, д.6, планировался ремонт фасада, включая ПСД и СК, а в многоквартирных домах, расположенных по ул.Пушкина, д.20 и Костромское шоссе, д.7, - ремонт фундамента, включая ПСД и СК.

Согласно Региональной программе капитального ремонта в 2020-2022 гг. в многоквартирном доме по ул.Пушкина, д.20, планировался ремонт фасада, включая ПСД и СК, а в многоквартирном доме по ул.Строителей, д.6, планировался ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включая ПСД и СК.

Аналогичные нарушения в деятельности администрации выявлялись ранее. Однако принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенным 21 октября 2022 года в адрес главы администрации городского округа - город Галич Костромской области представлением, нарушения не устранены. Администрацией городского округа на протяжении длительного времени обязанность по включению вышеуказанных домов в краткосрочный план капитального ремонта не исполняется.

Невключение администрацией городского округа - город Галич в нарушение требований ч.7 ст.168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта на территории городского округа - город Галич указанных многоквартирных домов, влечет нарушение прав граждан в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, права на безопасность жилища. Данные нарушения касаются не только собственников и законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, но и будущих собственников, а также постоянных и временных пользователей жилых помещений.

На основании изложенного, Галичский межрайонный прокурор просит суд: признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Галич Костромской области по невключению многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в краткосрочный план капитального ремонта, и возложить на административного ответчика обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в силу включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич на 2023-2025 годы», утверждённый постановлением администрации городского округа-город Галич от 07.09.2022 №582, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7.

В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Нурмагомедов З.Р. административные исковые требования поддержал по изложенным в нём доводам.

Представитель административного ответчика в лице заместителя начальника юридического отдела администрации городского округа – город Галич Костромской области Белоусова А.В., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что по информации Фонда капитального ремонта, все четыре дома копят свои денежные средства на специальном счете. На основании ст. 189 ЖК РФ собственники жилых помещений многоквартирного дома самостоятельно определяют сроки проведения капитального ремонта, при условии достаточных средств на счете. На счетах домов денежные средства имеются, задолженности нет. Информации от собственников данных домов о включении их в краткосрочный план, в администрацию не поступало. Администрация не может распоряжаться денежными средствами, которые накоплены собственниками на специальном счете. В удовлетворении иска просит отказать.

Представители заинтересованных лиц Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» и Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» Смоленцева И.Н., действующая по доверенности, в отзыве на административный иск разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

От заинтересованного лица Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в лице директора Кралина С.Н. поступил отзыв, в котором он указывает, что требования Галичского межрайонного прокурора считает незаконными и необоснованными.

Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Для реализации органами местного самоуправления Костромской области делегированных полномочий принят Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домах, расположенных на территории Костромской области» (далее- Закон №449-5-ЗКО).

В соответствии с п.1 ст.13 Закона № 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области.

Согласно ч.3 ст.14 Закона № 449-5-ЗКО критериями определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах являются:

1) техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт;

2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

3) наличие проектной документации в случае, если ее подготовка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

4) процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Положениями ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в порядке и с соблюдением условий, установленных положениями настоящей статьи. Между тем, информация о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта, принятых на общих собраниях собственников помещений в МКД, в Департамент не поступала.

По информации НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», собственниками помещений в МКД 12.04.2016 выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора. С учетом положений ст.189 ЖК РФ, собственники помещений в МКД самостоятельно определяют сроки проведения капитального ремонта, при условии достаточного объёма средств, собранных на специальном счете.

Включение указанных МКД в краткосрочный план капитального ремонта и последующее проведение работ по капитальному ремонту будет возможно после принятия собственниками помещений ст.189 ЖК РФ, Закона №449-5-ЗКО, при условии обеспечения объема взносов на капитальный ремонт на специальном счете, достаточного для организации и проведения капитального ремонта.

Поэтому, Департамент просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу положений частей 1,2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.6.1 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.

Частью 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с ч.2 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учётом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трёх календарных лет период, в течение которых должен быть проведён такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3 ст.168 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ).

Как следует из ч.ч.5-7 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Исходя из ч.7.1. ст.168 ЖК РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счёте, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объёма поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учётом требований, установленных статьёй 185 настоящего Кодекса;

2) необходимости корректировки объёма работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счёте, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Частями 1 и 2 статьи 11 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» установлено, что региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, и включает в себя, в том числе, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учётом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой постановлением администрации Костромской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трёх календарных лет период, в течение которых должен быть проведён такой ремонт.

Статья 12 названного закона определяет порядок подготовки, утверждения и актуализации региональной программы капитального ремонта.

Для формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области представляют информацию о многоквартирных домах по форме и в сроки, утверждённые уполномоченным органом.

Для сбора данной информации органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов создают комиссии по проведению обследований всех многоквартирных домов и организуют работу по определению потребности в капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, с учётом сроков проведения капитального ремонта по годам на период реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 1).

Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, и с учётом данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в администрацию Костромской области (ч. 2).

Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации. В целях актуализации региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно в срок до 31 марта направляют свои предложения в органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов обобщают, при необходимости дополняют полученные предложения и ежегодно в срок до 31 мая направляют указанные предложения региональному оператору. Порядок актуализации региональной программы капитального ремонта устанавливается администрацией Костромской области (ч.3).

Постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы.

Целью Региональной программы является создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах, включённых в Региональную программу, улучшение их технического состояния и повышение энергоэффективности в результате проведения капитального ремонта общего имущества (п.16 Региональной программы).

Для достижения указанной цели планируется, помимо прочего, создание системы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области; эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу (п. 17 Региональной программы).

Дифференцированный по муниципальным образованиям Костромской области перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в отношении которых в период реализации Региональной программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества, приведён в приложении № 1 к Региональной программе (п. 19 Региональной программы).

Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. В целях выполнения данного условия Региональная программа сформирована на тридцатилетний период - 2014-2043 годы. Первый год реализации Региональной программы - 2014 (пункт 20 Региональной программы).

Плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к настоящей Региональной программе (п. 21 Региональной программы).

Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трёх лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления (п. 22 Региональной программы).

Региональная программа подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 декабря года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, в порядке согласно приложению № 2 к настоящей Региональной программе (п. 23 Региональной программы).

Пунктом 2 Порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014 - 2043 годы (приложение № 2 к Региональной программе) предусмотрено, что актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы заключается в изменении информации по перечню многоквартирных домов.

Исходя из п.3 и п.4 названного Порядка основаниями для актуализации Региональной программы являются, в том числе изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включённых в Региональную программу; изменение периодов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включённых в Региональную программу, с учётом проведённых в текущем году работ по капитальному ремонту.

Актуализация Региональной программы осуществляется ежегодно.

Как следует из п.5 Порядка, в целях актуализации Региональной программы органы местного самоуправления и региональный оператор ежегодно, в срок до 15 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы:

1) обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Региональной программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

2) отображают сведения о выбытии или появлении многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в Региональную программу по состоянию на 1 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, представляют соответствующие сведения о них.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области регулируются Законом Костромской области № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области».

Частями 1 и 2 статьи 11 названного Закона предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Региональная программа включает, в том числе плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой постановлением администрации Костромской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.

В силу ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учётом прогнозного объёма взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области (ч. 1).

В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа), включаются следующие сведения:

1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта, с указанием: а) адреса многоквартирного дома; б) года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; в) года завершения последнего капитального ремонта; г) типа многоквартирного дома; д) общей площади многоквартирного дома, в том числе площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан; е) количества граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме на дату утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта; ж) реквизитов решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме или решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (указывается в отношении первого года краткосрочного плана);

2) стоимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе размер муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановая дата завершения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также объем таких услуг и (или) работ;

5) сведения о наличии (реквизиты) задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если многоквартирный дом является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1.1.).

Утверждённые органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору (ч. 2).

Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 3).

Судом установлено, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа-город Галич Костромской области, в ходе которой выявлены отдельные нарушения.

Так, постановлением администрации городского округа - город Галич от 28.02.2017 № 95 утвержден краткосрочный план на 2017-2019 годы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич; постановлением администрации городского округа - город Галич от 07.09.2022 №581 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2020-2022 годы»; постановлением администрации городского округа - город Галич от 07.09.2022 № 582 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич Костромской области на 2023-2025 годы».

Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в указанный план не включены.

Вместе с тем, исходя из приложения № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а (в редакции постановления администрации Костромской области от 26.09.2022 № 475-а), в названных домах в 2017 – 2019 годах, в 2020-2022 годах запланирован капитальный ремонт.

Как следует из Региональной программы, в многоквартирном жилом доме № 59 по улице Луначарского г.Галич Костромской области (порядковый номер 636) запланирован в 2017-2019 годах ремонт фасада, включая ПСД и СК (шифр 10);

в многоквартирном жилом доме № 20 по улице Пушкина г.Галич Костромской области (порядковый номер 692) запланирован в 2017-2019 годах ремонт фундамента, включая ПСД и СК (шифр 11) и в 2020-2022 годах - ремонт фасада, включая ПСД и СК (шифр 10);

в многоквартирном жилом доме № 6 по улице Строителей г.Галич Костромской области (порядковый номер 723) запланирован в 2017-2019 годах - ремонт фасада, включая ПСД и СК (шифр 10) и в 2020-2020 годах – ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу, включая ПСД и СК (позиция 9);

в многоквартирном жилом доме № 7 по улице Костромское шоссе г.Галич Костромской области (порядковый номер 744) запланирован в 2017-2019 годах - ремонт фундамента, включая ПСД и СК (шифр 11).

По результатам проверки по аналогичным домам главе администрации городского округа-город Галич Костромской области 21 октября 2022 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ответе на представление от 07.11.2022 № 4186, направленном Галичскому межрайонному прокурору, глава администрации городского округа-город Галич Костромской области сообщил, что многоквартирные дома включаются в краткосрочный план капитального ремонта согласно очерёдности, определённой в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Актуализация краткосрочного плана производится только с учётом прогнозной суммы возможного финансирования работ по капитальному ремонту. В связи с изложенным названные в представлении многоквартирные дома не включены в краткосрочный план капитального ремонта ввиду ограниченного выделения финансирования.

Таким образом, Региональной программой предусмотрено выполнение работ в спорных домах по капитальному ремонту подвальных помещений, фасада, фундамента, включая ПСД и СК. Изменения, предусматривающие перенос указанного срока на более поздний период, в Региональную программу, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не вносились.

Необходимость проведения капитального ремонта подвальных помещений, фасада, фундамента в спорных домах административным ответчиком не оспорена.

Судом установлено, что административный ответчик не обращался в приведенном выше порядке по вопросу актуализации Региональной программы по спорным многоквартирным домам.

При рассмотрении дела установлено, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич Костромской области на 2023-2025 годы не содержит полный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа-город Галич Костромской области, включённых в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014 - 2043 годы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что невключение вышеуказанных многоквартирных домов в краткосрочный план капитального ремонта на 2023 - 2025 годы противоречит требованиям ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», Постановлению администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» и свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии.

Суд считает, что у администрации городского округа-город Галич Костромской области отсутствовали правовые основания для невключения спорных жилых домов в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества на 2023 - 2025 годы, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане сведений о капитальном ремонте подвальных помещений, фасада, фундамента в рассматриваемых домах, в сроки, определённые Региональной программой, нарушает жилищные права неопределённого круга лиц, как проживающих, так и имеющих намерение проживать в будущем в указанных многоквартирных домах, поскольку препятствует включению таких сведений в краткосрочный план субъекта, конкретизирующий сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточняющий планируемые виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и определяющий виды и объёмы государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, ровно как и выполнению Региональной программы.

Доводы представителя ответчика Белоусовой А.В. о том, что денежные средства спорных многоквартирных домов находятся на специальном счете и собственники самостоятельно определяют сроки проведения капитального ремонта, при условии достаточных средств на счете, суд не принимает.

При рассмотрении дела действительно установлено, что спорные многоквартирные дома формируют фонд капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, открытый в АО «Россельхозбанк».

В силу статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).

Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В соответствии с частью 1 статьи 176 ЖК РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

В силу части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (пункт 5.1).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (часть 7).

Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 г. № 535-а утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области (далее также - Порядок), который распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Порядок применяется в случаях актуализации региональной программы; определения в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со статьей 21 Закона Костромской области; установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (пункт 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (пункт 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446, и ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (пункт 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений (пункт 7):

1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Данное решение принимается в случае, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также в случае, если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии);

2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта;

3) об отсутствии необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие подтвержденных сведений о проведенных ранее ремонтах соответствующих элементов строительных конструкций и инженерных систем общего имущества в многоквартирном доме; наличие акта комиссии о надлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме;

4) о необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области.

Данное решение принимается исходя из следующих факторов: превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие акта комиссии о ненадлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту общего имущества, определенный в региональной программе капитального ремонта;

5) о признании нецелесообразным проведение капитального ремонта. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов; совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. м помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов; расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ.

Решение комиссии оформляется протоколом (пункт 8).

Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9).

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что формирование фонда капитального ремонта на специальном счете не является основанием для невключения спорных многоквартирных домов в краткосрочный план капитального ремонта «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2023-2025 годы», утвержденный Постановлением администрации городского округа – город Галич Костромской области от 07.09.2022 № 582.

Других доказательств, подтверждающих наличие оснований для невключения спорных многоквартирных домов в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа - город Галич Костромской области, представителем административного ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Настоящим решением следует признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Галич Костромской области по невключению многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в краткосрочный план капитального ремонта и возложить на администрацию городского округа – город Галич Костромской области обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в силу включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2023-2025 годы», утвержденный Постановлением администрации городского округа – город Галич Костромской области от 07.09.2022 № 582, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7.

При этом суд учитывает, что удовлетворение заявленных прокурором административных исковых требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, так как направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, в связи с чем не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области планирования капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа.

Руководствуясь ст.ст.114, 157, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации городского округа – город Галич Костромской области по невключению многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7, в краткосрочный план капитального ремонта.

Возложить на администрацию городского округа – город Галич Костромской области обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в силу включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа – город Галич на 2023-2025 годы», утвержденный Постановлением администрации городского округа – город Галич Костромской области от 07.09.2022 № 582, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Костромская область, г.Галич, ул.Луначарского, д.59, Пушкина, д.20, ул.Строителей, д.6, Костромское шоссе, д.7.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Балашова

Решение принято в окончательной форме – 21 декабря 2023 г.

Судья