ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6384/2022 от 19.09.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2022-2022-006236

К делу № 2а-6384/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года Первомайский районный суд

город Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

в отсутствии административного истца Авакян С. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Асатрян М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Афашокова Х. Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Баграмян А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Багрян С. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Закусовой Н. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Закусовой О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Киреева Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Копал Н. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Красинской О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Куклиной Ю. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Левиной И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Луценко О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Марьясовой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Меметова Э. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Мясниковой А. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Попик М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Поступальского А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Ростиславского С. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Слабодина П. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Чупровой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Чупруковой А. А.ы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

административного истца Шульга Л. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

с участием представителя административных истцов Анцупова И. Ю., действующего на основании доверенности 23АВ1709969 от 24.01.2021г., имеющего диплом о высшем юридическом образовании 107718 №0722037 от 12.07.2017г.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО14, действующей на основании доверенности №2869/01 от 09.12.2021г., имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСБ 0284202 от 21.06.2003г.,

представителя административного соответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО14, действующей на основании доверенности №80/29 от 11.01.2022г., имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСБ 0284202 от 21.06.2003г.,

представителя административного соответчика городской Думы ФИО15 Вячеславовича, действующего на основании доверенности №01/633-ЭД от 07.04.2021г., имеющего диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 1572517 от 10.06.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Авакян С.Р., Асатрян М.В., Афашокова Х.Ш., Баграмян А.А., Багрян С.К., ФИО37, Балоночкиной О.Н., ФИО7, ФИО19, ФИО20, Закусовой Н.Д., Закусовой О.И., Киреева Д.В., Копал Н.З., Красинской О.А., Куклиной Ю.Н., Левиной И.С., Луценко О.В., Марьясовой Н.В., Меметова Э.Р., Мясниковой А.Г., Попик М.В., Поступальского А.С., Ростиславского С.О., Слабодина П.О., ФИО12, Чупровой Е.А., Чупрукова А.А., Шульга Л.П., к администрации муниципального образования г. ФИО30, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. ФИО30, городской ФИО30 о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, городской Думе Краснодара о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.05.2022г. №29/03-1141, №29/03-1140.

В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что Авакян С.Р., Афашоков Х.Ш., Баграмян А.А., Багрян С.К., ФИО38, Закусова Н.Д., Красинская О.А., Меметов Э.Р., Мясникова А.Г., Слабодин П.О., ФИО12, имеют на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером :1345 площадью 10000 +/- 40 кв.м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, южнее автодороги Краснодар-Кропоткин. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Указанные собственники земельного участка в лице представителя по доверенности ФИО16 обратились на имя главы муниципального образования город Краснодар с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Авакян С. Р., Асатрян М. В., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, Киреев Д. В., Копал Н. З., Куклина Ю. Н., Левина И. С., Луценко О. В., Марьясова Н. В., Попик М. В., Поступальский А. С., Ростиславский С. О., Чупрова Е. А., Чупрукова А. А.а, Шульга Л. П. имеют на праве общей долевой собственности земельный участок :347 площадью 11001 +/- 1237 кв.м, расположенный по адресу - местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ООО «Прикубанское». Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Указанные собственники земельного участка в лице представителя по доверенности ФИО16 обратились на имя главы муниципального образования город Краснодар с аналогичным заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

12 мая 2022 года в адрес представителя административных истцов от Департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образовании г. Краснодар был направлен ответ №29/03-1141, №29/03-1140, содержащий отказы на оба указанных заявления.

Административные истцы с обжалуемым отказом Департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образовании г. Краснодар не согласны, считают, что изложенная в данном отказе позиция административного ответчика противоречит действующему законодательству.

В ходе судебного разбирательства процессуальное положение Департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образовании г. Краснодар изменено с заинтересованного лица на административного соответчика, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена городская Дума Краснодара.

В судебное заседание административные истцы не явились, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель административных истцов Анцупов И. Ю., действующий на основании доверенности, поддержал доводы административного искового заявления, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО14, действующая на основании доверенностей, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель административного соответчика городской Думы Краснодара ФИО44., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Суд, выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований отказать ввиду следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы, являясь собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:431001:1345 и 23:43:431001:347 обратились в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.

Письмом от 12.05.2022 № 29/03-1141 по результатам рассмотрения обращения заявителей письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар сообщено, что внесение изменений в градостроительный план невозможно.

Инициируя рассмотрения настоящего дела в суде, административные истцы выражают свое несогласие с ответом административного ответчика, полагая, что он вынесен без учета норм действующего законодательства.

Суд, оценивая доводы, изложенные в оспариваемом ответе, находит их обоснованными ввиду следующего.

В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 № 17 п. 26 «Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар» департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар организует подготовку документов территориального планирования, внесение в них изменений, осуществляет контроль над разработкой и реализацией документов территориального планирования.

В соответствии с Положением о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 п. 27 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар» устанавливаются требования к порядку деятельности и составу комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, а также регулируется отдельные вопросы градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар при реализации возложенных на Комиссию полномочий. Комиссия является постоянно действующим консультативным органом и формируется для обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования город Краснодар, реализации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар в области градостроительной деятельности.

Департамент архитектуры осуществляет организационное обеспечение деятельности Комиссии.

Комиссия рассматривает предложения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в случаях, установленных градостроительным законодательством, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и осуществляет подготовку проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

Согласно Положению о комиссии предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки рассматриваются Комиссией в течение двадцати пяти дней со дня их поступления на соответствие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, документам территориального планирования, документации по планировке территории, нормативам градостроительного проектирования.

По результатам рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Комиссия подготавливает заключение, в котором рекомендует главе муниципального образования город Краснодар принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и (или) о внесении предложенных изменений в указанный проект, либо принять решение об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, с указанием причин отклонения.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, доступной на Интернет-ресурсе pkk.rosreestr.ru, земельные участки с кадастровыми номерами :1345 и :347 имеют вид разрешённого использования «Для сельскохозяйственного использования».

В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, рассматриваемые земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственных угодий.

Во исполнение постановления администрации от 19.06.2020 № 2307 в 40 местах на территории муниципального образования город Краснодар и на официальном Интернет-портале администрации (www.krl.ru), проводились экспозиции по проекту внесения изменений в генеральный план в рамках общественных обсуждений. Все предложения, поступившие в период проведения общественных обсуждений рассматривались на заседаниях комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, с целью принятия решения о дальнейшем утверждении проекта внесения изменений в генеральный план.

В соответствии с частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Во исполнение постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2021 № 615 в рамках общественных обсуждений проводились экспозиции проекта внесения изменений в Правила, ознакомиться с материалами проекта и внести свои замечания и предложения можно было в период с 13.03.2021 по 13.04.2021.

Предложения и замечания в отношении испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами :1345 и :347 в Комиссию не поступали.

Заключение о результатах общественных обсуждений размещено на официальном интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара 18.05.2021.

Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденные решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 в редакции решения от 22.07.2021 № 17 п. 19, приведены в соответствие с Генеральным планом.

Согласно Правилам землепользования земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0431001:1345 и 23:43:0431001:347 расположены в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХ).

Таким образом, отказ административного ответчика о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки является обоснованным, внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования не представляется возможным с учетом вышеизложенного, а также в связи с завершением срока общественных обсуждений и утверждением Генерального плана и Правил землепользования, в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.

Правила землепользования являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 21.07.2008 № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края», иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, Уставом муниципального образования город Краснодар, решениями городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», от 19.07.2012 №32 п. 13 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар», а также с учётом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования город Краснодар, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Исходя из доводов административного искового заявления, административные истцы фактически оспаривают положения утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта, указывая на то, что Правила землепользования противоречат генеральному плану муниципального образования город Краснодар, вместе с тем, никаких требований в установленном порядке по обжалованию Правил не предъявляют.

Правила землепользования утверждены решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 25 Устава муниципального образования город Краснодар утверждение генерального плана муниципального образования город Краснодар, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования, порядка подготовки документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, установление в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законами Краснодарского края требований к составу и порядку деятельности комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, отнесено к компетенции городской Думы Краснодара, указанный документ оформляется муниципальным правовым актом городской Думы посредством принятия решения. Решения городской Думы Краснодара в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Правила землепользования являются документом градостроительного зонирования, который утверждается решением городской Думы Краснодара, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения правил и порядок внесения в них изменений.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Особый статус Правил землепользования определен, в том числе и процессуальным законодательством. Так, согласно пункту 2 части 1 статьи КАС РФ процедура оспаривания нормативных правовых актов городской Думы Краснодара осуществляется на уровне субъекта Российской Федерации - Краснодарским краевым судом с участием представителя прокуратуры Краснодарского края.

Таким образом, требования административных истцов о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар внести изменения в Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования г. Краснодар не могут быть удовлетворены судом, поскольку оспаривание Правил землепользования осуществляются в ином порядке и не могут быть рассмотрены районным судом.

В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В нарушение статьи 59 КАС РФ административные истцы не привели ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении.

В то время как ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право, как представлять свои доказательства, так и заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований Авакян С.Р., Асатрян М.В., Афашокова Х.Ш., Баграмян А.А., Багрян С.К., ФИО37, Балоночкиной О.Н., ФИО7, ФИО19, ФИО20, Закусовой Н.Д., Закусовой О.И., Киреева Д.В., Копал Н.З., Красинской О.А., Куклиной Ю.Н., Левиной И.С., Луценко О.В., Марьясовой Н.В., Меметова Э.Р., Мясниковой А.Г., Попик М.В., Поступальского А.С., Ростиславского С.О., Слабодина П.О., ФИО12, Чупровой Е.А., Чупрукова А.А., Шульга Л.П. отказать.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требованиях Авакян С.Р., Асатрян М.В., Афашокова Х.Ш., Баграмян А.А., Багрян С.К., ФИО37, Балоночкиной О.Н., ФИО7, ФИО19, ФИО20, Закусовой Н.Д., Закусовой О.И., Киреева Д.В., Копал Н.З., Красинской О.А., Куклиной Ю.Н., Левиной И.С., Луценко О.В., Марьясовой Н.В., Меметова Э.Р., Мясниковой А.Г., Попик М.В., Поступальского А.С., Ростиславского С.О., Слабодина П.О., ФИО12, Чупровой Е.А., Чупрукова А.А., Шульга Л.П., к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, городской Думе Краснодара о признании отказа незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева

Решение изготовлено 29 сентября 2022 года