ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6387/19КОПИ от 09.08.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-6387/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 09 августа 2019 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Голубецкой Г.Е.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО о признании незаконными акта внеплановой документарной проверки, признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ года

установил:

ФКП «Аэропорты ДВ» обратились в суд с административным иском к УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора о признании незаконными акта внеплановой документарной проверки, признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указав, что надзорным органом ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, получен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. В обжалуемых предписании и акте не были учтены документы об устранении выявленных нарушений. С актом, предписанием административный истец не согласен по доводам, изложенным в административном иске, просит акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о дате и времени судебного разбирате6льства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение административного истца, административных ответчиков, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель административного истца ФКП «Аэропорты ДВ» по доверенности ФИО1, административные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Позиция административного ответчика изложена в письменных возражениях на административные исковые требования.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке предписание, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесенное уполномоченным органом, содержащее обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Согласно Положению об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-807фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ) (далее - поднадзорная территория, включая воздушное пространство в пределах зоны ответственности Хабаровской зоны ЕС ОрВД).

Как следует из оспариваемого предписания, проверкой проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения врио, начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки исполнения предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридическим лицом - ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» совершено правонарушение, в части неисполнения законного предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в нарушении требований подпунктов: 3,17 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886.

В пункте 1 предписания указано, что в нарушение п.п. 3 пункта 5 Требований не образованы (сформированы) и (или) привлечены для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Вместе с тем ФКП «Аэропорты ДВ» в Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ в целях выполнения п.п. 3 п. 5 Требований-886 определены задачи по круглосуточной защите ОТИ и по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также реагирования на нарушения внутриобъетового режима выполняют силы обеспечения транспортной безопасности, в составе которых имеется специально оснащённая мобильная группа быстрого реагирования выполняющая возложенные на неё задачи.

В соответствии с п.п. 7.2 ст. 1 Ф3-№16 Планом ОТБ ОТИ в Приложении №4 определены силы обеспечения транспортной безопасности, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, к ним относятся: лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, персонал ОТИ и силы обеспечения транспортной безопасности привлечённого подразделения транспортной безопасности - подразделения ФГУП «УВО Минтранса России». Заключённый Госконтракт от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого определено, что ФГУП «УВО Минтранс России» обязуется осуществлять охрану и защиту объектов транспортной безопасности Предприятия от актов незаконного вмешательства, в качестве привлечённого подразделения транспортной безопасности», что соответствует требованиям Ф3-№16 п.п. 7.1 и 7.2 ст. 1, и п.п 3 п.5 Требований-886 определившими, что «...подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта...».

ФГУП «УВО Минтранс России» является подразделением транспортной безопасности (в соответствии с пунктом 7.1 ст. 1 Ф3-№16), и на основании п. 2.3.1.2. Устава осуществляют деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Планом ОТБ ОТИ и Госконтрактом от ДД.ММ.ГГГГ определено, что подразделение ФГУП «УВО Минтранса России» (п.2.1) обязуется силами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности в составе сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ выполнять задачи по реагированию на подготовку или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности, а также по реагированию на нарушения пропускного режима путём, в том числе патрулирования границ территории ОТИ, в составе специально оснащённой мобильной группы быстрого реагирования ОТИ. (копия Госконтракта от ДД.ММ.ГГГГ приложена к отчёту о выполнении предписания (ранее выданного), а также является приложением к Акту проверки).

Кроме этого в целях упорядочения работы ГБР на ОТИ и в целом в Предприятии приказом генерального директора Предприятия от ДД.ММ.ГГГГ «О группах быстрого реагирования в филиалах ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», которым определяется для ГБР выделение по регламенту работы аэропорта автомобиля, оснащённого радиостанцией внутриаэропортовой радиосвязи с водителем.

На Предприятии образованы (сформированы) и (или) привлечены для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, порядок действия которых прописаны в приказе Предприятия от ДД.ММ.ГГГГ

В пункте 2 предписания указано, что в нарушение п.п. 17 п. 5 Требований при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, не обеспечено проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.

Из представленных истцом документов следует, что Письмом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) полученного ДД.ММ.ГГГГ вход. «Аэропорту Зея» изменена категория по транспортной безопасности с IV на V.

Предприятием в соответствии с п.п. 17 п. 5 Требований-886, определено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан провести дополнительную оценку уязвимости в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории.

Предприятием заключён Государственный контракт с Приморским филиалом «УВО Минтранс» от ДД.ММ.ГГГГ на проведение дополнительной оценки уязвимости. На момент проведения внеплановой документарной проверки срок, установленный для проведения дополнительной оценки уязвимости (в течение 3-х месяцев) не истёк, изменения присвоенной категории - ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения дополнительной оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ.

В распоряжении о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ указанно, что «проверка проводится с целью проверки исполнения предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ срок которого истекал ДД.ММ.ГГГГ и согласно п. 13 распоряжения, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» должно представить документы, подтверждающие факт исполнения Предписания-

Истцом представлены доказательства направления ответчику отчёта от ДД.ММ.ГГГГ (исх.) об исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий документов, подтверждающих факт устранения замечаний и нарушений.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, а именно в части признания незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», так как административным истцом представлены достоверные доказательства, устранения ими нарушений, указанных в ранее вынесенном предписании от ДД.ММ.ГГГГ, в связи чем оснований для проведения внеплановой проверки в целях проверки исполнения предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика не имелось.

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ не содержит предписаний властно-распорядительного характера, не возлагает на лицо каких-либо обязанностей, не устанавливает (изменяет, прекращает) права и обязанности ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», а носит исключительно информационный характер о результатах проверки, то есть не является решением, действием (бездействием) Управления Ространснадзора по ДФО и его должностных лиц, законность которого может быть предметом судебной проверки в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» - удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», в остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Мотивированное решение суда составлено 14 августа 2019 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: судья Королева И.А.