ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6388/2021 от 12.11.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года г. Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе:

председательствующего Огузова Р.М.,

при секретаре Рахаевой М.К.,

с участием:

представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенности от 05.10.2021 года, со сроком полномочий на три года ФИО3,

представителя административного ответчика Местной администрации городского округа Нальчик по доверенности от 26.05.2021 года, со сроком полномочий до 31.12.2021 года ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Местной администрации городского округа Нальчик, и.о. заместителя Главы Местной администрации городского округа Нальчик ФИО5 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и возложении обязанности выдать такое разрешение,

у с т а н о в и л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Местной администрации городского округа Нальчик о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и возложении обязанности выдать такое разрешение.

В обоснование заявленных требований административные истцы ФИО1 и ФИО2 указали, что являются собственниками земельного участка площадью 822 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.08.2021 года. каждому принадлежит по ? доли в праве собственности.

В целях получения разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенным помещениями ФИО1 и ФИО2 обратились в Местную администрацию г.о. Нальчик.

Административным истцам было отказано в положительном решении данного вопроса, в связи с тем, что проект планировки территории, где расположен земельный участок, где планируется размещение проектируемого объекта, не утвержден. Не выполняется требование к минимальному отступу застройки от границ земельного участка на 3 метра. В схеме планировочной организации земельного участка не указаны координаты углов поворота.

ФИО1 и ФИО2 считают данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Из ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Как следует из ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкций линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как установлено в ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из буквального толкования ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:

в текстовой части:

а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;

ж) описание решений по благоустройству территории;

з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения;

и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

в графической части:

м) схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

н) план земляных масс;

о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

Следовательно, требование о необходимости отражения в схеме планировочной организации земельного участка координат углов поворота, является необоснованным.

Площадь земельного участка, принадлежащего на праве собственности административным истцам, составляет 822 кв.м., а площадь застройки многоквартирного жилого дома, составляет 465,3 кв.м., оставшейся площади земельного участка достаточно для организации парковочных мест, спортивной и детской площадки и места для сбора мусора.

Вышеизложенное свидетельствует, что указанные в Градостроительном кодексе РФ документы, необходимые для проведения реконструкции, были предоставлены административными истцами в полном объеме.

В ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перечислен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство названы отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Следовательно, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ случаях, а именно: отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительства кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 настоящей статьи документов.

Как следует из ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

На основании изложенного, административные истцы просят суд:

Признать незаконным отказ Местной администрации городского округа Нальчик от 10.09.2021 года за в выдаче ФИО1 и ФИО2 разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Местную администрацию городского округа Нальчик выдать ФИО1 и ФИО2 разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, согласно представленной проектной документации.

Определением судьи Нальчикского городского суда КБР от 19.10.2021 года, на основании ч. 6 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен и.о. заместителя Главы Местной администрации городского округа ФИО6 Амирович и на основании ст. 47 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик».

Административные истцы ФИО1 и ФИО2, административный ответчик и.о. заместителя Главы Местной администрации г.о. Нальчик ФИО5 и представитель заинтересованного лица МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Представитель административных истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснил, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) строго регламентированы. Административными истцами в орган местного самоуправления были предоставлены все документы, необходимые для получения разрешения на строительство (реконструкцию). Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является незаконным. При реконструкции жилого дома под многоквартирный жилой дом, целевое использование земельного участка не нарушается.

Представитель административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав пояснения представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3 и представителя административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 является собственниками по ? доли в праве земельного участка площадью 822 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.08.2021 года.

06.06.2017 года Местной администрацией г.о. Нальчик ФИО7 и ФИО2 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 1149,37 кв.м., площадь застройки 433,83 кв.м., на указанном земельном участке по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от 27.01.2020 года за ФИО1 и ФИО2 зарегистрировано право долевой собственности, по ? доли, на объект незавершенного строительства, процент готовности 25 %, площадью застройки 433,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Объект расположен в пределах земельного участка, с кадастровым номером Вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от 25.06.2019 года по гражданскому делу Местной администрации г.о. Нальчик было отказано в иске к ФИО2 и ФИО8 о приведении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с выданным Местной администрацией г.о. Нальчик разрешением на строительство от 06.06.2017 года .

03.09.2021 года ФИО1 и ФИО2 обратились в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выдаче разрешения реконструкцию индивидуального жилого под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>.

Письмом за от 10.09.2021 года и.о. заместителя Главы Местной администрации г.о. Нальчик ФИО5 отказал ФИО1 и ФИО2 в выдаче разрешения на реконструкцию, в связи с тем, что проект планировки территории, на которой находится земельный участок, где предусматривается размещение проектируемого объекта, не утвержден. В представленной проектной документации не выполняется требование к минимальному отступу застройки от границ земельного участка на 3 метра в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Нормативного правового акта «Правила землепользования и застройки городского округа Нальчик», утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 22.05.2020 года. Схема планировочной организации земельного участка выполнена не в соответствии с градостроительным планом от 27.01.2021 года №РФ-07-2-00-0-00-2021-5867, а именно, не указаны координаты углов поворота. В документе с шифром 13-2021-ПЗУ «схема планировочной организации земельного участка» не обозначены парковочные места, спортивная и детская площадки, а также места сбора твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Административные истцы являются собственниками земельного участка площадью 822 кв.м., с кадастровым номером с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>.

Оспариваемым решением в удовлетворении обращения административных истцов о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под многоквартирный жилой дом, было отказано.

Учитывая права, предоставленные ФИО1 и ФИО2 земельным законодательством, как собственникам земельного участка, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на реконструкцию затрагивает их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, правовая заинтересованность административных истцов в оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию очевидна, они вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Трехмесячный срок на подачу административного искового заявления истцами соблюден.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.

В силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Отсутствие утвержденного проекта планировки земельного участка, не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под многоквартирный жилой дом.

Отсутствие проекта планировки территории в силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство линейного объекта.

Также суд считает необоснованным основание отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, в связи с невыполнением требования к минимальному отступу застройки от границ земельного участка на 3 метра.

Согласно п. 3 ст. 27 «Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик», утвержденных решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 22.05.2020 года, минимальный отступ застройки от границ земельного участка должен составлять 3 метра.

В соответствии с п. 2 ст. 18 указанных Правил, в случае сокращения расстояний от границ соседнего земельного участка до объекта строительства, требуется нотариально заверенное согласие смежных землепользователей или совладельцев земельных участков.

Вместе с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, административными истцами были представлены нотариально заверенные согласия смежных совладельцев земельных участков на сокращение расстояний от границ соседних земельных участков до объекта строительства.

Также суд считает необоснованными основания отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, в связи с невыполнением схемы планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным планом от 27.01.2021 года №РФ-07-2-00-0-00-2021-5867, а именно, неуказанием координат углов поворота, а также отсутствие обозначения в схеме планировочной организации земельного участка парковочных мест, спортивной и детской площадки, а также мест сбора твердых бытовых отходов.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 (ред. от 15.07.2021 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, которым не предусмотрено наличие в составе проектной документации указанных сведений.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с положительны заключением ООО «АкадемЭкспертиза» от 17.03.2021 года негосударственной экспертизы проектной документации реконструкции индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, проектная документация и результаты инженерных изысканий на строительство объекта: «Реконструкция индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>», соответствуют: результатам инженерных изысканий; требованиям технических регламентов, в том числе требованиям к содержанию разделов проектной документации.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с разъяснениям, данными в п. 61 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (ред. от 17.12.2020 г.), суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Поскольку в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, бремя доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложено на орган, принявший оспариваемое решение, а соответствующие доказательства административным ответчиком суду не предоставлены, суд полагает установленным несоответствие оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и приходит к выводу о его незаконности, одновременно с этим нарушающим права административных истцов.

Предусмотренная законом совокупность условий, влекущая удовлетворение административного иска, по делу установлена, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В качестве способа восстановления нарушенного права, в силу императивного указания п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать Местную администрацию г.о. Нальчик выдать административным истцам разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, согласно представленной вместе с заявлением от 03.09.2021 года проектной документации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение и.о. заместителя Главы местной администрации г.о. Нальчик ФИО5, оформленное письменным ответом от 10.09.2021 года , об отказе в выдаче ФИО1 и ФИО2 разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на Местную администрацию городского округа Нальчик обязанность выдать ФИО1 и ФИО2 разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, согласно представленной вместе с заявлением от 03.09.2021 года проектной документации.

Местной администрации городского округа Нальчик сообщить об исполнении настоящего решения суда ФИО1 и ФИО2 и в Нальчикский городской суд КБР в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 26.11.2021 года.

Председательствующий: Огузов Р.М.