ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-638/17 от 06.09.2017 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)

К делу №2а-638/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово РБ

06 сентября 2017 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Осипова В.Н.

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан Яхина Н.И.,

заинтересованного лица ФИО2, её представителей ФИО1 (доверенность б/н от 20.11.2015 сроком на три года), адвоката Машиной А.И. (удостоверение №2849 от 04.08.2016),

при секретаре Галикеевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах муниципального образования Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан и неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абзелиловского района РБ обратился в суд с административным иском к Совету сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, мотивируя свое обращение тем, что административным истцом проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе.

В ходе которой установлено, что 30.03.2017 руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО3 в отношении главы администрации сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ ФИО2 возбуждено уголовное, по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты>.

Следствием установлено, что ФИО2, являясь главой администрации сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, действуя умышленно, используя свое служебное положение главы администрации, осознавая противоправность своих действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, с целью использования муниципального имущества, без оформления правоустанавливающих документов использовала в период с 28.09.2015 о 30.03.2017 муниципальное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, для размещения магазина ООО «Юлия», учредителем и директором которого является супруг ФИО2 – ФИО5

В результате неправомерных действий ФИО2, сумма недополученных доходов в местный бюджет составила 321 298 рублей 26 копеек от аренды указанного помещения. В ходе проверки также вскрыты иные факты, свидетельствующие о неисполнении ФИО2 обязанности уведомления о конфликте интересов.

Так, решением Совета сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО4 избрана главой сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО2 прекратила деятельность в качестве ИП 16.11.2015, государственную пошлину на прекращение деятельности ИП оплатила лишь 03.11.2016, а заявление на прекращение деятельности ИП подала 10.11.2015. Анализ добытых доказательств указывает на то, что ФИО2 фактически не прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Так, в день прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО2 в ООО «ЧелИндЛизинг» вносится сумма в размере 1 000 000 рублей в качестве задатка по договору лизинга. 24.11.2015 ею же подписывается акт приема-передачи оборудования – хлебопекарной печи.

10.12.2015 ИП ФИО2 подписано дополнительное соглашение № 2 о графике платежей по договору лизинга.

Кроме того, квитанциям № 1, №3, № 9 ФИО2 20.01.2016, 12.08.2016 и 15.08.2017 на счет ООО «Юлия» перечислены денежные средства в размере 108 000 рублей, 63 000 рублей и 15 100 рублей источником поступления указано «Поступления от продажи товаров». Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Юлия» является супруг ФИО2 – ФИО5.

Ни по одному из указанных фактов ФИО2 в Совет сельского поселения не подано уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.

Кроме того, согласно договору купли-продажи муниципального имущества от 19.05.2017, нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реализовано ФИО6 При этом, представителем ФИО6 по доверенности при проведении аукциона выступал супруг ФИО2 – ФИО5

Согласно протоколу допроса ФИО6 от 06.06.2017 следует, что ФИО6 знакома с Б-выми с 2011 года, с тех пор они поддерживали ее. ФИО6 работала продавцом в ООО «Юлия», и с ее слов, якобы ФИО2 передала помещение магазина ей без оформления каких-либо договоров.

Также, в ходе проверки аукционной документации выявлены факты, свидетельствующие о том, что ФИО2 была заинтересована в продаже муниципального имущества.

Так, 03.04.2017 в прокуратуру района поступили правовые акты принятые главой администрации и Советом СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ. Согласно постановлению от 02.03.2017 № 54 «О проведении торгов на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ» главой администрации принято решение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права заключения договора аренды указанного имущества, для использования в целях торговой, производственной деятельности.

Аналогичное постановление было предоставлено следователю Белорецкого МСО СУ СК РФ по РБ для приобщения к материалам уголовного дела.

Однако, в представленной 26.07.2017 КУС МЗИО РБ по Абзелиловскому району аукционной документации имеется постановление главы администрации СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ № 54 от 02.03.2017, согласно которому рассматриваемое нежилое помещение выставлено на продажу на открытом аукционе.

Данное обстоятельство указывает на то, что ФИО2 представлены подложные документы при проведении процедур аукциона.

Принятию указанных постановлений предшествовало также неправомочное проведение заседания Совета СП Ташбулатовский сельсовет в составе 4 депутатов.

Так, согласно протоколу заседания Совета СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ от 22.02.2017, ФИО2, будучи председателем Совета, предложено провести заседание с участием 4 депутатов и принять решение о включении в план приватизации муниципального имущества.

В данной ситуации усматривается конфликт интересов.

Таким образом, установлено, что ФИО2, будучи муниципальным служащим, нарушила установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о муниципальной службе ограничения и запреты, а также не уведомила в установленном порядке Совет сельского поселения о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей и не приняла меры по предотвращению подобного конфликта. Подобное подрывает авторитет государственных и муниципальных органов и не отвечает основным принципам противодействия коррупции, установленных Федеральным законом № 273-Ф3, в связи с чем, ФИО2 подлежит увольнению с муниципальной службы.

13.06.2017 прокуратурой района в Совет СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ внесено представление с требованием о прекращении ФИО2 полномочий, главы администрации СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ и уволить ее с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Решением Совета СП Ташбулатовский сельсовет от 14.07.2017 № 94 в удовлетворении требований представления прокурора отказано до вынесения судом решения.

Для установления наличия конфликта интересов не требуется вынесения какого-либо судебного решения, которое бы имело преюдициальное значение для принятия решения об увольнении в связи с утратой доверия.

Действия ФИО2 по использованию муниципального имущества без заключения договора аренды, фактическое осуществление деятельности от имени индивидуального предпринимателя после принятия решения о назначение главой администрации, перечисление денежных средств на счета ООО «Юлия» (учредитель и директор ФИО5), проведение заседания Совета в неправомочном составе для решения вопроса о включении муниципального имущества в план приватизации, представление подложного постановления с изменением содержания, представительство ФИО5 ФИО6 при проведении аукциона по продаже муниципального имущества достаточны для утраты Советом доверия к ФИО2 как к главе администрации сельского поселения.

В связи с чем, административный истец просит суд признать решение Совета сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ № 94 от 14.07.2017 «О рассмотрении представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе» незаконным.

Производство в части исковых требований об обязании административного ответчика принять решение об увольнении ФИО7 прекращено определением суда от 06.09.2017.

В судебном заседании старший помощник прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан Яхин Н.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснив, что при направлении представления в Совет сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район, перед ответчиком не ставился вопрос о принятии решения об увольнении ФИО2 на основании инкриминируемых ей в вину преступлений, а в связи с утратой доверия, в связи с несообщением Совету о возникновении конфликта интересов по факту деятельности ООО «Юлия», директором которого является ее супруг. С административным иском прокурор обратился в соответствии со ст.39 КАС РФ и требованиями закона «О Прокуратуре РФ».

Административный ответчик, Совет сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, не просил рассмотреть дело без его участия, разбирательством отложить, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В силу ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заинтересованное лицо, ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что она не признана виновной в совершении уголовно наказуемого деяния, в удовлетворении исковых требований просила отказать. ФИО8. Х. действительно является ее супругом.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО1 в судебном заседании показал, что административное исковое заявление не обосновано и не подлежит удовлетворении, пояснив, что приговора в рамках возбужденного уголовного дела в отношении ФИО2 нет. Доводы прокурора в части вины ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ и незаконной предпринимательской деятельностью противоречат ст.49 Конституции РФ. После вступления в должность главы администрации с/п Ташбулатовский сельсовет ФИО2, в целях недопущения негативных последствий в связи с несоблюдение договорных отношений заключала приведенные прокурором в иске договора, что не может свидетельствовать о занятии предпринимательской деятельности.

Досрочное прекращение полномочий главы администрации по доводам изложенным в иске, не предусмотрено ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По представлению прокурора Советом принято решение об отказе в удовлетворении требования прокурора о прекращении полномочий главы сельского поселения ФИО2 в связи с утратой доверия.

Требования прокурора изложенные в административном исковом заявлении выходят за рамки полномочий прокурора.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – Машина А.И. в судебном заседании доводы ФИО9 и ФИО1, поддержала, пояснив, что уголовное дело в отношении ФИО2 находится на стадии предварительного расследования.

Заинтересованные лица представили суду постановление об аннулировании итогов аукциона по продаже муниципального имущества сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ №192 от 15.08.2017, а также соглашение о расторжении договора купли-продажи №01.19.05.2017

Выслушав мнение административного истца, заинтересованного лица, ее представителей, изучив и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" установлено, что:

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно п.1 ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентирован ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции", так:

1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7.1 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Согласно п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

Пунктом 11 той же части вышеуказанной статьи предусмотрено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В соответствии с ч.2.3 ст.14.1. Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

В силу ч.4.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",

В соответствии с ч.1 ст.74.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Силу п.4 ч.2 указанной статьи, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"…

В судебном заседании установлено, что 13.06.2017 прокуратурой Абзелиловского района в адрес Совета сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ было направлено представление «об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе».

В обосновании доводов представления, прокурором Абзелиловского района РБ акцентировалось внимание на нарушение со стороны ФИО2 требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе», Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 25.12.2008 №272-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно решения Совета сельского поселения Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ от 14.07.2017 в удовлетворении требований представления прокурора Абзелиловского района РБ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе отказано, до вынесения судом решения по <данные изъяты> в отношении ФИО4

Из представленного суду решения от 14.07.2017 установлено, что вопреки требованиям прокурора Абзелиловского района РБ, изложенным в представлении от 13.06.2017, Советом сельского поселения Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ не рассматривался вопрос о наличии в действиях ФИО7 нарушений требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе», Федерального закона от 25.12.2008 №272-ФЗ «О противодействии коррупции», то есть не обсуждался вопрос об утрате доверия, вследствие возникшего конфликта интересов. Что привело к ненадлежащему исполнению требований, изложенных в представлении прокурором.

При таких обстоятельствах, вышеуказанное решение суд находит не законным и подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах муниципального образования Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан и неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования удовлетворить.

Признать решение Совета сельского поселения Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан №94 от 14.07.2017 «О рассмотрении представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе» незаконным.

Обязать Совет сельского поселения Ташбулатовский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан отменить решение №94 от 14.07.2017 «О рассмотрении представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд РБ, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.Н.Осипов