ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-638/2018 от 13.04.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-638/2018

Принято в окончательной форме:

13.04.2018.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09.04.2018 ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Моховой Т.А.,

при секретаре Бухаловой О.И.,

с участием административных истцов Шишова А.А., Нещетного А.А.,

представителя административных истцов Ермакова Е.П.,

представителей административных соответчиков Агеева Я.И., Пугачева С.В.,

рассмотрев административный иск Шишова Александра Анатольевича, Яковлева Константина Николаевича, Гедивласа Игоря Ионасовича, Стельмухова Василия Олеговича, Филимонова Максима Игоревича, Арбузенко Игоря Геннадьевича, Судника Вячеслава Васильевича, Рогова Евгения Рудольфовича, Беляева Андрея Викторовича, Буляккулова Руслана Мазитовича, Артеменко Александра Николаевича, Попова Андрея Гаврииловича, Чупанова Мурада Магомедзагидовича, Майорова Дениса Валерьевича, Кашицына Сергея Анатольевича, Литвиненко Дмитрия Анатольевича, Зуева Сергея Анатольевича, Шилова Евгения Александровича, Итпекова Артема Александровича, Смирнова Евгения Александровича, Нещётного Александра Анатольевича, Худорожко Андрея Юрьевича, Хижняка Владимира Александровича, Нещётного Ярослава Александровича, Тимошенко Антона Александровича, Рысаева Айдара Мидхатовича, Малицкого Владимира Ивановича, Колохова Николая Николаевича, Шмелева Александра Николаевича, Козика Андрея Евгеньевича, Пономаренко Евгения Сергеевича, Канаш Сергея Анатольевича, Лапшина Павла Павловича, Назарова Александра Робертовича, Стратила Петра Ивановича, Герасименко Александра Евгеньевича, Котченко Ивана Викторовича, Котряхова Андрея Аркадьевича, Легчилиной Валентины Георгиевны, Субаш Марины Михайловны, Скворцовой Ольги Сергеевны, Хоменко Ирины Николаевны, Морозова Владислава Александровича к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решения комиссии незаконным в части, обязать выдать удостоверения ветеранов боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

Адвокаты Ермаков Е.П. и Воронина В.Ф, действующие на основании доверенности, удостоверенной Врио ***., обратились в суд от имени Шишова А.А., Яковлева К.Н., Гедивласа И.И., Стельмухова В.О., Филимонова М.И., Арбузенко И.Г., Судника В.В., Рогова Е.Р., Беляева А.В., Буляккулова Р.М., Артеменко А.Н., Попова А.Г., Чупанова М.М., Майорова Д.В., Кашицына С.А., Литвиненко Д.А., Зуева С.А., Шилова Е.А., Итпекова А.А., Смирнова Е.А., Нещётного А.А., Худорожко А.Ю., Хижняка В.А., Нещётного Я.А., Тимошенко А.А., Рысаева А.М., Малицкого В.И., Колохова Н.Н., Шмелева А.Н., Козика А.Е., Пономаренко Е.С., Канаш С.А., Лапшина П.П., Назарова А.Р., Стратила П.И., Герасименко А.Е., Котченко И.В., Котряхова А.А., Легчилиной В.Г., Субаш М.М., Скворцовой О.С., Хоменко И.Н., Морозова В.А. (далее – административные истца, члены экипажа гражданского персонала спасательного буксирного судна «Николай Чикер») с административным иском к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий (далее – Комиссии Северного Флота), Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» (далее – ФКУ «ОСК») о признании решения комиссии незаконным в части, возложении обязанности выдать удостоверения ветеранов боевых действий.

В обоснование административного иска, уточненного в ходе рассмотрения дела, указали, что согласно приказу командира войсковой части 40658 от 05.06.2016 №318 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» работники гражданского персонала войсковой части 40658 Северного Флота в качестве личного состава спасательного буксирного судна «Николай Чикер» привлекались для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее – САР) в период времени с 08.11.2016 по 06.01.2017 в количестве 60 дней. Задачи, постановленные приказом-заданием оперативного командования, выполнялись СБС «Николай Чикер» в составе сил оперативного соединения кораблей военно-морского флота, входящего в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению специальных задач на территории САР, установленный Директивой генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 14.02.2017 №314/7/0191. За отличие, проявленное при проведении операции в САР, приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.02.2017 №81 члены экипажа гражданского персонала, а также прикомандированные военнослужащие СБС «Николай Чикер» войсковой части 40658 Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии». На основании решений комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленных протоколами и заключениями от 18.08.2017 и 28.09.2017 соответственно, административным истцам – работникам личного состава СБС «Николай Чикер» – оформлены и выданы удостоверения ветеранов боевых действий (ВБД), согласно которым в качестве мер социальной поддержки им установлены права и льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Полагают решения комиссии Северного Флота от 18.08.2017 и 28.09.2017 незаконными в части выдачи удостоверения по пункту 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в то время как необходимо выдать удостоверения с предоставлением льгот и гарантий, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поскольку личный состав гражданского персонала СБС «Николай Чикер» привлекался именно для выполнения, а не обеспечения выполнения специальных задач на территории САР в составе кораблей оперативного соединения ВМФ. Кроме того, считают, что протоколы заседаний комиссии Северного флота имеют указание на предоставленные доказательства непосредственного участия в боевых действиях в ходе выполнения специальных задач, а заключения о выдаче удостоверений единолично членом комиссии Филиным Ю.В. отнесены к категории ветеранов боевых действий, указанной в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах». Также, заключения не подписаны заместителем председателя комиссии Северного Флота ФИО1., а утверждены им вместо председателя – ФИО2 На даты принятия решений в отношении административных истцов действовал Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 №2288, который предусматривал выдачу удостоверений только лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», а выдача удостоверений ВБД для личного состава (военнослужащих и гражданского персонала) Вооруженных Сил Российской Федерации вообще не была предусмотрена. На заседаниях комиссий присутствовали 6 человек из 9, в связи с чем, ее решение легитимным не является. Просят суд признать решения комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, оформленные протоколами от 18.08.2017 и 28.08.2017 и заключениями от 18.08.2017 и 28.08.2017 соответственно в части выдачи административным истцам удостоверений ВБД, предоставляющих им права и льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» незаконными, обязать ФКУ «ОСК» выдать административным истцам удостоверения ВБД, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании административные истцы Шишов А.А. и Нещетный А.А. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований. Шишов А.А., являющийся капитаном СБС «Николай Чикер» указал, что судно было подготовлено для осуществления специальных задач в составе корабельной авианосной группы Северного Флота. При этом, обеспечивались поисково-спасательные операции для тех кораблей, которые принимали участие в боевых действиях; доставка средств авиационного поражения. Травмы, ранения, контузии члены экипажа гражданского персонала СБС «Николай Чикер» не получали; личного оружия у членов экипажа гражданского персонала не имелось. При стоянке в порту Тартус обеспечивалась охрана судна, которую выполняли стоявшие в карауле военнослужащие. Документы для получения удостоверений готовились через войсковую часть, все работники писали заявления и предоставляли копии паспортов; выписку из судовой роли; выписки из приказов командира войсковой части 40658.

Административные истцы Яковлев К.Н., Гедивлас И.И., Стельмухов В.О., Филимонов М.И., Арбузенко И.Г., Судник В.В., Рогов Е.Р., Беляев А.В., Буляккулов Р.М., Артеменко А.Н., Попов А.Г., Чупанов М.М., Майоров Д.В., Кашицын С.А., Литвиненко Д.А., Зуев С.А., Шилов Е.А., Итпеков А.А., Смирнов Е.А., Нещётный А.А., Худорожко А.Ю., Хижняк В.А., Нещётный Я.А., Тимошенко А.А., Рысаев А.М., Малицкий В.И., Колохов Н.Н., Шмелев А.Н., Козик А.Е., Пономаренко Е.С., Канаш С.А., Лапшин П.П., Назаров А.Р., Стратила П.И., Герасименко А.Е., Котченко И.В., Котряхов А.А., Легчилина В.Г., Субаш М.М., Скворцова О.С., Хоменко И.Н., Морозов В.А. в судебное заседание не явились, извещены. Воспользовались правом на ведение дела через представителя, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административных истцов Ермаков Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив суду, что первоначально некоторым членам экипажа гражданского персонала были выданы удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие право на льготы по пункту 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах», которые впоследствии были отозваны и выданы другие. Считают оспариваемые протоколы и заключения комиссии Северного Флота сфальсифицированными.

Представитель административных истцов Воронина В.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного соответчика – Комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий Агеев Я.И., действующий на основании доверенности, выданной командующим Северным флотом ФИО3., в судебном заседании пояснил, что заседания комиссии Северного флота 18.08.2017 и 28.09.2017 и оформление протоколов и заключений по результатам проводилось в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», Порядком выдачи удостоверений ветеранов боевых действий на Северном флоте, являющимся приложением №1 к Приказу Командующего Северным флотом от 30.09.2016 №1737, Методическими рекомендациями по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ 16.07.2010. Состав комиссии определен 9 человек. На оспариваемых заседаниях комиссии от 18.08.2017 и 28.09.2017 принимало участие 6 человек, решения принимались большинством голосов. Ввиду отсутствия председателя комиссии ФИО2., протоколы комиссии подписаны пятью членами комиссии и утверждены Врио председателя комиссии Северного флота ФИО1.; заключения комиссии подписаны членом комиссии, секретарем комиссии и утверждены Врио председателя комиссии Северного флота ФИО1. Порядок рассмотрения заявлений и полномочия комиссии соблюдены, оснований для выдачи административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, предусматривающих право на льготы по пункту 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» не имеется, поскольку не представлено доказательств непосредственного участия в боевых действиях. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административных соответчиков – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиал «2ФЭС» – Пугачев С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ФКУ «ОСК Северного Флота» не является надлежащим административным ответчиком по требованию о выдаче административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий, поскольку такими полномочиями не обладает. Комиссия Северного флота создана приказом командующего Северным флотом, который одновременно является руководителем ФКУ «ОСК». Полагает, что оснований для выдачи административным истцам удостоверений ветеранов боевых действий с правом на льготы, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» не имеется. Решения приняты комиссией в пределах предоставленных полномочий и установленным порядком. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо – Центральная комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий – о времени месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в судебное заседание представителя не направило, мнения по иску не представило.

Выслушав пояснения административных истцов и их представителя, возражения представителей административных соответчиков, исследовав материалы дела, обозрев подлинники протоколов Комиссии Северного флота от 18.08.2017 и 28.09.2017 и заключений Комиссии Северного флота от 18.08.2017 и 28.09.2017, не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах» установленные статьей 16 названного закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляются ими при предъявлении удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1);

- лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам (подпункт 7).

При этом согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №256-ФЗ к перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено выполнение задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30.09.2015 (раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах»).

Из материалов дела следует, что согласно приказу командира войсковой части 40658 от 05.06.2016 №318 «О привлечении гражданского персонала для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» административные истцы – работники гражданского персонала войсковой части 40658 Северного Флота в качестве личного состава спасательного буксирного судна «Николай Чикер» привлекались для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее – САР) в период времени с 08.11.2016 по 06.01.2017 в количестве 60 дней.

Задачи, постановленные приказом-заданием оперативного командования, выполнялись СБС «Николай Чикер» в составе сил оперативного соединения кораблей военно-морского флота, входящего в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению специальных задач на территории САР, установленный ***.

За отличие, проявленное при проведении операции в САР, приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.02.2017 №81 административные истцы - члены экипажа гражданского персонала СБС «Николай Чикер» войсковой части 40658 Министерства обороны Российской Федерации награждены медалью «Участнику военной операции в Сирии».

Административные истцы через командование войсковой части 40658 обратились в Комиссию Северного флота с заявлениями об оформлении и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий».

Согласно заключениям Комиссии Северного флота от 18.08.2017 и 28.09.2017, приняты решения о выдаче административным истцам удостоверений «Ветеран боевых действий», предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».Истцы полагают решения комиссии незаконными, нарушающими их права на получение удостоверений «Ветеран боевых действий», предусматривающих право на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно пункту 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 – комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Количество членов комиссии должно быть нечетным и составлять для комиссий военных округов, флотов, войсковой части 45807 – не менее 7 человек. Заседания центральной комиссии (комиссии) проводит председатель центральной комиссии (комиссии), а в его отсутствие – заместитель председателя центральной комиссии (комиссии). Решение комиссии о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания комиссии (пункты 2, 4, 5 Порядка).

В соответствии с пунктами 8, 9 Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (лица гражданского персонала – заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) в комиссии – проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются, для иных лиц – личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня. К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, – документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР. К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).

Согласно пунктам 11, 12 Порядка, по итогам рассмотрения обращений комиссия принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения по рекомендуемому образцу (приложение № 2 к настоящему Порядку). Заключение подписывается заместителем председателя комиссии, членами секретариата комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии.

В соответствии с приказом командующего Северным Флотом вице-адмирала Евменова Н.А. от 30.09.2016 №1737 назначена комиссия Северного флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий в составе 9 человек: председателя комиссии – ФИО2.; заместителя председателя комиссии – ФИО1., членов комиссии: ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7ФИО8., ФИО9., ФИО10 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий на Северном флоте.

Из пояснений представителей ответчика следует, что комиссия в своей работе руководствуется требованиями Федерального Закона «О ветеранах» №5-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказа Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Методическими рекомендациями по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ 16.07.2010.

Судом установлено, что 18.08.2017 и 28.09.2017 в заседании комиссии принимали участие 6 человек: заместитель председателя комиссии – ФИО1., члены комиссии ФИО5ФИО6., ФИО7., ФИО8ФИО10.

Из протоколов заседания комиссии (подлинники которых обозревались в судебном заседании) следует, что они подписаны принимавшими участие в заседании членами комиссии ФИО5ФИО6., ФИО7ФИО8., ФИО10. и утверждены Врио председателя комиссии – ФИО1 Голосовали 6 человек, «за» - 6 человек, воздержались – нет, решения приняты единогласно.

По результатам рассмотрения обращений комиссией подготовлены заключения № 29 от 18.08.2017 и № 33 от 28.09.2017 (подлинники которых обозревались в судебном заседании) соответственно, о выдаче административным истцам за выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 08.11.2016 по 06.01.2017 удостоверений ветерана боевых действий по категории, указанной в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах».

Заключения комиссии Северного Флота № 29 от 18.08.2017 и № 33 от 28.09.2017 подписаны членом комиссии ФИО7., секретарем комиссии ФИО10 и утверждены Врио председателя комиссии – ФИО1

Доводы представителя истцов о фальсификации протоколов заседания комиссии голословны и судом во внимание приняты быть не могут. Каких-либо доказательств, ставящих под сомнение

Суд находит, что решения комиссии Северного Флота приняты в пределах предоставленных полномочий и в соответствующем порядке. Несмотря на отсутствие на дату заседаний комиссии в пункте 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации указания на лиц, поименованных в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», из положений статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 256-ФЗ) и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об удостоверении ветерана боевых действий» от 19.12.2003 №763 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2016 №1210) следует, что рассмотрение обращений административных истцов подлежало рассмотрению именно комиссией Северного флота, а не иным органом.

Суд находит неубедительными доводы представителя административных ответчиков об отсутствии кворума для принятия решений, ввиду участия 6 членов из 9, поскольку исходя из пункта 6 Методических рекомендаций по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, комиссия является коллегиальным органом, обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее 2/3 персонального состава комиссии.

Факт отсутствия подписи заместителя председателя комиссии ФИО1 в протоколе компенсируется наличием его резолюции об утверждении протоколов комиссии от 18.08.2017 и 28.09.2017 и заключений комиссии №29 от 18.08.2017 и №33 от 28.09.2017 в качестве Врио председателя комиссии, ввиду отсутствия на заседаниях комиссии председателя комиссии ФИО2., решавшего задачи боевой подготовки за пределами Североморского гарнизона и поручившего организовать заседание комиссии своему заместителю – ФИО1

Отсутствие указания в протоколах комиссии категории ветерана боевых действий, за которую голосовали члены комиссии, не может считаться нарушением порядка принятия решений, поскольку заключения комиссии имеет указание на категорию ветерана боевых действий, к которой относится обратившийся гражданин (каждый из административных истцов).

Обращаясь в суд с административным иском, административные истцы – гражданский персонал личного состава спасательного буксирного судна «Николай Чикер» – считают, что на основании предоставленных ими справок войсковой части 40658 от 08.06.2017 о выполнении каждым из них специальных задач по защите государственных интересов у берегов САР и выписок из приказа командира войсковой части 40658 от 05.06.2017 №318 «О привлечении гражданского персонала для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики» Комиссией Северного флота должно быть принято решение о выдаче обратившимся удостоверений ветеранов боевых действий, льготы и гарантии которым предусмотрены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах».

Суд находит данные доводы необоснованными, в силу следующего.

Для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия – принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах», и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин приобретает статус ветерана боевых действий.

Согласно абзацу 11 пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, факт непосредственного участия в боевых действиях лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзаце пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, подтверждается документами, выданными органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Данный абзац порядка соответствует Федеральному закону «О ветеранах», поскольку установленные нем документы непосредственно указывают на участие лиц в боевых действиях, что является обязательным условием для приобретения этими лицами статуса ветерана боевых действий, а, следовательно, и права на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Аналогичные положения содержатся и в новом Порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 №595.

Кроме того, по смыслу абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 № 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы).

Доказательств фактического участия в боевых действиях административные истцы, вопреки требованиям пункта 9 порядка, в комиссию не представили, отсутствуют таковые и в материалах дела, что позволяет суду прийти к выводу о правомерности принятых комиссией решений.

Ссылку истцов на приказ-задание командира корабельной авианосной группы Северного Флота №09-ОП суд находит необоснованной, т.к. указанный документ на рассмотрение в комиссию не поступал; задачи, поставленные перед экипажем СБС «Николай Чикер» о выходе на боевую службу непосредственного участия в боевых действиях не доказывают. Документов, подтверждающих фактическое участие в боях, получение ранения, увечий, контузий и т.п. не представлено.

Факт награждения административных истцов медалями «Участнику военной операции в Сирии» само по себе также не является доказательством участия административных истцов в боевых действиях, т.к. является ведомственным знаком отличия, которым награждаются военнослужащие и лица гражданского персонала на отличие, отвагу и самоотверженность, а также за самоотверженный труд и вклад в выполнение задач военной операции в Сирийской Арабской Республике.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актами и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Иные приведенные доводы на существо вынесенных комиссией решений не влияют.

Судом установлено, что все необходимые действия по принятию решения комиссией выполнены без нарушения прав административных истцов, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами. В связи с чем, у суда не имеется оснований для признания оспариваемых решений комиссии Северного флота незаконным.

Анализируя юридически значимые для дела доказательства и фактические обстоятельства дела, суд отказывает в удовлетворении административного иска за необоснованностью.

В соответствии со статьей 176 КАС Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шишова Александра Анатольевича, Яковлева Константина Николаевича, Гедивласа Игоря Ионасовича, Стельмухова Василия Олеговича, Филимонова Максима Игоревича, Арбузенко Игоря Геннадьевича, Судника Вячеслава Васильевича, Рогова Евгения Рудольфовича, Беляева Андрея Викторовича, Буляккулова Руслана Мазитовича, Артеменко Александра Николаевича, Попова Андрея Гаврииловича, Чупанова Мурада Магомедзагидовича, Майорова Дениса Валерьевича, Кашицына Сергея Анатольевича, Литвиненко Дмитрия Анатольевича, Зуева Сергея Анатольевича, Шилова Евгения Александровича, Итпекова Артема Александровича, Смирнова Евгения Александровича, Нещётного Александра Анатольевича, Худорожко Андрея Юрьевича, Хижняка Владимира Александровича, Нещётного Ярослава Александровича, Тимошенко Антона Александровича, Рысаева Айдара Мидхатовича, Малицкого Владимира Ивановича, Колохова Николая Николаевича, Шмелева Александра Николаевича, Козика Андрея Евгеньевича, Пономаренко Евгения Сергеевича, Канаш Сергея Анатольевича, Лапшина Павла Павловича, Назарова Александра Робертовича, Стратила Петра Ивановича, Герасименко Александра Евгеньевича, Котченко Ивана Викторовича, Котряхова Андрея Аркадьевича, Легчилиной Валентины Георгиевны, Субаш Марины Михайловны, Скворцовой Ольги Сергеевны, Хоменко Ирины Николаевны, Морозова Владислава Александровича к комиссии Северного Флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, Федеральному государственному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», филиалу «2 финансово-экономическая служба» о признании решений комиссии, оформленных протоколами заседания и заключениями от 18.08.2017 и 28.09.2018 незаконными в части, обязать выдать удостоверения ветеранов боевых действий, предусматривающие права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О Ветеранах» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Мохова