ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-638/2022 от 26.05.2022 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Тулун 26 мая 2022 г

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Спешилова В.В.,

при секретаре Косовой А.А.,

с участием представителя административного истца – Кулешовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-638/2022 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в котором просит суд:

признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до ...... принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Обязать территориальное управление министерства лесного комплекса **** по Тулунскому лесничеству в срок до ...... внести сведения о границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества в государственный лесной реестр.

Административным истцом представлен письменный частичный отказ от исковых требований, а именно административный истец отказался от административно-исковых требований:

- о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- о возложении обязанности на территориальное управление министерства лесного комплекса **** по Тулунскому лесничеству в срок до ...... внести сведения о границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества в государственный лесной реестр, прекратив производство в данной части исковых требований разъяснив, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Кроме того, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 46 КАС РФ также изменил предмет иска и окончательно просил суд:

обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до ...... принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Определением Тулунского городского суда **** от ...... принят частичный отказ от исковых требований и измененный предмет иска.

В обосновании своих требований прокурор указал, что согласно лесохозяйственному регламенту Тулунского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса **** от ......***-мпр, на территории **** муниципального образования **** на землях лесного фонда в лесных кварталах (частях кварталов) №***, 6 (выдела 26,28), 7-10, 15 (выдела 20, 23), 16 (выдела 8-10, 15-18, 22-25, 28-32, 34-36), 17-22, 32 (части выделов 3, 4, 6), 33 (выдела 1-3; части выделов 4-8), 34 (выдела 1-3, 5-7, 12, 13, 24, 25, 27-29; части выделов 4, 9-11, 20), 35 (выдела 1-16, 18, 21, 22, 24; части выделов17, 20, 23,), 36-42, 55 (части выделов 3-5, 11), 56 (выдела 1-4; части выделов 5-7, 9, 12), 57 (выдела 1-11, 13, 14, 20, 21, 28; части выделов 12, 15, 16, 19, 22, 26), 58 (выдела 1-33, 40-43; части выделов 34, 36-39), 59-64, 80 (выдела 5; части выделов 3, 4, 9), 81 (выдела 1-5, 7; части выделов 6, 8-11), 82 (выдела 1-8, 10-12, 14, 15, 22; части выделов 9, 13, 17, 18, 21), 83 (выдела 1-11; части выделов 12, 13-15, 16, 17- 23), 84-87, 88 (выдела 1, 7, 12, 14-16, 19, 21, 29; части выделов 2, 8, 17, 18, 20, 22, 23, 30), 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31), 113 (выдела 1-6, 8-11, 13, 17, 25, 26; части выделов 7, 12, 14, 15, 18, 21, 22, 27), 114 (выдел 1) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества. расположен государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» (далее – Заказник), который образован решением Исполнительного комитета **** совета народных депутатов от ......*** «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника областного значения «Кирейский».

Постановлением **** от ......***-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», которым установлен режим особой охраны и использования территории заказника.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Тулунского лесничества лесные участки, на которых расположен памятник природы частично отнесены к категории лесов – леса, расположенные в орехово-промысловых зонах, в частности квартала 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества.

Таким образом, отнесение лесов, расположенных на территории заказника «Кирейский», в частности квартала 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества к орехово-промысловым зонам противоречит положению о заказнике, а также может привести к передаче вышеуказанных лесных участков хозяйствующим субъектам в целях заготовки пищевых лесных ресурсов, как следствие причинить вред природному объекту.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные ходатайства. Суду пояснил, что последствия отказа от исковых требований, ему понятны.

Административный ответчик в лице Федерального агентства лесного хозяйства извещено надлежащим образом, ранее представило возражение, в котором ссылаясь на практику **** указывает на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований к Федеральному агентству.

Административный ответчик в лице - Территориального управления министерства лесного комплекса **** извещено надлежащим образом, заявлений ходатайств не представило.

Заинтересованные лица - Министерство лесного комплекса ****, Министерство природных ресурсов и экологи ****, Областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения ****» извещены надлежащим образом.

Областным государственным бюджетным учреждением «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения ****» представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что заинтересованно лицо поддержало административные требования прокурора.

Суд, выслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Указанное право прокурора, в том числе предусмотрено ч. 1 ст. 39 КАС РФ, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

Исходя из понятия о лесе как об экологической системе и как о природном ресурсе, закрепленном в ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно требованиям ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с требованиями п. 9, п. 16 ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно лесохозяйственному регламенту Тулунского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса **** от ......***-мпр, на территории **** муниципального образования **** на землях лесного фонда в лесных кварталах (частях кварталов) №***, 6 (выдела 26,28), 7-10, 15 (выдела 20, 23), 16 (выдела 8-10, 15-18, 22-25, 28-32, 34-36), 17-22, 32 (части выделов 3, 4, 6), 33 (выдела 1-3; части выделов 4-8), 34 (выдела 1-3, 5-7, 12, 13, 24, 25, 27-29; части выделов 4, 9-11, 20), 35 (выдела 1-16, 18, 21, 22, 24; части выделов17, 20, 23,), 36-42, 55 (части выделов 3-5, 11), 56 (выдела 1-4; части выделов 5-7, 9, 12), 57 (выдела 1-11, 13, 14, 20, 21, 28; части выделов 12, 15, 16, 19, 22, 26), 58 (выдела 1-33, 40-43; части выделов 34, 36-39), 59-64, 80 (выдела 5; части выделов 3, 4, 9), 81 (выдела 1-5, 7; части выделов 6, 8-11), 82 (выдела 1-8, 10-12, 14, 15, 22; части выделов 9, 13, 17, 18, 21), 83 (выдела 1-11; части выделов 12, 13-15, 16, 17- 23), 84-87, 88 (выдела 1, 7, 12, 14-16, 19, 21, 29; части выделов 2, 8, 17, 18, 20, 22, 23, 30), 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31), 113 (выдела 1-6, 8-11, 13, 17, 25, 26; части выделов 7, 12, 14, 15, 18, 21, 22, 27), 114 (выдел 1) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества. расположен государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» (далее – Заказник), который образован решением Исполнительного комитета **** совета народных депутатов от ......*** «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника областного значения «Кирейский».

Постановлением **** от ......***-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», которым установлен режим особой охраны и использования территории заказника.

В соответствии с ответом представленным заместителем министра лесного комплекса **** следует, что мероприятия по обустройству, в т.ч. по прокладке просек, противопожарных разрывов минерализованных полос, и.т.д. не проводились.

Из кадастрового дела *** «Кирейский» следует, что в состав заказника входят леса, расположенные в границах особо охраняемой природной территории с реестровым номером 38....... государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 1,7,8,17,18, части кварталов 33,110,111,112 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества.

Согласно пункту 14 Положения на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе: промышленный сбор и заготовка недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Тулунского лесничества лесные участки, на которых расположен памятник природы частично отнесены к категории лесов – леса, расположенные в орехово-промысловых зонах Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества.

Согласно пп.8 ч.1 ст.115 леса, расположенные в орехово-промысловых зона, являются сырьевой базой для заготовки орехов.

В соответствии с ч.3,4 ст. 34 Лесного кодекса РФ к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.

Отнесение лесов, расположенных на территории заказника «Кирейский», в частности квартала 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества к орехово-промысловым зонам противоречит положению о заказнике, а также может привести к передаче вышеуказанных лесных участков хозяйствующим субъектам в целях заготовки пищевых лесных ресурсов, как следствие причинить вред природному объекту.

В соответствии с п.2 ст.2, п.1 ст.25, п.2 ст.26 Федерального закона от ...... № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, а занятые ими территории – особо охраняемыми природными территориями, которые могут быть федерального и регионального значения.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Целью создания государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» является сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.111, ч.1 ст.112 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в том числе на территориях заказников, относятся к категории защитных лесов.

Из подпункта 1 пункта 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ......*** (далее – Лесоустроительная инструкция), следует, что в соответствии со статьями 111,112 Лесного кодекса РФ определяется категория защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Вместе с тем, в лесохозяйственном регламенте Тулунского лесничества лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»: лесных кварталах 109 (выдела 1, 2, 6, 9, 16; части выделов 3-5, 7, 10), 110 (выдела 1- 8, 10-12; части выделов 9, 14-17), 111 (выдела 1-13, 15-17, 20, 21; части выделов 14, 19, 28, 29), 112 (выдела 1-24, 28-30, 32; части выделов 25-27, 31) Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества по целевому назначению относится к орехово-промысловым зонам лесов (леса, являющиеся сырьевой базой для заготовки кедровых орехов).

В соответствии с п.9 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 ЛК РФ).

В соответствии с ч.ч.2, 4 ст.12 Лесного кодекса РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст.112 Лесного кодекса РФ, а также положениями приказа Министерства природных ресурсов России от ......*** «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с требованиями п.9, п.16 ст.81 Лесного кодекса РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п.п.5.4.4, ...... Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ......***, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.

Вместе с тем, несмотря на принятие **** Постановления от ......***-пп Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», категория и целевое назначение лесов, расположенных в границах указанной особо охраняемой природной территории до настоящего времени (более 5-и лет) не приведены в соответствие с требованиями закона, что не позволяет министерству лесного комплекса **** внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества.

В соответствии с п. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (п. 3 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).

Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).

Порядок внесения информации и ее изменение в государственный лесной реестр осуществляется на основании Приказа Минприроды России от ......*** «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (п.п.2.1.1 п.2.1 Приказа ***).

Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, установлении и изменении их границ (п.п.«б» п.2.2.2 Приказа ***).

Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства о категории и границах лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», препятствует осуществлению министерством лесного комплекса **** переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений по внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр области.

В рамках реализации Указа Президента РФ от ......*** «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий.

При указанных обстоятельствах одним из основных инструментов развития ООПТ является отнесение лесов, на которых расположены природные объекты к защитным лесам – лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях.

Проблемы развития сети особо охраняемых природных территорий освещена в рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 29-го выездного (132-го) заседания в **** 25-......

Советом отмечено, что развитие системы ООПТ является важным фактором обеспечения экологической безопасности страны и имеет ключевое значение для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Российская заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов России. Абсолютное большинство редких исчезающих видов растений и животных сохранились именно благодаря ООПТ.

С учетом изложенного, Советом при Президенте РФ было рекомендовано Министерству лесного комплекса Иркутской внести данные о существующих и планируемых ООПТ **** в лесохозяйственные регламенты лесничеств в полном объёме. Рослесхозу – отнести эксплуатационные леса в границах всех ООПТ **** к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре и прокуратуре **** – осуществлять регулярный прокурорский надзор за состоянием законности и соблюдением режимов ООПТ на территории ****.

Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков Тулунского лесничества, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких защитных лесов с целью сохранения их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения о категории и границах лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, препятствует осуществлению территориальным управлением министерства лесного комплекса **** по Тулунскому лесничеству полномочий в сфере лесных отношений по внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр области.

При указанных обстоятельствах исковые требования о обязании Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗА) в срок до ...... принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории с реестровым номером 38....... государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» » в кварталах 1,7,8,17,18, части кварталов 33,110,111,112 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях подлежат удовлетворению.

Срок, указанный прокурором в предмете иска необходимый для исполнения, по мнению суда, является.

руководствуясь ст.ст. 173-177 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до ...... принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории с реестровым номером 38....... государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» в кварталах 1,7,8,17,18, части кварталов 33,110,111,112 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, к категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутской областной суд с подачей жалобы через Тулунский городской суд **** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Спешилов

..........