Дело № 2а-638/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А. при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца – ФИО4, представителя административного ответчика Администрации г. Алушты ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Солнечный» к Администрации города Алушты, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании постановления незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, который мотивирован тем, что постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду СНТ «Солнечный». Указанным постановлением установлен кадастровый квартал №:, площадь участка составляет 49352 кв.м., расположен по адресу <адрес>, цель: ведение садоводства.
Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №, с одновременной регистрацией права собственности за муниципальным образованием Городской округ Алушта Республики Крым №.
Административный истец считает, что при осуществлении государственной регистрации права, государственным органом регистрации прав были проверены все основания для проведения таковой регистрации прав, и ее законность ни кем, не оспаривалась.
Постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части наименования постановления, а так же в пункте 2 изменён способ предоставления земельного участка, а именно слово «аренда» изменена на «безвозмездное пользование сроком на 5 лет».
Предоставлен земельный участок СНТ «Солнечный» в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером №.
Вышеуказанные акты не обжаловались в судебном или ином порядке и были фактически исполнены сторонами.
В установленном законом порядке СНТ «Солнечный» обратился в Администрацию города Алушты с заявлением о заключении договора.
Однако, постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Солнечный» отказано в заключении договора на безвозмездное срочное пользование земельным участком, и отменено Постановление Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец считает, что указанное постановление принято без достаточных на то оснований, поскольку указывается, что оно принято в порядке самоконтроля, что является незаконным и нарушает право административного истца.
На основании изложенного административный истец просит суд, признать незаконным и отменить постановление Администрации города Алушты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об отказе в заключении договора о безвозмездном срочном пользовании земельным участком СНТ «Солнечный».
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объёме, просила суд иск удовлетворить. Обращала внимание что в оспариваемом решении отсутствует должная мотивация, какие либо заключения, иные документы послужившие основанием для принятия оспариваемого решения не представлены. Полагает, что принятие таких решений в порядке самоконтроля произвольно недопустимо и нарушает права истца.
Представитель административного ответчика Администрации города Алушты РК в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, полагал, что решение принято в пределах полномочий и с соблюдением процедуры. Не оспаривал, что данное решение не содержит нормы ЗК, предусматривающей основание для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, однако настаивал, что до заключения договора и фактического предоставления земельного участка полномочия по отмене решений в порядке самоконтроля у ответчика имелись.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, причины неявки суду не сообщены.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу положений ч. 11 данной статьи, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложено на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы была произведена регистрация СНТ «Солнечный», созданного на основании решения общего собрания членов СНТ «Солнечный» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14).
ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Солнечный» обратилось в Администрацию города Алушты с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка для ведения садоводства (л.д.90).
Постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду СНТ «Солнечный».
Постановлением установлен кадастровый квартал №, площадь участка составляет <данные изъяты> расположен по адресу <адрес>, цель: ведение садоводства.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу : <адрес>, отнесён к категории земель населённых пунктов и установлен вид разрешённого использования – ведение садоводства. (л.д. 69-70).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером №, с одновременной регистрацией права собственности за муниципальным образованием Городской округ Алушта Республики Крым №. (л.д.145-147).
Постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части наименования постановления, а так же в пункте 2 изменён способ предоставления земельного участка, а именно слово «аренда» изменена на «безвозмездное пользование сроком на 5 лет».
Предоставлен СНТ «Солнечный» в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 90:15:000000:1549 площадью 49352 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства. (л.д.123-125).
Постановлением Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление Администрации города Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование СНТ «Солнечный».
Отказано СНТ «Солнечный» в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – ведение садоводства, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон) на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а так же земель, отнесённых в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым (л.д.60)
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 мая 2011 г. № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из изложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Таким образом, реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены. Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Из материалов дела следует, что постановление Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ фактически не мотивировано, оно не содержит утверждения о несоответствии постановления Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ закону или иному нормативному акту, не содержит ссылок на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность и необходимость его отмены.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов (л.д. 143)
В силу положений ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в данной норме.
Оспариваемое решение не содержит и указания на норму, на основании которой принято решение об отказе административному истцу в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, а приведенные положения ст. 2 Закона Республики Крым № 38 ЗРК от 31.07.2014 года, как основание для отказа, не регулируют вопросы предоставления земельных участков без проведения торгов, устанавливая переходные положения относительно собственности на земельные участки в Республике Крым.
Вышеуказанное, само по себе является безусловным основанием для признания решения Администрации н. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Разрешая данное дело, суд также полагает необходимым отметить следующее.
В силу п. 9) ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ к основным принципам земельного законодательства отнесено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
Пункт 3 ст. 31 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из положений части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» усматривается, что законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации распространяют действие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с даты их принятия в Российскую Федерацию с особенностями, предусмотренными Законом N 6-ФКЗ.
Так, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).
При этом по отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции Законом N 6-ФКЗ установлены иные сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.
В частности, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. (часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).
Статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусматривает, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно положениям ст. 2 данного Закона права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;
4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
Из системного толкования данной нормы, совместно с положениями пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», следует, что вышеуказанной нормой Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК предусмотрено дополнительное основание отнесения к собственности поселений, городских округов, (муниципальной собственности) права собственности на землю, относительно положений пункта 3 ст. 31 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При этом, вышеуказанные положения Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК не предусматривают каких либо ограничений на отнесение к муниципальной собственности иных земель, помимо предусмотренных пунктом 2) статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК.
Как следует из материалов дела и признавалось сторонами, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, расположен в пределах городского округа г. Алушта, однако ранее, до принятия Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, находился за границами населенного пункта и соответственно не являлся коммунальной собственности территориальной громады. (л.д. 91, 92)
Из изложенного следует, что право муниципальной собственности на основании статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК, на которую сослался административный ответчик, принимая оспариваемое решение, не возникло.
Вместе с тем, указанное не исключает возможности отнесения данного земельного участка к собственности поселения городского округа (муниципальной собственности) по иным основаниям, из числа приведенных пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также учитывая, что пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предполагается, что собственностью Республики Крым признаются все земли, кроме, в том числе, муниципальной собственности (не коммунальной), из чего следует что земельные участки, вошедшие в границы муниципального округа после 21 марта 2014 года, и ранее не являвшиеся коммунальной собственностью, требует проведения разграничения государственной собственности по правилам статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, в силу положений пунктов 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 статьи 3.1 и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Администрация г. Алушты может осуществлять полномочия собственника, в отношении земельных участков, которые находятся в границах городского округа и государственная собственность на которые не разграничена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
Административный иск Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Солнечный» к Администрации города Алушты, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании постановления незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование СНТ «Солнечный».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2022 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко