Дело № 2а-639/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 марта 2019 года.
Мотивированное решение составлено 01 апреля 2019 года.
г. Ступино Московской области 28 марта 2019 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Сидоровой Д.А., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации городского округа Ступино Московской области – ФИО3, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным решения № И11-21/7385 от 26.11.2018 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена»; о возложении обязанности утвердить схему расположения в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в координатах согласно прилагаемой к заявлению от 21.11.2018 года схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным решения администрации городского округа Ступино Московской области № И11-21/7385 от 26.11.2018 года об отказе в предоставлении ей (ФИО1) государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена»; о возложении на администрацию городского округа Ступино Московской области обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в координатах согласно прилагаемой к заявлению от 21.11.2018 года схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования административного истца ФИО1 обоснованы тем, что она обратилась через портал госуслуги Московской области с заявлением, зарегистрированным за №, к административному ответчику о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. 26.11.2018 года административным ответчиком принято решение № И11-21/7385 об отказе в предоставлении такой услуги в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердил изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Ступино Московской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административное исковое заявление просил оставить без удовлетворения, пояснив о том, что земельный участок по <адрес> области площадью 2 400 кв. м. зарезервирован для муниципальных нужд под строительство многоквартирного жилого дома для решения проблем с обманутыми дольщиками. При этом решение о резервировании не опубликовано и не зарегистрировано, так как для этого необходимо провести кадастровый учёт земельного участка, для чего необходимо провести конкурс по закупке услуг по проведению кадастровых работ.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободыи законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Статьями 39.6 и 39.11 ЗК РФ предусмотрены основания и порядок предоставления земельного участка в аренду на торгах, для чего требуется подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления его на праве аренды; представила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером ФИО4 (л. <...>).
26.11.2018 года администрацией городского округа Ступино Московской области принято решение № И11-21/7385 об отказе в предоставлении указанной государственной услуги в связи с тем, что земельный участок, который заявитель просил предварительно согласовать, расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (л. д. 10).
Из письменного сообщения административного ответчика от 25.03.2019 года за № ИЗ-21/1585 следует, что предоставление государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 21.12.2017 года № 13ВР-1906 (с 01.01.2019 года распоряжение № 15ВР-1824 от 26.12.2018 года). Испрашиваемый заявителем земельный участок входит в массив, зарезервированный для муниципальных нужд, который включен в план закупок товаров, услуг как компенсационный участок для решения проблемы с обманутыми дольщиками.
Администрацией городского округа Ступино Московской области представлена выписка из плана закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд на 2019 год и плановый период 2020-2021 года, которым предусмотрена закупка услуг по выполнению кадастровых работ, изготовлению межевых планов с постановкой на кадастровый учет земельных участков.
При этом перечень земельных участков к названному плану не приложен.
Помимо этого административным ответчиком в обоснование своих возражений представлена выписка из подпрограммы «Развитие земельно-имущественного комплекса» муниципальной программы «Управление имуществом и финансами городского округа Ступино» на 2019-2022 годы о размере финансирования работ по оформлению земельных участков на территории городского округа Ступино Московской области.
К указанному документу перечень земельных участков не прилагается, ссылки на какие-либо другие решения органа местного самоуправления отсутствуют. Имеется лишь сноска к таблице, содержащая запись о том, что названное мероприятие включает также оформление участка площадью 2 400 кв. м. по <адрес>, но данные сведения не подтверждены письменными доказательствами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Отвечающих требованиям допустимости, относимости и достаточности достоверных доказательств принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в установленном порядке и проведения государственной регистрации ограничений прав в связи с резервированием земельного участка административным ответчиком суду не представлено, как не представлено им и доказательств законности принятого решения, оспариваемого административным истцом.
Отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует реализации права административного истца на приобретение права аренды в отношении земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд считает, что у административного ответчика не имелось законных оснований для принятия оспариваемого административным истцом решения.
В целях восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в координатах согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского округа Ступино Московской области удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации городского округа Ступино Московской области № И11-21/7385 от 26.11.2018 года об отказе в предоставлении ФИО1 государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена».
Возложить на администрацию городского округа Ступино Московской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения в отношении земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в координатах согласно прилагаемой к заявлению ФИО1 от 21.11.2018 года схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин