ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-639/2017 от 17.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-639/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2017 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

представительствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Толокновой Т.И.,

с участием представителя административного истца Казамбаевой Н.Н.,

представителя административного ответчика Ивановой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании представления прокурора об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок осуществления контроля незаконным,

установил:

Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представление прокуратуры Чувашской Республики об устранении нарушения законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля ----- от дата.

Заявление мотивировано тем, что вгосударственную жилищную инспекцию Чувашской Республики через Администра­цию Главы Чувашской Республики и прокуратуру Чувашской Республики поступили обра­щения Часовщикова С.А., содержащие жалобу на управляющую компанию в сфере ------» (адрес»). В обращениях заявитель Часовщиков С.А. указывает, что в соответствии с ч1. ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляе­мых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Поскольку к опла­те на теплоснабжение за дата. предъявлена сумма в большем размере, чем за дата г., заявитель сделал вывод об отсутствии учета в УК «Доверие». Как видно из содержания обращений, жалобы, поступившие в ГЖИ ЧР через Администрацию Главы Чувашской Республики и прокуратуру Чувашской Республики аналогичные, на ------ листах, не содержат приложений.

------» (адрес) имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ----- от дата. В соответствии с ч.б ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки.

Согласно ч.1. ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от дата N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от дата N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). В соответствии с частью 3 ст. 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от дата N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В обоснование административного иска указывают на положения ст. 193 ЖК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от дата-----, утверждающего Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионные требования.

Также, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п.п. «ж» п.4. Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, указывают, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Как видно из обращений Часовщикова С.А. факты, указывающие на нарушение его прав как потребителя коммунальной услуги по теплоснабжению, при предъявлении ему счетов на оплату теплоснабжения за различные периоды не содержатся. Также в обращении не содержатся факты, указывающие на нарушение ООО УК «Доверие» лицензионных требований, а именно нарушения требования к предоставлению коммунальной услуги по теплоснабжению, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также требований к начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на коммунальную услугу по теплоснабжению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и требований к оформлению платежных документов.

Как указывает заявитель Часовщиков С.А., со ссылкой на ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Следовательно, плата за коммунальные услуги, в отличие от платы за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть одинакова в разные месяцы и зависит от объема потребления этих услуг. В связи с чем, у Госжилинспекции не было оснований назначит внеплановую проверку в отношении ООО «УК Доверие».

На основании представленных Часовщиковым С.А. платежных документов на оплату ЖКУ за дата. и имевшихся в жилищной инспекции иных документов, полученных в ходе раннее проведенных проверок, должностным лицом ГЖИ ЧР был подготовлен ответ Часовщикову С.А. от дата-----, в котором со ссылкой на фактические обстоятельства и нормы действующего законодательства высказала своё заключение по каждой позиции жалобы. Однако, прокуратурой Чувашской Республики по результатам обращения Часовщикова С.А., в адрес ГЖИ ЧР внесено представление об устранение нарушений законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля от дата----- с требованием принять меры по устранению указанных нарушений и обеспечению надлежащего выполнения требований законодательства в последующем, а также решить вопрос о привлечении государственного жилищного инспектора Леончик О.Г. к дисциплинарной и (или) иной ответственности. Считают, что данным предписанием на ГЖИ ЧР незаконно возложена обязанность проведения внеплановых проверок лицензиатов при отсутствии оснований для их проведения, в частности, проведения проверки расчетов при отсутствии в обращении факта нарушения управляющей организацией лицензионного требования к начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на жилищные и коммунальные услуги.

Как следует из представления об устранение нарушений законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля от дата-----, в нем содержатся требования, помимо прочего, решить вопрос о привлечении государственного жилищного инспектора Леончик О.Г. к дисциплинарной и (или) иной ответственности. Между тем данные требования, содержащиеся в представлении прокурора, не соответствуют положениям ст.ст. 22, 24 Закона о прокуратуре.

В судебном заседании представитель административного истца Казамбаева Н.Н. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Иванова И.Г. полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, приведенным в отзыве, из которого следует, что прокуратурой в рамках предоставленных законом была проведена проверка по обращению Часовщикова С.А., по результатам которой внесено представление в адрес ГЖИ ЧР.

Заинтересованное лицо Часовщиков С.А. в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором позицию относительно удовлетворения административного иска не высказал, указав о неправомерности действий обоих сторон по делу.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Доверие», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не сообщено ходатайств и отзывов не поступило.

В силу ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 129 Конституции РФ установлено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 1 Закона установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Согласно ст. 22 Закона одной из форм прокурорского реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, в силу закона внесение прокурором представления влечет обязанность органа или должностного лица его безотлагательно рассмотреть, и в месячный срок со дня внесения представления сообщить прокурору.

Установленная статьей 17.7 КоАП Российской Федерации административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его законных полномочий, является средством обеспечения исполнения указанных обязанностей.

Вместе с тем, Закон не связывает орган или должностное лицо, которым внесено представление прокурора, правовой позицией прокурора, изложенной в его представлении. Орган или должностное лицо, получившие представление прокурора, вправе как согласиться с требованиями прокурора, так и не согласиться, что не исключает обязанность в любом случае рассмотреть представление и дать на него ответ.

При таких обстоятельствах, права и свободы могут ограничиваться лишь налагаемыми представлением обязанностями, т.е. в части рассмотрения представления и ответа на него.

Изложенная в представлении правовая позиция прокурора сама по себе прав и свобод лица, которому адресовано представление, не ограничивает и нарушить не может.

дата в адрес руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики заместителем прокурора Чувашской Республики по результатам проверки по обращению Часовщикова С.А. внесено представление ----- об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля, с предложением безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению нарушения и обеспечению надлежащего выполнения требований законодательства в последующем; решить вопрос о привлечении государственного жилищного инспектора Леончик О.Г. к дисциплинарной и (или) иной ответственности; о месте и времени рассмотрения представления сообщить в прокуратуру республики; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру республики в установленный законом месячный срок.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Согласно ст. 11 Закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В соответствии со ст. 15 Закона прокуратуры Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

Статьей 21 Закона установлено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Оспариваемое представление внесено на основании ст. 24 Закона по результатам проверки по обращению Часовщикова С.А. Представление подписано заместителем прокурора республики, требования прокурора направлены на устранение нарушений действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что прокурор внес представление в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, по своей форме указанный акт прокурорского реагирования соответствует требованиям закона, представление внесено в поднадзорный орган с соблюдением установленного законом порядка, по своему содержанию, а именно, требования о рассмотрении представления, поставленных в нем вопросов, даче ответа, соответствует требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании незаконным представления заместителя прокурора Чувашской Республики от дата----- об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

В окончательной форме решение принято дата.

Судья Е.М. Данилин