№ №ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хандриковой Е.В.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы для постановки его на государственный кадастровый учет,
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой реализации комитетом по природным ресурсам <адрес> полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Проверкой установлено, что на территории <адрес> расположен памятник природы регионального значения «Озеро Ястребиное», который учрежден решением Исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории <адрес>».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении паспорта комплексного памятника природы «Озеро Ястребиное» и внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий <адрес>» утвержден Паспорт комплексного памятника природы «Озеро Ястребиное» (далее -Паспорт), которым определена его площадь - 629,5га и границы.
В соответствии с п. 15 Паспорта, государственное управление и контроль в сфере организации и функционирования Памятника природы осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти <адрес> (далее - уполномоченные органы) в соответствии с действующим законодательством.
В целях защиты природных комплексов и объектов Памятника природы от неблагоприятного антропогенного воздействия в его границах вводится режим особой охраны (п. 17 Паспорта).
В целях защиты природных комплексов и объектов Памятника природы от неблагоприятного антропогенного воздействия на территории его охранной зоны вводится режим особой охраны (п. 18 Паспорта).
Физические и юридические лица, в том числе собственники, арендаторы земельных участков, входящих в границы Памятника природы и охранной зоны, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны (п. 21 Паспорта).
В соответствии с п. 23, 24 Паспорта, режим особой охраны, границы Памятника природы и его охранной зоны в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества <адрес>, природоохранной, землеустроительной и проектной документации.
Финансирование Памятника природы осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес> и иных не запрещенных действующим законодательством источников.
В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, комитет по природным ресурсам <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций <адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции <адрес>, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1).
В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2).
В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения <адрес> о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).
Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что комплексный памятник природы регионального значения «Озеро Ястребиное» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Просит признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес> и обязать в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории комплексного памятника природы регионального значения <адрес> «Озеро Ястребиное» для постановки его на государственный кадастровый учет».
В судебное заседание Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура не явилась, просили рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Административный ответчик Комитет по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, судом постановлено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении паспорта комплексного памятника природы «Озеро Ястребиное» и внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий <адрес>» утвержден Паспорт комплексного памятника природы «Озеро Ястребиное» (далее -Паспорт), которым определена его площадь - 629,5га и границы.
В соответствии с п. 15 Паспорта, государственное управление и контроль в сфере организации и функционирования Памятника природы осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти <адрес> (далее - уполномоченные органы) в соответствии с действующим законодательством.
В целях защиты природных комплексов и объектов Памятника природы от неблагоприятного антропогенного воздействия в его границах вводится режим особой охраны (п. 17 Паспорта).
В целях защиты природных комплексов и объектов Памятника природы от неблагоприятного антропогенного воздействия на территории его охранной зоны вводится режим особой охраны (п. 18 Паспорта).
Физические и юридические лица, в том числе собственники, арендаторы земельных участков, входящих в границы Памятника природы и охранной зоны, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны (п. 21 Паспорта).
В соответствии с п. 23, 24 Паспорта, режим особой охраны, границы Памятника природы и его охранной зоны в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества <адрес>, природоохранной, землеустроительной и проектной документации.
Финансирование Памятника природы осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес> и иных не запрещенных действующим законодательством источников.
В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, комитет по природным ресурсам <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций <адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции <адрес>, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1).
В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2).
В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения <адрес> о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).
Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что комплексный памятник природы регионального значения «Озеро Ястребиное» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Статьей27Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи26Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно ст.1ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о государственной регистрации единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях и границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В соответствии со ст.5ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в РФ, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница РФ, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований, Границы населенных пунктов, береговые линии, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статьи7Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей10Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Статьей 32 Закона о государственной регистрации необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно ч. 18 ст. 32 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года, № 78-ФЗ "О землеустройстве".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее содержанию.
Сведения об особо охраняемой природной территории - памятнике природы «Озеро Ястребиное» в реестре границ отсутствуют. Доказательств направления документов, необходимых для внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - памятника природы «Озеро Ястребиное» - в орган регистрации права суду не предоставлено.
В соответствии со статьями56,94, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодексаограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.44Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ст.131 ГК РФправо собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
В судебном заседании установлено, что в государственном кадастре недвижимости сведения о памятнике природы «Озеро Ястребиное», как об особо охраняемой природной территории, отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>.
Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Исходя из вышеизложенных норм, положений следует, что бездействие комитета по природным ресурсам <адрес> противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.218-228 КАС РФ, суд,
решил :
Административный иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам <адрес> по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории комплексного памятника природы регионального значения <адрес> «Озеро Ястребиное»» для постановки его на государственный кадастровый учет.
Обязать комитет по природным ресурсам <адрес> представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые
сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков,
входящих в пределы территории комплексного памятника природы
регионального значения <адрес> «Озеро Ястребиное» для
постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для
совершения указанных действий - 12 месяцев, со дня вступления решения в
законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, через Приозерский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Хандрикова