РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2а-63/2019
18 апреля 2019 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Красовского А.А.,
при секретаре судебного заседания Анпилогове В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанных с невозмещением командировочных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 81794, дислоцированной в Тверской области, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, указав в качестве административных ответчиков начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Тверской области» (далее - УФО по ТО) и УФО по ТО, и ссылаясь на неправомерность их действий по невыплате ФИО1 за время его нахождения в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и в г. Оренбурге в период с 10 по 19 января 2019 года командировочных расходов в общей сумме 53803 (пятьдесят три тысячи восемьсот три) рубля 80 копеек, просил взыскать с УФО по ТО в пользу ФИО1:
- расходы, связанные с проживанием и проездом ФИО1 в указанные командировки, в сумме 41503 (сорок одна тысяча пятьсот три рубля) 80 копеек;
- суточные в размере 12300 (двенадцать тысяч триста) рублей.
Кроме того, ФИО1 просил взыскать в его пользу с УФО по ТО понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определениями судьи Тверского гарнизонного военного суда от 25 марта 2019 года и 08 апреля 2019 года административное исковое заявление ФИО1 принято к производству военного суда, по заявлению возбуждено административное дело, к участию в котором в качестве административных ответчиков привлечены: начальник УФО по ТО и УФО по ТО, и установлено, что срок рассмотрения дела подлежит исчислению с 26 марта 2019 года.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 81794, дислоцированной в г. Торжке Тверской области. В периоды 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года ФИО1 находился в служебных командировках в г. Улан-Удэ и в г. Оренбурге соответственно в целях получения новой авиационной техники.
Основанием для указанных действий ФИО1 послужили телеграммы начальника Главного штаба Воздушно-космических сил от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 и от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34.
Бесплатным жильем во время указанных служебных поездок ФИО1 не обеспечивался. Поскольку аванс на командировочные расходы ФИО1 не выдавался, то он израсходовал на проживание и проезд в отмеченные периоды личные денежные средства в сумме 41503 рубля 80 копеек, из которых 3000 рублей потратил на проживание с 22 по 25 декабря 2018 года в квартире индивидуального предпринимателя ФИО4 (по 1000 рублей в сутки).
Также ФИО1 полагает, что ему за приведенные командировки полагаются суточные в размере 12300 рублей.
По возвращению из командировок ФИО1 сдал все необходимые документы для возмещения понесенных командировочных расходов в УФО по ТО, но в их оплате письмами УФО по ТО от 04 февраля 2019 года № 2/683 и от 25 февраля 2019 года № 2/1107 ФИО1 было отказано по мотиву того, что его поездка не считается служебной командировкой, с чем ФИО1 выразил несогласие полагая что мероприятие в виде «получения новой авиационной техники» на ходит в Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни здоровья в мирное время, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп.
Кроме того, ФИО1 отметил, что в указаниях начальника Главного штаба Воздушно-космических сил о направлении военнослужащих для получения новой авиационной техники напрямую приказано организовать размещение личного состава на платной основе в связи с отсутствием жилого фонда.
Извещенный о времени и месте судебного заседания ФИО1 в суд не прибыл.
Начальник УФО по ТО и представитель УФО по ТО, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли. В письменных возражениях начальник УФО по ТО ФИО2 заявленные административным истцом требования не признал, указав, что, исходя из положений п.п. 58 и 125 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, а также Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни здоровья в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп, полеты и перелеты воздушных судов, не считаются служебными командировками, а являются временным прохождением военной службы в воинских частях, организациях, в других населенных пунктах, в связи с чем отказ УФО по ТО в возмещении административному истцу командировочных расходов за данные поездки обоснован.
Само по себе оформление командованием приказа о направлении ФИО1 именно в служебную командировку существа указанных норм и правоотношений изменить не может.
Одновременно начальник УФО по ТО ФИО2 в обоснование своей позиции сослался на указание заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 согласно которому возмещение расходов по проживанию допустимо только военнослужащим летного состава военно-транспортной авиации и только при выполнении полетов в местах, где размещение личного состава на жилищных фондах Министерства обороны Российской Федерации невозможно, что определено отдельным Перечнем.
Ссылки административного истца на указание в телеграмме начальника Главного штаба Воздушно-космических сил о размещении личного состава на платной основе в связи с отсутствием жилого фонда, административный ответчик полагал несостоятельными, поскольку, по его мнению, данное указание относится только к проживанию административного истца в г. Улан-Удэ, откуда он документов на проживание не представил. В силу же п.п. 305, 577, 580 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 года № 275, и п. 60 Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 400, питание, проживание и отдых прибывающего летного состава при осуществлении перелетов должны были обеспечить командиры принимающих авиационных частей по маршруту перелета административного истца.
Более того, несмотря на то, что причиненные военнослужащим от действий государственных органов убытки согласно федеральному законодательству действительно должны быть возмещены этим военнослужащим, но только в порядке определенном Правительством Российской Федерации. С требованиями же о возмещении убытков ФИО1 в УФО по ТО не обращался.
Кроме того, в возражениях УФО по ТО указало, что поскольку сведений о стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостинице ИП «ФИО4» г. Оренбург ФИО1 не представлено, то оплата ему за наем отмеченного жилья в сумме 3000 рублей не может быть произведена. В иной части УФО по ТО не оспаривало разумность понесенных ФИО1 расходов по найму жилья.
На основании изложенного начальник УФО по ТО ФИО2 в письменных возражениях просил суд в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
На основании п.п. 2, 3 Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 год № 323 «О планировании служебных командировок» служебная командировка - направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.
При этом отмеченная Инструкция не распространяется на служебные командировки, осуществляемые в соответствии с Планом международного сотрудничества, и мероприятия, указанные в п. 125 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
В соответствии с пп.пп. «а», «б», «е», «з», «и» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, не считаются командировками поездки военнослужащих: направленных в составе воинской части, кроме случаев направления военнослужащих для выполнения полевых топографических, топогеодезических работ, аэросъемочных, гидрографических работ и зимних промеров по льду вне района своей базы, в составе штатных военных оркестров и театральных групп; являющимся слушателями или курсантами, в том числе проходящими военную службу по контракту, направленным для ознакомления с новыми вооружением и военной техникой или театрами бывших военных действий; временно направленным в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в другие населенные пункты; направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы; принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в п. 58 отмеченного Порядка.
В силу п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, военнослужащим за период непосредственного участия в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2013 года № ВКГПИ 12-71 взаимосвязанные положения пп.пп. «а» и «з» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, в той части, в которой они налагают ограничения в определении понятия служебной командировки для военнослужащих, направленных в служебную командировку в составе воинских частей (подразделений), признаны не противоречащими действующему законодательству.
При этом Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводам, что в случаях, когда поездки военнослужащих не считаются командировками, они должны за счет государства перевозиться, обеспечиваться питанием и жильем, то есть не должны нести командировочные расходы.
В то же время предусмотренный этой правовой нормой случай непризнания поездки военнослужащего служебной командировкой не ограничивает и не отрицает прав военнослужащих, предоставленных законом.
Поэтому, если военнослужащий полагает, что командованием части в период выезда в другой город не был решен вопрос обеспечения положенными видами довольствия, и он вынужден был нести дополнительные расходы, то с требованиями об оспаривании неправомерных действий он вправе обратиться в суд.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни здоровья в мирное время, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп, к таковым мероприятиям относятся маневры, стратегические (оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические, тактические, тактико-строевые, тактико-специальные, специальные, летно-технические, совместные военные) учения, марши, перевозки, перелеты, перегруппировки, упражнения, состязания, соревнования, конкурсы по полевой (воздушной, морской) выучке.
При этом в примечании к Перечню, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп, напрямую указано что военнослужащим, которым осуществляется выплата суточных, ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная п. 58 этого Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, не производится.
Таким образом, поездка военнослужащего на определенный срок в другую местность считается командировкой, только если она осуществляется по распоряжению командира (начальника) и только для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), то есть специального поручения непосредственно в интересах войсковой части, в которой военнослужащий проходит военную службу (работает).
В предусмотренных п.п. 58 и 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, а также приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп случаях военнослужащий, направленный в другие населенные пункты и не выполняющий какого-либо конкретного служебного задания в интересах направившей его воинской части, не считается находящимся в командировке, а является временно проходящим военную службу в воинских частях, организациях, в других населенных пунктах. К одному из таковых случаев относятся полеты и перелеты воздушных судов.
При этом даже в случаях осуществления перелетов, которые не считаются служебными командировками, по общему правилу военнослужащий не должен нести дополнительных расходов по проезду, проживанию, а в отдельных случаях и питанию, что должно реализовываться командованием отправляющей и принимающей воинских частей. Нереализация данных прав военнослужащего, в результате чего он понес дополнительные расходы, может быть оспорена в судебном порядке. В приведенном случае ответственность за нереализацию указанных прав должно нести дифференцировано командование отправляющей и принимающей воинских частей и соответствующие финансовые органы по месту дислокации указанных частей в зависимости от того, на кого возлагались обязанности обеспечить проезд и проживание военнослужащих.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, причиненные военнослужащему в результате деятельности органов военного управления убытки по его требованию подлежат возмещению.
В силу ч. 6 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Согласно ч.ч. 1, 3, 4. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных отмеченным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих.
На основании ст. 123 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года № 75, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, командированные на курсы и сборы по изучению новой техники, усовершенствования знаний и переподготовки в учебных центрах, военно-учебных заведениях, соединениях, на полигонах и в воинских частях, размещаются в жилых помещениях без взимания платы.
В тех случаях, когда нет возможности обеспечить военнослужащих, командированных на курсы и сборы, бесплатными жилыми помещениями, они размещаются в общежитиях. Фактические затраты, связанные с их размещением, возмещаются по счетам общежитий за счет средств сметы Министерства обороны СССР, выделяемых военному округу на оплату служебных командировок.
В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 возмещение военнослужащим расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.
В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице указанные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467, в том числе расходов, превышающих нормы, установленные п. 1 данного Постановления (при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебную командировку), осуществляется за счет бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники.
Согласно п. 124. Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета».
В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат:
а) при проживании в жилом помещении организации, предоставляющей гостиничные услуги:
счет или другой документ организации, предоставляющей гостиничные услуги, подтверждающий фактические затраты по проживанию без учета стоимости дополнительных услуг, заверенный печатью установленного образца данной организации;
кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
б) при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги:
договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Проживание вне гостиниц оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.
Таким образом, согласно норм действующих нормативных правовых актов военнослужащий, направленный в иную воинскую часть для выполнения учебно-боевых задач в рамках учений (полетов) должен быть обеспечен либо бесплатным жилым помещением, либо ему должны быть возмещены понесенные им расходы по найму жилья или как убытки, или за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации на оплату служебных командировок.
При этом, по смыслу положений действующих нормативных правовых актов возмещение таких расходов должно осуществляться применительно к аналогичным расходам при служебных командировках в условиях предоставления военнослужащим оправдательных документов, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В условиях отсутствия в представленных документах сведений о стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостинице в период проживания в ней военнослужащим фактически не представлено достаточного и разумного обоснования понесенных расходов по найму жилья и соответственно эти расходы не могут быть возмещены ему финансовым органом, в том числе и в качестве убытков.
Равно в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице обоснованность подобного проживания дополнительно оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.
Согласно п.п. 1, 9 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы; на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 6 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки в связи с переводом на новое место военной службы при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.
Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 1, 2 Приказа Министра обороны РФ от 08 июня 2000 года № 300 начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации предписано возмещать военнослужащим, имеющим право на бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих.
При этом военнослужащим по контракту установлены следующие категории проезда: железнодорожным транспортом - в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда, автомобильным транспортом - в мягких автобусах.
Таким образом, возмещение понесенных военнослужащим расходов по проезду осуществляется исключительно на основании представленных документов, подтверждающих фактические затраты по проезду.
При этом в любом случае проезд военнослужащего как в служебную командировку, так и к новому месту военной службы осуществляется на безвозмездной основе за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и соответственно при предъявлении военнослужащим соответствующих документов, подтверждающих фактические затраты по проезду, они должны быть ему в отмеченных случаях возмещены.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
В силу ч.ч. 8, 9 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС РФ, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС РФ.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство предусматривает, что участники как публичных, так и гражданско-правовых правоотношений осуществляют свои права на условиях их равенства.
При этом действующее законодательство также напрямую устанавливает, что в случае недостижения в добровольном порядке договоренности между участниками правоотношений, возникший между ними спор может быть разрешен в судебном порядке и отказ от права на обращение в суд недопустим.
Одновременно гражданин, обжалующий в суд решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, обязан представить в суд доказательства фактов, на которых административный истец ссылается как на основания своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В ходе судебного заседания на основании административного искового заявления ФИО1 от 19 марта 2019 года, заявления ФИО1 в суд от 11 апреля 2019 года, авансового отчета, телеграмм начальника Главного штаба Воздушно-космических сил от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 от 27 декабря 2018 года № 603.3-238/2/4504, выписок из приказов командира войсковой части 81794 от 20 ноября 2018 года № 78 и от 29 декабря 2018 года № 107, служебного задания, командировочного удостоверения от 27 ноября 2018 года № 8061, списков лиц, перевозимых на воздушном судне от 27 ноября 2018 года, от 29 ноября 2018 года, от 30 ноября 2018 года, от 25 декабря 2018 года, от 27 декабря 2018 года, полетных листов от 26 ноября 2018 года, тарифов на проживание, справок, договоров на оказание гостиничных услуг от 29 ноября 2018 года № 169, от 10 декабря 2018 года № 159 и счетов гостиницы на проживание ФИО1 в гостинице «Сказка» г. Обь с 29 по 30 ноября 2018 года и с 10 по 11 декабря 2018 года, тарифов на проживание, кассовых чеков, квитанции начислений, справки и договоров краткосрочной аренды жилого помещения на проживание ФИО1 в отеле (гостинице) «Амида» г. Канск Красноярский край с 06 по 08 декабря 2018 года, тарифов на проживание, справки гостиницы, счетов и кассовых чеков на проживание ФИО1 в гостинице «Гости Омска» г. Омск с 11 по 14 декабря 2018 года, тарифов на проживание, справки гостиницы, счета на проживание ФИО1 в гостинице «Мария» г. Курган с 14 по 17 декабря 2018 года, тарифов на проживание, справки гостиницы, счета на проживание ФИО1 в гостинице «Благодать» п. Увельский Челябинской области с 17 по 19 декабря 2018 года, тарифов на проживание, счетов и кассовых чеков на проживание ФИО1 в гостинице «Нива» г. Оренбург с 19 по 21 декабря 2018 года, кассовых чеков, квитанций-договоров на проживание ФИО1 у ИП ФИО4 в г. Оренбург с 22 по 25 декабря 2018 года, письма войсковой части 81794 от 03 апреля 2019 года № 355, писем УФО по ТО от 04 февраля 2019 года № 2/683, от 01 апреля 2019 года № 2/1592, произведенного УФО по ТО расчета стоимости проезда и проживания ФИО1 за период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года, письма войсковой части 81794 от 03 апреля 2019 года №355, достоверно установлено, что ФИО1 проходящий военную службу в войсковой части 81794, дислоцированной в г. Торжке Тверской области, в период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года (дни убытия и прибытия транспортного средства) направлялся для получения новой авиационной техники - вертолета МИ-8 АМТШ в г. Улан-Удэ.
Основанием для указанных действий ФИО1 послужили телеграммы начальника Главного штаба Воздушно-космических сил от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 от 27 декабря 2018 года № 603.3-238/2/4504 и приказ командира войсковой части 81794 от 20 ноября 2018 года № 78, в которых напрямую указано о том, что целью направления ФИО1 является получение новой авиационной техники - вертолета МИ-8 АМТШ в г. Улан-Удэ. При этом в отмеченных телеграммах и приказе напрямую указано, что размещение личного состава, направленного во всю отмеченную поездку, должно осуществляться на платной основе, а именно в гостинице.
В ходе приведенной поездки ФИО1 следовал к месту получения авиационной техники самолетом военно-транспортной авиации в качестве пассажира по маршруту Тверь - Липецк - Новосибирск - Улан-Удэ и обратно к месту постоянной службы по маршруту Оренбург - Липецк - Тверь. Получив в г. Улан-Удэ вертолет, ФИО1 осуществил на нем перелет в качестве члена экипажа по маршруту Улан-Удэ - Белая - Канск - Ужур - Новосибирск - Логовушка - Упрун - Оренбург.
Бесплатным жилым помещением на аэродромах (населенных пунктах) пребывания, ФИО1 не обеспечивался, что напрямую следует из его административного искового заявления и командировочного удостоверения. Документально подтвержденных сведений о том, что жилье предоставлялось ФИО1 реально и он от него по личной инициативе отказался в суд сторонами не представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами ФИО1 в периоды с 29 по 30 ноября 2018 года и с 10 по 11 декабря 2018 года проживал в гостинице «Сказка» г. Обь, за что им было уплачено 5000 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 06 по 08 декабря 2018 года ФИО1 проживал в отеле (гостинице) «Амида» г. Канск Красноярский край, за что им было уплачено 1600 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 11 по 14 декабря 2018 года ФИО1 проживал в гостинице «Гости Омска» г. Омск, за что им было уплачено 7500 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 14 по 17 декабря 2018 года ФИО1 проживал в гостинице «Мария» г. Курган, за что им было уплачено 7500 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 17 по 19 декабря 2018 года ФИО1 проживал в гостинице «Благодать» п. Увельский Челябинской области, за что им было уплачено 5000 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 19 по 21 декабря 2018 года ФИО1 проживал в гостинице «Нива» г. Оренбург, за что им было уплачено 2850 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 22 по 25 декабря 2018 года ФИО1 проживал в квартире у ИП ФИО4 в г. Оренбурге, за что им было уплачено 3000 рублей. Копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя ИП ФИО4 и приказа командира войсковой части 81794 о необходимости возмещения данных расходов ФИО1 как обоснованных и необходимых в рамках служебного задания ни в УФО по ТО, ни в военный суд не представлено.
Итого ФИО1 потрачено на проживание за период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года в части, подтвержденной представленными документами, 29450 рублей.
Обоснованность расходов на проживание ФИО1 у ИП ФИО4 в г. Оренбурге, за что им было уплачено 3000 рублей, представленными ФИО1 документами в полной мере не подтверждена.
После возвращения из служебной поездки ФИО1 применительно к правилам возмещения стоимости найма жилья в служебных командировках оформил документы на оплату понесенных расходов в виде стоимости проживания за период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года в общей сумме 32450 рублей, а также суточных на сумму 9300 рублей и представил их в УФО по ТО.
Письмом УФО по ТО от 04 февраля 2019 года № 2/683 ФИО1 было отказано в оплате суточных и стоимости проживания за период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года по мотиву того, что поездка ФИО1 служебной командировкой не является, а также со ссылкой на указание заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 согласно которому возмещение расходов по проживанию допустимо только военнослужащим летного состава военно-транспортной авиации и только при выполнении полетов в местах, где размещение личного состава на жилищных фондах Министерства обороны Российской Федерации невозможно, что определено отдельным Перечнем.
Кроме того, в ходе судебного заседания на основании административного искового заявления административного искового заявления ФИО1 от 19 марта 2019 года, авансового отчета, телеграмм начальника Главного штаба Воздушно-космических сил от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155, от 27 декабря 2018 года № 603.3-238/2/4504, от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34, выписок из приказов командира войсковой части 81794 от 09 января 2019 года № 1 и от 21 января 2019 года № 9, служебного задания, командировочного удостоверения от 09 января 2019 года № 322, списка лиц, перевозимых на воздушном судне от 10 января 2019 года, полетного листа от 09 января 2019 года, тарифов на проживание, счета и кассового чека на проживание ФИО1 в гостинице «Нива» г. Оренбург с 10 по 11 января 2019 года, тарифов на проживание, счетов и кассовых чеков на проживание ФИО1 в гостинице «Уют» г. Сызрань с 11 по 17 января 2019 года, железнодорожного билета на проезд ФИО1 из г Липецка в г. Тверь 18 и 19 января 2019 года, писем УФО по ТО от 04 февраля 2019 года № 2/683, от 25 февраля 2019 года № 2/1107, от 01 апреля 2019 года № 2/1592, произведенного УФО по ТО расчета стоимости проезда и проживания ФИО1 за период с 10 по 19 января 2019 года, письма войсковой части 81794 от 03 апреля 2019 года №355, достоверно установлено, что ФИО1 проходящий военную службу в войсковой части 81794, дислоцированной в г. Торжке Тверской области, в период с 10 по 19 января 2019 года (дни убытия и прибытия транспортного средства) направлялся для получения новой авиационной техники - вертолета МИ-8 АМТШ в г. Оренбург.
Основанием для указанных действий ФИО1 послужили телеграммы начальника Главного штаба Воздушно-космических сил от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155, от 27 декабря 2018 года № 603.3-238/2/4504, от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34 и приказ командира войсковой части 81794 от 09 января 2019 года № 1, в которых напрямую указано о том, что целью направления ФИО1 является получение новой авиационной техники - вертолета МИ-8 АМТШ в г. Оренбург. При этом в отмеченных телеграммах и приказе напрямую указано, что размещение личного состава, направленного в отмеченную поездку, должно осуществляться на платной основе, а именно в гостинице.
В ходе отмеченной поездки ФИО1 следовал к месту получения авиационной техники самолетом военно-транспортной авиации в качестве пассажира по маршруту Тверь – Оренбург, а обратно к месту постоянной службы по маршруту Липецк – Тверь ФИО1 следовал железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне, затратив на покупку билета 873 рубля 80 копеек, что не превышает возмещение стоимости проезда при служебных командировках и переездах к новому месту военной службы. Получив в г. Оренбурге вертолет, ФИО1 осуществил на нем перелет в качестве члена экипажа по маршруту Оренбург - Сызрань – Липецк.
Бесплатным жилым помещением на аэродромах (населенных пунктах) пребывания, ФИО1 не обеспечивался, что напрямую следует из его административного искового заявления и командировочного удостоверения. Документально подтвержденных сведений о том, что жилье предоставлялось ФИО1 реально и он от него по личной инициативе отказался в суд сторонами не представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами ФИО1 в период с 10 по 11 января 2019 года проживал в гостинице «Нива» г. Оренбург, за что им было уплачено 980 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
В период с 11 по 17 января 2019 года ФИО1 проживал в гостинице «Уют» г. Сызрань, за что им было уплачено 7200 рублей. Затраченные денежные средства на проживание в гостинице не превышают стоимость однокомнатного (одноместного) номера.
Итого ФИО1 потрачено на проживание за период с 10 по 19 января 2019 года и подтверждено представленными документами 8180 рублей.
Подтвержденные расходы по проезду составляют 873 рубля 80 копеек.
После возвращения из служебной поездки ФИО1 применительно к правилам возмещения стоимости найма жилья в служебных командировках оформил документы на оплату понесенных расходов в виде стоимости проживания за период с 10 по 19 января 2019 года в общей сумме 8180 рублей, расходов по проезду 873 рубля 80 копеек, а также суточных на сумму 3000 рублей и представил их в УФО по ТО.
Письмом УФО по ТО от 25 февраля 2019 года № 2/1107 ФИО1 было отказано в оплате суточных и стоимости проживания за период с 10 по 19 января 2019 года по мотиву того, что поездка ФИО1 служебной командировкой не является, а также со ссылкой на указание заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 согласно которому возмещение расходов по проживанию допустимо только военнослужащим летного состава военно-транспортной авиации и только при выполнении полетов в местах, где размещение личного состава на жилищных фондах Министерства обороны Российской Федерации невозможно, что определено отдельным Перечнем.
В соответствии с указание заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 следует, что все полеты воздушных судов к служебным командировкам не относятся. Вместе с тем установлено, что военнослужащим летного состава военно-транспортной авиации допустимо возмещение расходов по проживанию, но только при выполнении полетов в местах, где размещение личного состава на жилищных фондах Министерства обороны Российской Федерации невозможно, что определено отдельным Перечнем.
Одновременно вопрос о принятии решения о возмещении отмеченных расходов отнесен к компетенции командования, направляющего военнослужащего в поездку.
Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что, поскольку ФИО1, реализуя обязательные для него распоряжения вышестоящих должностных лиц, в периоды с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года выполнял специальные задачи (полеты, перелеты) в составе экипажа вертолета МИ-8, а на период выполнения этих задач командованием напрямую ему было установлено место проживания гостиница, что находится в компетенции командования, установленной как вышеприведенными нормативными правовыми актами, так и в целом согласующимся с указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343, несмотря на его нераспространение на спорные правоотношения, то ФИО1 безусловно обладает правом на возмещение понесенных им расходов по найму жилья и по проезду, объем которых в подтвержденной части не превышает размер аналогичных расходов применительно к случаям направления военнослужащих в служебные командировки, и поэтому является разумным.
Доводы УФО по ТО о том, что указание в телеграмме начальника Главного штаба Воздушно-космических сил о размещении личного состава на платной основе в связи с отсутствием жилого фонда, относится только к проживанию административного истца в г. Улан-Удэ, суд отклоняет как не состоятельные и противоречащие содержанию и смыслу данного указания, и приказов командира войсковой части 81794, распространяющихся на всю служебную поездку ФИО1.
При этом, поскольку действующие нормативные правовые акты предусматривают возможность возмещения данных расходов как в порядке взыскания убытков, причиненных военнослужащему неправомерными действиями органов военного управления, так и за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации на оплату служебных командировок, то избранный ФИО1 способ их возмещения путем обращения в финансовый орган по месту службы не противоречит положениям действующего законодательства, а отказ УФО по ТО в оплате представленных ФИО1 финансовых документов в качестве убытков необоснован, несмотря на то, что отказ в выплате этих денежных средств в качестве командировочных расходов по существу является правомерным.
Иное мнение УФО по ТО отклоняется судом, как основанное на ошибочном понимании вышеприведенных положений нормативных правовых актов.
Доводы УФО по ТО о том, что действующие нормативные правовые акты не предусматривают механизма возмещения военнослужащим убытков, причиненных указанным военнослужащим действиями органов военного управления, поэтому их компенсация ФИО1 через УФО по ТО в добровольном порядке не может быть произведена, что, по мнению УФО по ТО, исключает неправомерность в действиях данной организации, суд также отклоняет как напрямую противоречащие содержанию ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, ст.ст. 12, 15 ГК РФ, п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2015 года № 10 о том, что причиненные военнослужащему в результате деятельности органов военного управления убытки по его требованию по общему правилу подлежат возмещению финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации в добровольном порядке, для чего последние при наличии к тому оснований обязаны принять исчерпывающие меры по их возмещению в целях предотвращения обращения военнослужащих за их взысканием в судебном порядке, включая обращение финансовых органов в вышестоящие органы военного управления и финансовые органы в целях определения порядка и механизма возмещения данных убытков, затребование денежных средств на возмещение этих убытков и иные меры.
Сами же по себе действия финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации, выражающиеся в невозмещении понесенных военнослужащим от действий органов военного управления убытков по мотиву отсутствия в ведомственных нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации механизма возмещения военнослужащим подобных убытков, не могут быть признаны правомерными при указанных условиях, поскольку отсутствие механизма реализации права не означает отсутствие самого указанного права и не исключает его.
Одновременно, вопреки мнению ФИО1, его поездки не считаются согласно п.п. 58, 125 Порядка…, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, п.п. 1, 8, 9 Перечня…, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844дсп, служебными командировками и возмещение командировочных расходов ему не предусмотрено, что указывает на обоснованность действий УФО по ТО, связанных с отказом в возмещении потраченных сумм как командировочных расходов.
Мнение ФИО1 и командования о том, что данные поездки считаются служебными командировками, основанное на оформленных командованием документах, также, не может изменить фактических оснований и условий направления ФИО1 для выполнения задач, непосредственно возникающих (проводимых) в процессе обычной повседневной деятельности войсковой части, в условиях использования авиационной техники по ее прямому функциональному предназначению, а не служебного задания, выходящего за рамки указанной деятельности, что является обязательным условием признания поездки военнослужащего командировкой.
Ссылки УФО по ТО на причинение ФИО1 убытков в результате неправомерных действий воинских должностных лиц суд отклоняет, как несостоятельные, поскольку, исходя из объема заявленных ФИО1 требований, в суде исследуется исключительно вопрос о законности отказа со стороны УФО по ТО в возмещении ФИО1 понесенных им расходов, и изменять указанный предмет судебного разбирательства согласно ч. 1 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ суд не правомочен, в связи с чем вопрос относительно признания законным или незаконным возможного бездействия воинских должностных лиц не относится к предмету судебного разбирательства. При этом, в любом случае, понесенные административным истцом убытки в подтвержденной части подлежат возмещению через УФО по ТО, как финансовый орган, законность отказа которого в производстве выплат в свою очередь является предметом судебного разбирательства.
Разрешая требования ФИО1 в части размера подлежащих ему к выплате денежных средств в качестве убытков в результате необеспечения жильем, суд исходит из того, что в силу положений действующих нормативных правовых актов, применяемых Министерством обороны Российской Федерации применительно к аналогичным случаям, связанным с возмещением стоимости найма жилья в служебных командировках, органы военного управления принимают на себя обязанность возместить стоимость понесенных военнослужащим расходов по найму жилья не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера либо в случае проживания у индивидуального предпринимателя по решению командования с предоставлением военнослужащим соответствующих документов. Поэтому иного размера и порядка возмещения стоимости найма жилого помещения военнослужащий изначально не должен предполагать вне зависимости от условий и оснований его направления из войсковой части по месту прохождения военной службы: в командировку или для временного прохождения службы в иной местности.
Поскольку стоимость проживания ФИО1 в гостиницах в периоды с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года на суммы 29450 рублей и 8180 рублей объективно подтверждена представленными документами и согласуется с размером аналогичных расходов при служебных командировках, то суд находит данные расходы разумными и подлежащими возмещению ФИО1 в качестве убытков в подтвержденном документами объеме, то есть в общей сумме 37630 рублей.
Равно суд находит подтверждёнными представленными документами и подлежащими возмещению ФИО1 в качестве убытков расходы по проезду в размере 873 рубля 80 копеек.
Так как обоснованность расходов на проживание ФИО1 у ИП ФИО4 в г. Оренбурге, за что им было уплачено 3000 рублей, представленными ФИО1 документами в полной мере не подтверждена, а также, поскольку поездки ФИО1 в период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года не считались служебными командировками, то выплата указанных расходов по проживанию в размере 3000 рублей, а также суточных за них в размерах 9300 рублей и 3000 рублей соответственно, а в общей сумме 12300 рублей, ФИО1 не положена ни в качестве командировочных расходов, ни в качестве убытков. Более того каких-либо подтверждающих документов о том, что ФИО1 затратил денежные средства, которые он требует возместить ему в качестве суточных, то есть понес убытки, не имеется.
На основании изложенного суд полагает необходимым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично, а именно признает действия начальника УФО по ТО и УФО по ТО, связанные с отказом в возмещении ФИО1 убытков, в виде расходов по проживанию и проезду, понесенных Стяжкиным во время выполнения им в составе экипажа вертолета полетов: в период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года в размере 29450 рублей и в период с 10 по 19 января 2019 года в размере 9053 рубля 80 копеек, а всего убытков в сумме 38503 рубля 80 копеек, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 и взыскивает с УФО по ТО в пользу ФИО1 отмеченные убытки в приведенной сумме.
Одновременно суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований: о признании действий начальника УФО по ТО и УФО по ТО, связанных с невыплатой ФИО1 за время его нахождения в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и в г. Оренбурге в период с 10 по 19 января 2019 года командировочных расходов в общей сумме 53803 рубля 80 копеек, состоящих из расходов, связанных с проживанием и проездом ФИО1 в указанные командировки, в размере 41503 рубля 80 копеек и суточных в размере 12300 рублей, неправомерными; о взыскании с УФО по ТО в пользу ФИО1 в качестве командировочных расходов в общей сумме 53803 рубля 80 копеек понесенных им расходов по найму жилья и проезду за время его нахождения в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и в г. Оренбурге в период с 10 по 19 января 2019 года в размере 41503 рубля 80 копеек и суточных в размере 12300 рублей; о взыскании с УФО по ТО в пользу ФИО1 в качестве убытков дополнительно суммы 3000 рублей.
При этом суд отмечает, что решение об отказе Стяжкину во взыскании с УФО по ТО в качестве убытков дополнительно 3000 рублей связано исключительно с непредставлением ФИО1 в полном объеме в УФО по ТО подтверждающих документов на отмеченную сумму и как следствием отсутствием какой-либо неправомерности в действиях УФО по ТО по невыплате этих денег. Вместе с тем данное решение суда не препятствует дополнительному представлению ФИО1 необходимых документов в УФО по ТО, а отмеченной организации принятию по ним соответствующего самостоятельного решения, которое также может быть обжаловано в судебном порядке в случае несогласия с ним ФИО1.
Разрешая вопрос о соблюдении ФИО1 предусмотренного ст. 219 КАС РФ трехмесячного процессуального срока на обжалование действий должностных лиц и органов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его применения, поскольку, исходя из даты ответов УФО по ТО ФИО1 об отказе в производстве выплат (в феврале 2019 года) и даты обращения ФИО1 в суд, данный срок не пропущен.
Так как суд пришел к выводам о необходимости частичного удовлетворения административного искового заявления ФИО1, то на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, не предусматривающей при указанных условиях пропорционального распределения судебных расходов, принимая во внимание разъяснения о применении процессуального законодательства, приведенные в п.п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1, понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат полному возмещению в размере 300 рублей, которые, принимая во внимание установленную в Министерстве обороны Российской Федерации систему финансирования органов военного управления, надлежит взыскать с УФО по ТО.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанных с невозмещением командировочных расходов, - удовлетворить частично.
Признать действия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанные с отказом в возмещении ФИО1 убытков в виде расходов по проживанию и проезду, понесенных ФИО1 во время выполнения им в составе экипажа вертолета полетов: в период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года в размере 29450 (двадцать девять тысяч четыреста пятьдесят) рублей и в период с 10 по 19 января 2019 года в размере 9053 (девять тысяч пятьдесят три) рубля 80 копеек, а всего убытков в сумме 38503 (тридцать восемь тысяч пятьсот три) рубля 80 копеек - не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу ФИО1, убытки, в виде расходов по проживанию и проезду, понесенные ФИО1 во время выполнения им в составе экипажа вертолета полетов: в период с 27 ноября 2018 года по 27 декабря 2018 года в размере 29450 (двадцать девять тысяч четыреста пятьдесят) рублей и в период с 10 по 19 января 2019 года в размере 9053 (девять тысяч пятьдесят три) рубля 80 копеек, а всего убытки в сумме 38503 (тридцать восемь тысяч пятьсот три) рубля 80 копеек
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований: о признании действий начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанных с невыплатой ФИО1 за время его нахождения в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и в г. Оренбурге в период с 10 по 19 января 2019 года командировочных расходов в общей сумме 53803 (пятьдесят три тысячи восемьсот три) рубля 80 копеек, состоящих из расходов, связанных с проживанием и проездом ФИО1 в указанные командировки, в размер 41503 (сорок одна тысяча пятьсот три рубля) рубля 80 копеек и суточных в размере 12300 (двенадцать тысяч триста) рублей, неправомерными; о взыскании с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу ФИО1 в качестве командировочных расходов в общей сумме 53803 (пятьдесят три тысячи восемьсот три) рубля 80 копеек понесенных им расходов по найму жилья и проезду за время его нахождения в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года и в г. Оренбурге в период с 10 по 19 января 2019 года в размере 41503 (сорок одна тысяча пятьсот три рубля) рубля 80 копеек и суточных в размере 12300 (двенадцать тысяч триста) рублей; о взыскании с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу ФИО1 в качестве убытков дополнительно суммы 3000 (три тысячи) рублей - отказать.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу ФИО1 понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Красовский А.А.