Дело №2а-63/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишева Э.И., при секретаре Аблезовой М.С., с участием представителя административного истца, помощника прокурора Ногайского района РД Абдуллаева С.Ш., административного ответчика в лице председателя участковой избирательной комиссии №1196 с.Ленинаул Ногайского района РД Асманбетовой З.К., заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии Ногайского района Республики Дагестан в лице председателя Ганиева А.А., администрации МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района Республики Дагестан в лице главы Кульдиева А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ногайского района в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии №1196, Участковой избирательной комиссии №1197 с.Калининаул Ногайского района РД о признании выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенных 13.09.2020 года недействительными; признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от 22.06.2020 №57 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД», незаконным; об отмене решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района Республики Дагестан от 22.06.2020 года №57 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД»;
- о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № №, 1197; об отмене : протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №;
Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №; Решения участковой избирательной комиссии № «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ.
- о признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» незаконным и отменить,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование иска административный истец, ссылаясь на ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 188, 208, 218 КАС РФ, указал, что прокуратурой района по обращению ФИО9 проведена проверка исполнения законодательства о выборах. Установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов представительного органа данного муниципального образования. Решением участковой избирательной комиссии № «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва избраны 11 (одиннадцать) депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский». В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-ФЭ) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. В силу ч. 6 ст. 35 Федерального закона №Э1-ФЗ численность депутатов представительного органа поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1 000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Законом Республики Дагестан «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ№) определен порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в <адрес>, избираемого непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно с. 9 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью 1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ФИО15 юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что Собрание депутатов сельского поселения - состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 5 лет. Однако, в нарушение вышеуказанных норм, решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ в сельских поселениях Калининаул и Ленинаул образованы 11 округов, вследствие чего по результатам проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ избрано 11 депутатов Собрания депутатов данного сельского поселения. Таким образом, обращение прокурора в суд обусловлено нарушением Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, которые устанавливают общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, и влекут за собой нарушения интересов Российской Федерации, а также невозможностью принятия населением решений, через органы местного самоуправления, вопросов местного значения исходя из их интересов, и учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит признать выборы депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенные ДД.ММ.ГГГГ недействительными; Признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения» Республики Дагестан» незаконным и отменить.
В ходе судебного разбирательства административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с уточнением (дополнением) к административному исковому заявлению от, в котором просит суд привлечь участковые избирательные комиссии по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № и № в качестве административных ответчиков по делу а так же указал, что из заявленных исковых требований прокуратуры района следует, что поставлен вопрос о признании выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенных ДД.ММ.ГГГГ недействительными. Вместе с тем, в соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная". Исходя из вышеизложенного имеется необходимость изменения (уточнения) исковых требований в этой части на признание недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № №, 1197.
Просит суд признать недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № №, 1197; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка № – отменить; Решение участковой избирательной комиссии № «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ - отменить. В ходе судебного разбирательства административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с уточнением (дополнением) к административному исковому заявлению и указал, что исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-Ф3) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. В силу ч. 6 ст. 35 Федерального закона №-Ф3 численность депутатов представительного органа поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1 000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Законом Республики Дагестан «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ№) определен порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в <адрес>, избираемого непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно с. 9 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью 1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ФИО15 юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что Собрание депутатов сельского поселения - состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 5 лет. Вместе с тем, в ходе рассмотрения искового заявления установлено, что в Устав МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД принят Решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно протоколу заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ на заседании присутствовало 6 депутатов из 7. Однако из информации Территориальной избирательной комиссии <адрес> РД следует, что при принятии устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД Собрание депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» состояли из 10 человек, которые избраны в Единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ представительный орган местного самоуправления сельского поселения - Собрание депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов. Согласно ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Между тем, в нарушение вышеуказанной нормы Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» в отсутствие 2/3 от установленной численности депутатов принят устав муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский». Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость дополнения исковых требований в части признания Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» незаконным. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 39 и 46 КАС РФ, просит суд признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» незаконным; Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» отменить.
В судебном заседании административный истец в лице помощника прокурора <адрес> РД ФИО20 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан в лице председателя ФИО22 просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан в лице главы ФИО23 иск прокурора поддержал и считает необходимым их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика председатель участковой избирательной комиссии №<адрес> РД ФИО24 иск не признала и просила суд отказать удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД ФИО17 иск не признал и просил суд отказать удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика председатель участковой избирательной комиссии №<адрес> РД ФИО25 иск не признала и просила суд отказать удовлетворении исковых требований.
Представитель заинтересованного лица в лице председателя Собрания депутатов МР «<адрес>» ФИО26 заявленные требования не признал, представил возражение, в котором указал, что с выводами Прокурора не согласен, считает требования необоснованными, и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: <адрес> ссылается на тот факт, что при проверке законности проведения выборов были нарушены нормы законодательства, касающиеся количества лиц, избираемых в представительный орган сельского поселения, в связи с чем и были поданы вышеуказанные требования. Однако, данный вопрос не касается законности выборов, так как не имеет отношения к самой процедуре проведения выборов и оглашения результатов. Кандидаты и депутаты в конечном итоге избранные в состав представительного органа никак не могли повлиять на обжалуемое решение. Считает, что Прокуратура являясь надзорным органом обязана была при наличии законных оснований, и в срок предусмотренный для обжалования решений об утверждении схем избирательных округов подать заявление о признании незаконным этого решения. Между тем, Прокурор заявил требования об отмене выборов, а ответчиком по делу указал Собрание депутатов сельсовета Арсланбековский. Данное требование невозможно удовлетворить, так как Собрание депутатов в данном вопросе не является соответствующим органом, у которого есть такие полномочия. Считает, что правильно было бы данное административное исковое заявление подать по каждому спору отдельно друг от друга. Ответчиком по искам на итоги голосования могут быть территориальные избирательные комиссии. Для признания результатов выборов недействительными, должны быть установлены основания, предусмотренные ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ-67) в соответствии с которым, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума. Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи. Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными. 2. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Как, следует из вышеуказанной нормы, результаты выборов могут быть признаны только по весомым аргументам, которых Прокурор в своем исковом заявлении не привел. Удовлетворение иска Прокурора приведет к необоснованному нарушению прав депутатов, избранных волеизъявлением населения, а также самих избирателей, соответствующего муниципального образования. Решение об утверждении схемы избирательных округов принято не депутатами, и не избирателями, а представительным органом предыдущего созыва на основании данных о количестве проживающего населения, в соответствии с ФЭ-131. Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, нет никаких правовых и обоснованных оснований, для признания выборов недействительными. Также, согласно п. 3 ст. 78 ФЗ - 67 Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат. Как указано в исковом заявлении решение об итогах голосования датируется от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, считает необходимым заявить о том, что Прокурором не соблюден срок подачи заявления, что также является основанием для отказа удовлетворении искового заявления. Пунктом 6 статьи 35 ФЗ - 131 установлено минимальное количество депутатов представительного органа в зависимости от численности соответствующего муниципального образования. Так, данной нормой прямо установлено что при численности населения более 1000 человек в представительный орган должны избираться не менее 10 депутатов, а согласно данным переписи населения в двух поселениях, входящих в состав сельсовета Арсланбековский, проживает более 1000 человек, что и подтверждает законность численного состава депутатов. Таким образом, при утверждении схемы избирательных округов, представительным орган были учтены все необходимые условия и нормы закона. При принятии судом решения, суд должен применять нормы закона, имеющие большую юридическую силу. Данную правовую позицию поддержал Верховный суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПА19-14, в котором суд указал, что решение об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов, которое не противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует требованиям законодательства по своей форме и содержанию, процедура его вынесения соблюдена, требования административного иска направлены на изменение утвержденных границ одномандатных избирательных округов в период избирательной кампании, что действующим законодательствам о выборах не допускается. Исходя из позиции Верховного суда РФ, очевидно, что требования Прокурора об отмене решения представительного органа об утверждении избирательных округов подлежат отказу. Более того, прокурором нарушены сроки обжалования указанного решения, которое принято еще ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Прокурор, при подаче искового заявления не учел, фактическое население и требование Федерального закона о необходимом количестве депутатов, которое зависит от численности населения соответствующего муниципального образования, а также тот факт, что законодательствам предусмотрены сроки обращения с заявлениями об отмене того, или иного акта. С учетом пропуска срока исковой давности, а также необоснованности требований прокурора, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, просит суд отказать в административном исковом заявлении полностью.
Заинтересованное лицо депутат Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» ФИО3 заявил ходатайство о привлечении к участию в деле главы МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД ФИО23 и ФИО15 юстиции РД с целью разъяснить ситуацию с разным количеством депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД в соответствующих экземплярах Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД, считает, что следует принять во внимание Устав, хранящийся в Собрании депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский».
На полседнее судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, заинтересованные лица депутаты ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и его представитель адвокат ФИО12, ФИО30ФИО10ФИО16, председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» ФИО17, представители заинтересованных лиц Собрания депутатов МР «<адрес>» Республики Дагестан в лице председателя ФИО26, ФИО15 Юстиции РФ по РД надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.
Административный ответчик председатель участковой избирательной комиссии №<адрес> РД ФИО27 на судебное заседание не явилась, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ( вх.№) сообщила об уважительных причинах и просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заинтересованное лица депутат ФИО9 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) сообщил об уважительных причинах и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лица депутат ФИО8 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) сообщил об уважительных причинах и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела: решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Устава МО СП «сельсовет Аросланбековский», Письмо Главы МО СП «сельсовет Арсланбековский» ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ№, Письмо Главы МО СП «сельсовет Арсланбековский» ФИО23 от 21.05.22020 г. №, Заключение о результатах слушания по проекту Устава муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» от 07.04. 2020 г., Протокол заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ.№ о принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский», Устав МО СП «сельсовет Арсланбековский» представленные ФИО15 юстиции РФ по РД и Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ о формировании избирательной участковой комиссии избирательного участка №, Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ о формировании избирательной участковой комиссии избирательного участка №, Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ о формировании избирательной участковой комиссии избирательного участка №, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ МО СП «сельсовет Арсланбековский» на имя ФИО11, Обьяснение ФИО28 отДД.ММ.ГГГГ, обьяснение от 23.12. 2020 г. ФИО23 Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» № от 22.06.20120 г. « О назначении выборов депутатов Собрания депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан четвертого созыва, Письмо ТИК <адрес> от 22.12.22020 г. №, Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва, протокола избирательных комиссий №№,2,3,4.,5,6 об итогах голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке № (<адрес>), протокола избирательных комиссий №№,8,9,10,11 об итогах голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке № (<адрес>), Решение участковой избирательной комиссии №№ от 16.09. 2020 г. о результатах выборов депутатов в Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва, Решение участковых избирательных комиссий №№ от 16.09. 2020 г. о результатах выборов депутатов в Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва, Решение 1-ой сессии Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об избрании председателя Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» 4-го созыва», Письмо Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№,, Письмо ФИО15 юстиции РФ по РД от 15.03.22021 г.№, заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, обращение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, выслушав заключение помощника прокурора <адрес>ФИО20, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Суд полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела установленными основания для признания выборов и решения избирательной комиссии недействительными, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации сходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании положений ч. 1, 2 ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальных выборах в <адрес>» законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также правовой основой назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в <адрес> составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), другие федеральные законы, Конституция Республики Дагестан, Закон Республики Дагестан «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, другие законы Республики Дагестан, уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно п. 1,2,4 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.
Проверка законности решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования отнесена к компетенции суда общей юрисдикции. Это следует не только из названных законоположений, но и корреспондирующих им требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым определяется предметная подсудность административных дел судам разного уровня об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий (статьи 19 - 21).
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение о результатах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
В соответствии с п.6 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
В п.1 ст.24 Устава муниципального образования сельского поселения сельсовет Арсланбековский» принятого решением Собрания депутатов «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного и зарегистрированного в ФИО15 юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ под № № изложено, что количество депутатов сельского поселения состоит из 7 депутатов.
На основании п.6 ст.239 КАС РФ прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, основанием проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по определению законности проведения выборов, его результатов явилось заявление адвоката ФИО12, представителя депутата ФИО9 обращения о нарушениях избирательного законодательства при изучении обстоятельств прошедших на избирательном участке избирательной кампании депутатов в представительный орган муниципального образования сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» выяснены следующие обстоятельства.
Постановлениями Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ сформированы избирательные участковые комиссии избирательного участка № избирательного участка в <адрес> и № в <адрес> на избирательном округе Арсланбековский.
Решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» № от 22.06.20120 г. на 13. 09.2020 г. назначены выборы депутатов Собрания депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан четвертого созыва
Другим решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва.
Согласно приложенной таблице образованы 11 одномандатных округов, из которых 6 расположены на территории <адрес> и 5 на территории села Ленинаул.
Указанные муниципальные нормативные акты приняты в соответствии с редакцией экземпляра Устава муниципального образования сельское поселение «Арсланбековский», имеющего на титульном листе реквизиты номер государственной регистрации RU № от ДД.ММ.ГГГГ и хранящегося в Собрании депутатов МО СП «Арсланбековский», в пункте 1 статьи 24 которого указано, что Собрание депутатов сельского поселения состоит из 11 ( одиннадцати) депутатов.
После состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ выборов, подведенных в протоколах избирательных комиссий №№,2,3,4,5,6 итогов голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке № (<адрес>), протоколами избирательных комиссий №№,8,9,10,11 итогов голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке № (<адрес>) участковой избирательной комиссией №№ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выборы депутатов в Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва признать состоявшимися и действительными и признать избранными депутатами Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №ФИО2, №. ФИО17. №. ФИО3. №. ФИО4. №. ФИО5. №. ФИО18. №.ФИО7. №ФИО13. №.ФИО9, №ФИО14№ФИО16.
Решением 1 сессии Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания избран ФИО17
В жалобе адвоката ФИО12 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>9), представляющего интересы ФИО9, и поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ утверждается, что в п.1 ст.24 Устава МО СП « сельсовет Арсланбековский» находящегося в ФИО15 юстиции РФ по <адрес> указано 7 депутатов Собрании МО СП «сельсовет Арсланбековский», а в Уставе МО СП « сельсовет Арсланбековский» находящегося в Собрании депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» в этой же норме указано 11 депутатов, при таком противоречии в количестве депутатов представительного органа состоявшиеся выборы ДД.ММ.ГГГГ на территории МО СП «сельсовет Арсланбековский» не являются законными.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований:
1. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
3. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).
4. Регистрирующий орган:
1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования;
2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
2.1) проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования;
3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
4) утратил силу. - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 494-ФЗ;
5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
При таком порядке проверки муниципального правового акта, тщательной экспертизы всего текста и отдельных норм у суда нет оснований сомневаться в достоверности сведений изложенных в Уставе муниципального образования сельское поселение « Арсланбековский», находящегося в регистрирующем органе.
Из пункта 1 статьи 24 заверенной копии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» (номер государственной регистрации RU № от ДД.ММ.ГГГГ ), представленной ФИО15 юстиции РФ по РД усматривается, что Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» состоит из 7 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства.
В письме ФИО15 юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на имя Ногайского районного суда Республики Дагестан указывается, что Устав МО СП « сельсовет Арсланбековский» прошел регистрацию в ФИО15 юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, присвоен государственный номер №. В соответствии со статьей 24 вышеуказанного Устава Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» состоит из 7 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 5 лет.
Аналогичный вывод по результатам сверки ч.1 ст.24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» находящегося в МО СП «сельсовет Арсланбековский» и опубликованного на сайте pravo.minjust.ru на портале «Нормативные правовые акты Российской Федерации» о противоречии текстов в части количества депутатов указан в письме ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Суд принимает во внимание статус регистрирующего органа, уровень публикации Устава МО СП « сельсовет Арсланбековский» в системе ФИО1 законодательства, степень доступности населению, а также норму ст.5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" о приоритете заверенной копии устава муниципального образования, выданной регистрирующим органом в случае утери Устава МО СП « сельсовет Арсланбековский».
В то же время суд учитывает и показания главы МО СП «сельсовет Арсланбековский» из которых усматривается, что Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» не созданы условия для доступности Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» населению, текст которого не был опубликован на страницах газеты и официальном сайте Интернета.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчики не представили достоверных доказательств об умышленном или неосторожном искажении текста пункта 1 статьи 24 Устава муниципального образования сельское поселение « Арсланбековский», в части изменения количества депутатов с цифры «11» на «7» в регистрирующем органе ФИО15 юстиции РФ по РД.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заинтересованными сторонами – Собранием депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» и иными лицами не оспорен в установленном законе порядке текст п.1 ст.24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский», хранящегося в регистрирующем органе.
Доводы возражения заинтересованного лица председателя Собрания депутатов МР « <адрес>» от 15.04.2021г. ФИО26 не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на выборочном, избирательном толковании норм действующего законодательства и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение, либо опровергали административное исковое заявление в этой части.
Давая оценку оспариваемым в иске муниципальным правовым актам признать решение Собрания депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва незаконным, Признать незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 и ч.2 ст.219 КАС РФ КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
О решении Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва административному истцу стало известно в ходе проверки жалобы ФИО12, поступившей в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, после которой ДД.ММ.ГГГГ в Ногайском районном суде административным истцом зарегистрировано исковое заявление об оспаривании указанного муниципального правового акта, то есть в пределах установленного законом срока.
В части признания незаконным и отмены решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД суд считает, что истцом пропущен срок оспаривания указанного муниципального акта. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> затребовал из ФИО15 юстиции РФ по РД копии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» и документов, послужившие основанием для его регистрации. Как следует из ответа ФИО15 Минюста РФ по РД поручение выполнено ДД.ММ.ГГГГ (письмо №), в том числе передано решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД. Однако с дополнением исковых требований административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехмесячного срока.
Поэтому в исковом требовании прокурора <адрес> Республики Дагестан об отмене решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД суд считает необходимым отказать.
В смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В случае, когда действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение у суда не имеется. Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
На основании п.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан, - удовлетворить частично.
Признать выборы депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан, проведенные ДД.ММ.ГГГГ недействительными.
Признать решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД незаконным.
Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД» отменить.
Признать недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № №, 1197.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № избирательного участка №<адрес> РД.
Отменить решение участковой избирательной комиссии № «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД.
В части отмены решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД в исковом требовании прокурора <адрес> Республики Дагестан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий
судья Э.И. Телемишев