ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6401/21 от 26.10.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-010829-53 №2а-6401/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах несовершеннолетней ..., к Управлению опеки и попечительства АМОГО « Сыктывкар» об оспаривании Распоряжения, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора г.Сыктывкара, действуя в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней .... в лице ее законного представителя Сенькиной О.В., обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства АМОГО «Сыктывкар» об оспаривании законности Распоряжения №..., возложении обязанности принять решение о выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, а также установленных доплат на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, с даты назначения опеки (23.03.2021).

...

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований настаивала.

Представитель административного ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в материалы дела. Также пояснил, что т.к. обязанности опекуна были возложены на Сенькину О.В. Управлением общественных отношений, опеки и попечительства АМОГО « Воркута» временно, в отсутствие необходимых для этого акта об оставлении ребенка, ... решения об отобрании ребенка у матери, Распоряжение №... не является основанием для назначения к выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. В настоящее время Приказом Управления опеки и попечительства АМОГО « Сыктывкар» №... над несовершеннолетней ... установлена опека Сенькиной О.В. на общих основаниях, с указанного времени опекун получает все установленные законодательством денежные выплаты на содержание ребенка. Оснований для назначения выплат с даты 23.03.2021 нет имелось и не имеется.

Привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управлением общественных отношений, опеки и попечительства АМОГО « Воркута» в письменном отзыве указано о наличии на 23.03.2021 необходимых правовых оснований как для передачи ребенка под опеку, так и для назначения выплат на его содержание с указанного момента и несогласии с позицией административного ответчика по указанному вопросу.

Сенькина О.В. в судебном заседании позицию прокурора также поддержала, пояснив, что ребенок проживает в ее семье под опекой с 23.03.2021, обеспечен всем необходимым по возрасту с момента приезда в г.Сыктывкар.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

Требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, касаются осуществления указанных полномочий административным ответчиком, заявлены прокурором и подлежат рассмотрению судом в порядке административного судопроизводства.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из содержания приведенных норм во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 31 ГК РФ, части 3 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" следует, что основаниями, позволяющими отнести ребенка к категории детей, оставшихся без попечения родителей, служат такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость в связи с этим осуществления государством защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.

В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя (часть 5 статьи 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").

Частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

...

...

...

...

...

...

...

Вместе с тем, при обращении Сенькиной О.В. 20.05.2021 в орган опеки по месту жительства, с заявлением о выплате ей ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, Распоряжением Управления опеки и попечительства АМОГО «Сыктывкар» №..., в назначении указанных выплат, а также установленных доплат на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, с даты ... отказано с со ссылкой на отсутствие соответствующего права на их получение у несовершеннолетней ...

Рассматривая требования прокурора, суд принимает во внимание следующее.

Пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ установлено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, установленные законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть 1); временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом) (часть 4); в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя (часть 5).

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Отсюда следует, что с момента установления опеки, в том числе, и предварительной, ребенок имеет право на получение денежных средств, предоставляемых в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Такой подход соответствует положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации, а также статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вывод Управления опеки и попечительства АМОГО «Сыктывкар» об отсутствии соответствующего права на их получение ввиду временного характера опеки, недостатков оформления процедуры передачи под опеку, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и не основан на положениях законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 г. N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" определяет, что мера социальной поддержки в виде выплаты ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетних предоставляется в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях. Ежемесячные денежные средства на содержание ребенка, а также доплаты выплачиваются государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) на основании решения органа опеки и попечительства со дня установления опеки (попечительства) над ребенком ежемесячно не позднее 25 числа предыдущего месяца.

В соответствии с Законом Республики Коми от 24.11.2008 N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" в Республике Коми предусмотрена выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в размерах в зависимости от возраста детей и с учетом определенных этим Законом природно-климатических зон Республики Коми (часть 1 статьи 3 указанного Закона Республики Коми).

Из анализа статьи 4 указанного Закона также следует, что основанием для постановки и решения вопроса о назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка является обращение опекуна (попечителя) или приемного родителя с соответствующим заявлением, однако выплата ежемесячных денежных средств на содержание ребенка при принятии решения о назначении выплаты производится со дня вынесения уполномоченным органом решения об установлении опеки (попечительства) над ребенком.

Перечень случаев и ситуаций, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, приведен в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ, а также содержится в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно пункту 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

К таким случаям и ситуациям, в частности, относятся лишение родителей родительских прав, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, другие случаи отсутствия родительского попечения.

...

Суд полагает, что с учетом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, опекун несовершеннолетней имеет право на выплату ежемесячных денежных средств на ее содержание с момента принятия органом опеки и попечительства решения об установлении над .... опеки, независимо от ее вида ( временно, постоянно) и срока действия.

С учетом того, что и до назначения ее опекуном несовершеннолетней в общем порядке ( 06.09.2021) Сенькина О.В. исполняла те же обязанности в силу предварительной опеки и, как временно назначенный опекун, обладала всеми правами опекуна в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", при этом, в принятии по ее заявлению решения о выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, а также установленных Правительством Республики Коми доплат на период осуществления предварительной опеки ( с 23.03.2021 по 06.09.2021) административным ответчиком было необоснованно отказано, заявленный прокурором иск суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Предварительная опека осуществляется на тех же принципах поддержки и поощрения со стороны государства, что и постоянная. Само по себе отсутствие акта об оставлении ребенка, составленного медицинским учреждением, либо вынесенного судом решения об отобрании ребенка у матери на дату передачи под предварительную опеку, не может являться основанием для лишения несовершеннолетней необходимого содержания со стороны государства в указанный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск И.о.прокурора г.Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ... к Управлению опеки и попечительства АМОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.

Распоряжение Управления опеки и попечительства АМОГО « Сыктывкар» № ...- признать незаконным и отменить.

Возложить на Управление опеки и попечительства АМОГО « Сыктывкар» обязанность принять решение о выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, а также установленных Правительством Республики Коми доплат, со дня установления предварительной опеки над несовершеннолетней ....

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья - Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято 29 октября 2021 года.