ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-640/17 от 20.11.2017 Марьяновского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-640/2017

Решение

Именем Российской Федерации

20 ноября 2017 года р.п.Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Соляник Е.А.,

при секретаре судебного заседания Флеглер Т.А.,

с участием административного истца председателя правления СНТ «Заозерное» Семенова А.А., его представителя Герасимова В.А, административного ответчика государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Заозерное» к Территориальному отделу надзорной деятельности Государственного пожарного надзора Москаленского и Марьяновского районов Омской области о признании предписания №33/1/1 от 14.09.2017 года незаконным,

Установил:

Председатель правления Садоводческого некоммерческого товарищества «Заозерное» (далее СНТ «Заозерное») Семенов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Государственного пожарного надзора Москаленского и Марьяновского районов Омской области о признании незаконным, как не соответствующего нормативному акту, предписания №33/1/1 от 14.09.2017 года.

В обоснование заявленных требований указано, что СНТ «Заозерное» имеет три емкости по 60 куб.м. каждая, 6 соединительных головок пожарной техники к системе водоснабжения на разных участках территории СНТ.

14.09.2017 года ТО надзорной деятельности и профилактической работы Москаленского и Марьяновского районов Омской области проведена плановая проверка пожарной безопасности в СНТ «Заозерное». Проведение плановой проверки не соответствует Сведениям о проверках субъектов предпринимательства Генеральной прокуратуры РФ. Фактически целью проведения проверки была проверка информации, поступившей от гражданина ФИО5 от 07.08.2017 года. Проверка являлась внеплановой. В ходе проверки использовался нормативный материал: Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» от 01.05.2009 года. При том, что при проведении проверки надлежало руководствоваться Сводом правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 года №849. Следствием применения нормативного акта не подлежащего применению явились требования не выполнимые в условиях существования садоводческого объединения граждан.

Так п.1 Предписания содержит требование об обеспечении свободного проезда к пожарным резервуарам. При этом Свод правил СП 53.13330.2011 в п.5.6 устанавливает, что планировочное решение территории садоводческого, дачного объединения должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем индивидуальным садовым участкам и объектам общего пользования». Пункты 2, 3, 4 и 5 Предписания (подземная прокладка водопровода, рассредоточение резервуаров, обозначение указателями направления движения к резервуарам) не соответствуют требованиям, изложенным в п. 5.9 СП 53.13330.2011. При этом, данное требование о количестве и вместимости противопожарных водоемов или резервуаров содержалось в п.16 ст.68 Федерального закона от 22.07.2012 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», но было исключено Федеральным законом от 10.07.2012 года №117-ФЗ. В настоящее время указанные требования применяются только на добровольной основе.

В соответствии с п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме» СНТ "Заозерное" имеет три емкости по 60 куб.м. каждая, шесть соединительных головок пожарной техники к системе водоснабжения на разных участках территории СНТ. Изложенное свидетельствует о применении службой пожарного надзора подзаконных актов, не подлежавших применению.

Просит признать незаконным ввиду несоответствия нормативному акту предписание №33/1/1 от 14.09.2017 года, выданное государственным инспектором Москаленского и Марьяновского районов по пожарному надзору Савченко Д.С.

В процессе судебного разбирательства к участию в деле по инициативе суда в качестве административных соответчиков были привлечены должностное лицо, вынесшее предписание, - государственный инспектор Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. и Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.

В судебном заседании административный истец председатель СНТ "Заозерное" Семенов А.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал на неисполнимость требований предписания, ввиду отсутствия у СНТ необходимых денежных средств для проведения соответствующих работ по очистке проезда для пожарной техники в зимнее время, утеплению водопровода и поддержания положительной температуры воды в резервуарах. Резервуары (железнодорожные цистерны) наполняются водой из артезианской скважины. Смета расходов для выполнения требований предписания не составлялась. В судебном заседании не отрицал факт демонтажа наземного водопровода и опустошения резервуаров с водой после окончания дачного сезона, ввиду отсутствия нуждаемости в них у членов СНТ и для предотвращения их размораживания.

Представитель СНТ "Заозерное" Герасимов В.А., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Полагал, что требования соблюдения пожарной безопасности распространяются на СНТ только в весенне-летний период, ввиду сезонного характера деятельности организации. Также указал на отсутствие у СНТ обязанности поддержания положительной температуры в резервуарах с водой, ввиду их нахождения за пределами СНТ на землях муниципального образования.

Административный ответчик государственный инспектор Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного предписания. Дополнительно суду пояснил, что в предписании допущена техническая ошибка в части указания на проведение плановой проверки. Фактически была проведена внеплановая проверка, что подтверждено материалами контрольно-наблюдательного дела. Требования к источникам пожарного водоснабжения в соответствии со Сводом правил СП 31.13330.2012 СП 31.13330.2012 установлены Федеральным законом №123-ФЗ от 22.07.2008 года, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, в связи с чем в предписании №33/1/1 от 14.09.2017 года указаны конкретные пункты из СП 8.13130.2009. В связи с тем, что на СНТ "Заозерное" не проводился расчет по определению величины индивидуального пожарного риска, на данном объекте защиты должны быть выполнены требования пожарной безопасности, принятые в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ, требования нормативных документов по пожарной безопасности, принятые в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ от 27.12.2002 года и Приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014. СП 53.13330.2011 не входит в перечень, утвержденный приказом Росстандарта 474 от 16.04.2014 года, но его применение не противоречит ч.4 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ и Приказу МЧС России №171 от 14.04.2017 года. Добровольность применения СП 8.13130.2009 должно обеспечивать соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ. Требование оспариваемого предписания об отсутствии проезда к противопожарным резервуарам связано с тем, что на момент проведения проверки подъезд к резервуарам представлял собой грунтовую дорогу, заросшую травой. В зимний период противопожарное водоснабжение на территории СНТ "Заозерное" отсутствует полностью, что является явным нарушением требований пожарной безопасности.

Административный ответчик Территориальный отдел надзорной деятельности Государственного пожарного надзора Москаленского и Марьяновского районов Омской области при надлежащем извещении явку своего представителя в суд не обеспечил.

Административный ответчик Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области представил письменный отзыв на административное исковое заявление. Представитель административного ответчика Прудников А.Ю. к участию в деле не допущен, ввиду отсутствия подтверждения наличия высшего юридического образования.

Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административным истцом оспаривается предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 14.09.2017 года №33/1/1.

Указанное предписание получено и.о. председателя СНТ "Заозерное" ФИО9 14.09.2017 года, что подтверждается соответствующей подписью на предписании.

В суд об оспаривании указанного предписания СНТ «Заозерное» обратилось 18.10.2017 года, что следует из почтового штемпеля на конверте, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.

Правоотношения в области пожарной безопасности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, гражданами, а также общественными объединениями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Полномочия должностного лица органов государственного пожарного надзора на выдачу организациям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара закреплены в ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из содержания вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Как следует из материалов дела, 07.08.2017 года в ГУ МЧС России по Омской области поступило письменное сообщение от гражданина ФИО5 о несоблюдении на территории СНТ "Заозерное" требований пожарной безопасности, приведшей к уничтожению имущества членов СНТ и гибели двоих людей. По результатам предварительной проверки, проведенной по поступившему сообщению, 04.09.2017 года государственным инспектором Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. вынесено представление должностного лица органа государственного пожарного надзора о назначении внеплановой проверки. Распоряжением главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору ФИО8 от 04.09.2017 года №331 назначено проведение внеплановой, выездной проверки объекта защиты СНТ "Заозерное", относящегося к категории среднего риска. Цель и задачи проверки определены, как проверка информации, поступившей от гражданина ФИО5 от 07.08.2017 года о фактах нарушения требований пожарной безопасности. Уполномоченным на проведение проверки назначен государственный инспектор Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. Проверка назначена на период с 07.09.2017 года по 04.10.2017 года. Об указанной проверке СНТ "Заозерное" уведомлено, о чем свидетельствует подпись ФИО9 о получении копии распоряжения, совершенная в 10:20 часов 06.09.2017 года.

Полномочия ФИО9 на получение соответствующих документов подтверждены выпиской из приказа №259 от 31.08.2017 года по СНТ "Заозерное", согласно которой на период отпуска председателя СНТ "Заозерное" с 01.09.2017 года по 14.09.2017 года, обязанности председателя возложены на бухгалтера ФИО9

Проведение выездной внеплановой проверки согласовано органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с прокурором Марьяновского района Омской области, что подтверждено соответствующим заявлением от 04.09.2017 года.

Проверка проведена в период с 14-00 часов по 15-00 часов 07.09.2017 года и с 10-00 часов по 11-00 часов 14.09.2017 года с участием и.о. председателя СНТ "Заозерное" ФИО9. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, о чем составлен акт от 14.09.2017 года №33 и выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №33/1/1 от 14.09.2017 года в срок до 01.07.2018 года.

Оценив в совокупности представленные в материалы административного дела документальные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным на то должностным лицом по итогам проведения внеплановой проверки. Указание в копии предписания, выданного административному истцу, на плановый характер проверки обусловлено технической опиской, допущенной при изготовлении данной копии, и не свидетельствует о незаконности действий должностного лица.

Указанное Предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №33/1/1 от 14.09.2017 года, содержит 5 пунктов и обязывает административного истца к устранению нарушений ст.ст.4, 62, 68 Федералнього закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390, СП 8.13130.2009, а именно:

1.обеспечить свободный проезд пожарных автомобилей к пожарным резервуарам (прим.2, п.9.9 СП 8.13130.2009);

2.обеспечить подземную прокладку водопроводной линии либо её утепление от замерзания в зимний период (п.8.7 СП 8.13130,.2009);

3.рассредоточить резервуары для осуществления подачи воды для целей пожаротушения (п.п.9.10, 9.11 СП 8.13130.2009);

4.утеплить резервуары от замерзания в зимний период (либо обеспечить подогрев воды) (п.9.17 СП 8.13130.2009);

5.обозначить указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их расположения, направления движения к резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения.

Оспаривая указанное предписание в полном объеме, административный истец ссылается на его незаконность, ввиду применения СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178) вместо СП 53.13330.2011 «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 №849). В свою очередь СП 53.13330.2011 не предусматривает обязанность по соблюдению СНТ требований, содержащихся в предписании.

Проверив правовую обоснованность, приведенных административным истцом доводов, суд учитывает, что с 30 мая 1986 года требования пожарной безопасности на территориях садово-огороднических обществ регулировали Правила пожарной безопасности для садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов ППБ 140-86.

Пунктом 1.5.3 указанных Правил была установлена обязанность председателей правлений следить за исправностью дорог на территории товариществ и ДСК, своевременно производить очистку от снега основных проездов и переулков, а также подъездов к пожарным водоемам и гидрантам, а также не допускать загромождения основных проездов, переулков и проезжей части дорог. А пунктом 2.1.2 указанных Правил было предусмотрено требование к содержанию территории: проезды и подъезды к садовым участкам, дачам и пожарным водоисточникам должны быть всегда свободными. Противопожарные разрывы между строениями не разрешается использовать для складирования горючих материалов.

Впоследствии Правила ППБ 140-86 были отменены Приказом МВД РФ от 14.12.1993 N 536 "О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.1993 N 445) - ППБ-01-93.

В связи с изданием Приказа МВД РФ от 31.07.2003 N 594 указанные Правила ППБ 01-93 утратили силу.

Приказом МЧС РФ от 18.06 2003 N 313 утверждены и введены в действие с 30 июня 2003 года новые Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Впоследствии указанные Правила ППБ01-03 утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации" - ППР).

Кроме того, одновременно с указанными Правилами действовали требования ведомственных строительных норм «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения. Нормы проектирования» ВСН 43-85** (согласованы с Госстроем СССР 6 декабря 1985 г. № ДП-5897, ГУПО МВД СССР от 8 августа 1985 г. № 716/2842 и Минздравом СССР 17 июля 1985 г. № 121-12/1054-6, издаются с изменениями и дополнениями, утвержденными Госгражданстроем по согласованию с ВЦСПС и приказом Госкомархитектуры от 28.03.88 № 80, от 13.05.91 № 3).

Взамен ВСН 43-85** был введен СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения. Нормы проектирования» (с изменениями, внесенными постановлением Госстроя РФ от 12.03.2001 №17).

С 20.05.2011 года действует актуализированная версия СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Здания и сооружения».

Приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365).

Свод правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Здания и сооружения» включен в указанный перечень в полном объеме.

Применение СП 53.13330.2011 не противоречит ч.4 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ и приказу МЧС России №171 от 14.04.2017 года «Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии со вторым абзацем пункта 5.9 Свода правил СП 53.13330.2011 число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.

СП 31.13330.2012 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365). Кроме того, п.5.10 СП 31.13330.2012 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).

В указанном пункте 5.10 СП 31.13330.2012. «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) (ред. от 30.12.2015) вопросы обеспечения пожарной безопасности» определено, что вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

При таком положении, суд приходит к выводу об ошибочности доводов административного истца о незаконности применения при вынесении обжалуемого предписания требований СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010).

Отклоняя довод административного истца о незаконном возложении на СНТ «Заозерное» обязанностей по приведению территории СНТ в соответствие с СП 8.13130.2009 и СП 53.13330.2011, ввиду добровольности применения данных нормативно-правовых актов, суд исходит из установленного ст.62 Федерального закона №123-ФЗ требования об обязанности организаций иметь на своей территории источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 года является приоритетным и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к заданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона №123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения.

Частью 3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 года пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Расчет по определению величины индивидуального пожарного риска СНТ «Заозерное» не проводился, доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учетом изложенного на данном объекте защиты должны быть выполнены требования Федерального закона №123-ФЗ, требования нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» и принятых в соответствии с Приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014 года «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в развитие Федерального закона №123-ФЗ. СП 8.13130.2009 включен в указанный Перечень документов, что применительно к изложенному свидетельствует об обязательности его правил для цели обеспечения пожарной безопасности объекта защиты СНТ «Заозерное».

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом приведенного выше анализа нормативных правовых актов и нормативных документов, суд не усматривает совокупности условий для признания предписания №33/1/1 от 14.09.2017 года незаконным по доводам, приведенным административным истцом.

Вместе с тем, исследовав материалы проверки, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что при проведении проверки были допущены нарушения, ставящие под сомнение результаты проведенной проверки, и, как следствие, обоснованность выданного предписания в части.

Так из п.1 оспариваемого предписания усматривается, что на СНТ «Заозерное» возложена обязанность устранить в срок до 01.07.2018 года нарушения ст.4, 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390, прим.2 п.9.9 СП 8.13130.2009, выразившиеся в отсутствии обеспечения свободного проезда пожарных автомобилей к пожарным резервуарам.

В соответствии с п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Согласно примечанию 2 п.9.9 СП 8.13130.2009 к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.

В акте проверки №33 от 14.09.2017 года, протоколе осмотра от 07.09.2017 года государственный инспектор Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. указал на отсутствие свободного подъезда к пожарным резервуарам пожарных автомобилей (отсутствует дорога с твердым покрытием, проселочная дорога заросла травой). Иных препятствий для доступа к пожарным резервуарам не установлено, указание на них в представленных документах отсутствует.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что указанное описание нарушения недостаточно для вывода об отсутствии беспрепятственного проезда пожарной техники к пожарным резервуарам.

В пункте 3 оспариваемого предписания на СНТ «Заозерное» возложена обязанность рассредоточить резервуары для осуществления подачи воды для целей пожаротушения, в соответствии с требованиями п.п.9.10, 9.11 СП 8.13130.2009.

Пунктом 9.10 СП 8.13130.2009 установлено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

В соответствии с пунктом 9.11 СП 8.13130.2009 Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов - 200 м;

при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

В протоколе осмотра от 07.09.2017 года указано, что за территорией СНТ «Заозерное» на удалении 40 метров в южную сторону установлены три пожарных резервуара, общим объемом 180 м.куб. Возле резервуаров установлена насосная станция с максимальным рабочим давлением 6 кг/см.кв.

Вместе с тем в материалах дела отсутствует указание на проведение каких-либо измерений относительно расположения пожарных резервуаров и об использованном при этом измерительном приборе.

Приказом МЧС от 30.11.2016 №644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент) (зарегистрирован в Минюсте России 13 января 2017 г. N 45228).

Согласно п. 80 Административного регламента, по результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки.

К акту проверки прилагаются, в том числе, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз (п.83).

Как следует из содержания исследуемого Акта проверки №33, он не содержит ссылок на наличие в качестве приложений каких-либо протоколов проведенных измерений.

Учитывая указанные обстоятельства, у суда не имеется возможности проверить законность оспариваемого предписания в указанной части, поскольку фактически установить наличие либо отсутствие нарушения, выразившегося в несоблюдении необходимого расстояния при размещении пожарных резервуаров относительно друг друга и обслуживаемых объектов, можно только при проведении новой проверки, произведя необходимые измерения и оформив их результаты надлежащим образом.

Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Учитывая изложенные обстоятельства, оснований полагать, что нарушения обозначенные в п.1 и п.3 оспариваемого предписания, действительно были установлены и оспариваемое предписание в данной части является законным, у суда не имеется.

В связи с чем суд приходит к выводу о незаконности пунктов 1, 3 предписания №33/1/1 от 14.09.2017 года, в связи с чем заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.

В остальной части оспариваемого предписания, суд считает, что требования органа государственного контроля (надзора) юридического лица, изложенные в пунктах 2 (обеспечить подземную прокладку водопроводной линии либо её утепление от замерзания в зимний период), 4 (утеплить резервуары от замерзания в зимний период (либо обеспечить подогрев воды), 5 (обозначить указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до расположения, направления движения к резервуарам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения) являются законными, обоснованными и подлежат исполнению. Факт существования указанных нарушений в полном объеме подтверждается актом проверки №33, протоколом осмотра от 07.09.2017 года и подтвержден показаниями исковой стороны в процессе судебного разбирательства. Доказательств исполнения указанных требований иными альтернативными методами пожарной безопасности административным истцом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Садоводческого некоммерческого товарищества «Заозерное» к Территориальному отделу надзорной деятельности Государственного пожарного надзора Москаленского и Марьяновского районов Омской области, государственному инспектору Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С., Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании предписания №33/1/1 от 14.09.2017 года незаконным, удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты №1 и №3 Предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №33/1/1 от 14.09.2017 года, вынесенного государственным инспектором Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления СНТ «Заозерное» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд Омской области.

Судья Е.А. Соляник

В окончательной форме решение изготовлено 27.11.2017.