№2а-641/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года с. Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе председательствующего Насыровой Д.М.
при помощнике Биктимировой Д.Г.
с участием представителей административного истца - Платонова А.В., Амирова Р.Ф.
представителя административного ответчика - администрации Кунашакского муниципального района по доверенности Хусаинова В.Р.
представителя административного ответчика - Контрольного управления администрации Кунашакского муниципального района в лице руководителя Саитхужиной И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Собрания депутатов Кунашакского муниципального района к администрации Кунашакского муниципального района, к Контрольному управлению администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р "О проведении внеплановой проверки", об обязании Контрольное управление администрации Кунашакского муниципального района отозвать акт внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании результатов проверки, отраженных в акте, недействительными
У С Т А Н О В И Л:
Собрание депутатов Кунашакского муниципального района обратилось в суд с административным иском к администрации Кунашакского муниципального района, к Контрольному управлению администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р "О проведении внеплановой проверки", об обязании Контрольное управление администрации Кунашакского муниципального района акт внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ отозвать, а результаты проверки, отраженные в акте внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ признать недействительными, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кунашакского муниципального района издано распоряжение №-р "О проведении внеплановой проверки". Данным распоряжением инициирована внеплановая проверки в сфере бюджетных правоотношений в Собрании депутатов Кунашакского муниципального района. Основаниями для проведения проверки заявлено - обращение в администрацию района Общественного народного движения "Кунашакский район без коррупции". Срок проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с последующим продлением срока до ДД.ММ.ГГГГ. К проверке привлечены должностные лица Контрольного управления администрации Кунашакского муниципального района. По результатам поверки Контрольным управлением подготовлен акт №№ от ДД.ММ.ГГГГ с отражением в нем результатов внеплановой проверки в сфере бюджетных правоотношений в Собрании депутатов Кунашакского муниципального района. Полагают, что распоряжение администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р издано, а проведение Контрольным управлением, внеплановая проверка в сфере бюджетных правоотношений в Собрании депутатов проведена с существенным нарушением действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов, в связи с чем подлежат признанию незаконными и подлежат отмене. Вышеуказанное распоряжение, является вмешательством во внутреннюю хозяйственную деятельность представительного органа и противоречит нормам федерального законодательства, а также нормам муниципальных правовых актов. Порядок и Стандарты проведения внутреннего муниципального финансового контроля, не могут распространяться на собрание депутатов.
В судебном заседании представителя административного истца - Платонов А.В. и Амиров Р.Ф. доводы административного иска поддержали по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации Кунашакского муниципального района по доверенности Хусаинов В.Р. с доводами иска не согласен, полагает, что проверка проведена на законных основаниях, распоряжение Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель административного ответчика - Контрольного управления администрации Кунашакского муниципального района Саитхужина И.Р. с доводами административного иска не согласна, полагает, что проверка проведена на законных основаниях, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Просит учесть, что проверку Собрания депутатов они осуществляли как главных распорядителей бюджетных средств районного бюджета, Собрание депутатов зарегистрировано в форме казенного учреждения, финансируется из районного бюджета. При проведении проверки вмешательство в деятельность Собрания депутатов не осуществлялось, проверялись только первичные финансовые документы.
Суд выслушав представителей истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости отклонения административного иска.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации отнесены: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Участниками бюджетного процесса являются, в частности, органы государственного (муниципального) финансового контроля; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. (п. 1 и 4 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет о том, что лицами, в отношении которых осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, в частности, являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.
Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом. (ст. 267.1, "Бюджетный кодекс Российской Федерации").
Статьей 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Главы администрации Кунашакского муниципального района издано распоряжение №-р, о проведении внеплановой проверки в сфере бюджетных правоотношений в Собрании депутатов Кунашакского муниципального района, за период с 2016 по 2020.(л.д.15-16)
Основанием для обращения послужило обращение Общественного народного движения "Кунашакский район без коррупции".(л.д.17-18)
Распоряжением исполняющего обязанности Главы администрации Кунашакского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения указанной проверки продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту №ВПЗ-2/2020 Внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности Собрания депутаток Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, установлено: 1. В соответствии со ст.ст. 28,34 Бюджетного кодекса выявлено неэффективное использование денежных средств в сумме 2,803 тыс. рублей; 2. Превышение по фонду оплаты труда в ДД.ММ.ГГГГ составило 1,176. Превышение выявлено в связи с увольнением водителя. 3. Выявлено превышение фонда оплаты труда в сумме 16,589 тыс. рублей, в части выплат премий в соответствии с Положением об оплате труда. 4. В нарушение п. 6.1 Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№, отсутствует подпись Имангулова Ф.С. в расходном кассовом ордере. В соответствии со ст. ст. 28,34 Бюджетного кодекса выявлено неэффективное использование денежных средств в сумме 34,842 тыс. рублей. А именно договора на ремонт гаража, не принадлежащего Собранию депутатов. 6. В нарушение п. 46 Инструкции № Н в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№ не приняты к учету основная стойка ораторская в сумме 4,750 тыс. рублей. 7. Выявлено искажение при заполнении программного продукта при поступлении материальных запасов и оформления авансовых отчетов. Что искажает акты выдачи списания материальных запасов. 8. Заключен договор с АО "НТЦ СТЭК" от ДД.ММ.ГГГГ№ на систему защищенного документооборота СТЭК-ТРАСТ по обмену открытой и конфиденциальной информацией в электронном виде с электронной надписью между абонентами и государственными органами РФ (ПФР, ФНС, Росстат, ФСС и др.) Также ДД.ММ.ГГГГ№ заключен договор с ООО "Альянс" на оказание услуг отправка отчета в ИФНС и ПФР с электронной подписью через систему электронного документооборота "СТЭК-Траст" на сумму 4,570 тыс. рублей. Что приводит к неэффективному использованию денежных средств в сумме 4,570 тыс. рублей, в том случае, когда в учреждении приобретен свой программный продукт для отправки отчетов в органы государственной власти. 9. В нарушение ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О бухгалтерском учете" принимаются документы с исправлениями и (или) с отсутствием оригиналов документов.(копии документов). 10. Путевые листы за февраль, март, август, сентябрь, октябрь 2017 года не заполнены, приняты к учету первичные документы без указания проезда по путевым листам, километража спидометра на начало и на конец дня. Всего списано на сумму 12,195 тыс. рублей 365 литров ДД.ММ.ГГГГ 295 литров на сумму 9,970 тыс. рублей(отсутствуют путевые листы, приложены только чеки), за ДД.ММ.ГГГГ 455 литров на сумму 16,168 тыс. рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 375 литров 13,400 тыс. рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 315 литров на сумму 12,009 тыс. рублей. Итого не обоснованное списание бензина составило 50,342 тыс. рублей. 11. В мае 2017 года путевые листы частично заполнены (отсутствуют даты выезда автомобиля, нумерация путевых листов, подписи механика). Общий пробег в мае 2017 года на начало месяца составляет 31223 по показателям спидометра на конец месяца 34728, итого 3505 кв. По реестру путевого листа километраж составляет 3495 разница 10 км. Израсходовано по факту 363,46 литров, по норме устанавливают 363,21 литров. Выявлено при составлении отчета бухгалтера производятся расчеты с ошибками. 12. Авансы, в нарушение п. 213 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти(государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", подотчетному лицу выдавались без распоряжения Председателя Собрания депутатов.
По результатам проверки даны рекомендации: 1. При составлении распорядительных документов опираться на действующее законодательство Российской Федерации. 2. Для достижения эффективности использования бюджетных средств, а так же достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств(экономии) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, применять конкурентный способ в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".(л.д.26-29)
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по осуществлению контроля за исполнением бюджета муниципального образования, по составлению и утверждению отчета о его исполнении, а также по формированию структуры органов местного самоуправления закреплены за муниципальными образованиями.
Постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля Кунашакского муниципального района по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.(л.д.19-24)
В силу пп.1 п. 7 указанного Порядка, объектами внутреннего муниципального финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств районного бюджета Кунашакского муниципального района, главные администраторы доходов районного бюджета Кунашакского муниципального района, главные администраторы источников финансирования дефицита районного бюджета Кунашакского муниципального района.
Судом не могут быть приняты доводы административного истца о нарушении административными ответчиками порядка проведения проверки в сфере бюджетных правоотношений, а именно издание распоряжения исполняющим обязанности главы администрации Кунашакского муниципального района, а не по его поручению на основании приказа Контрольного управления.
Оспариваемое распоряжение издано на основании статей 15,16,17 Устава Кунашакского муниципального района, устанавливающих статус главы муниципального района, который возглавляет администрацию района, и определяющих полномочия главы муниципального района, как высшего должностного лица муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Впоследствии на основании указанного распоряжения был издан приказ Контрольного управления администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой проверки в сфере бюджетных правоотношений в Собрании депутатов Кунашакского муниципального района.
Доводы административного истца о том, что проведением мероприятий по внутреннему финансовому контролю осуществляется вмешательство в финансовую хозяйственную деятельность Собрания депутатов суд полагает необоснованными.
Исходя из положений ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований является внешний муниципальный финансовый контроль, контрольной деятельностью финансовых органов муниципальных образований является внутренний муниципальный финансовый контроль, учитывая, что Собрание депутатов является главным распорядителем средств бюджета Кунашакского муниципального района, в отношении данного органа местного самоуправления возможно осуществление как внешнего, так и внутреннего муниципального финансового контроля.
В судебном заседании представителями административного истца не оспаривалось о наличии выявленных нарушений бюджетного законодательства, указанных в акте внеплановой проверки.
Так же в судебном заседании установлено, что административными ответчиками не совершались действия по внесению в Собрание депутатов Кунашакского муниципального района предписаний о возмещении ущерба и представлений о нарушении бюджетного законодательства, по результатам проверки даны рекомендации, которые по мнению суда не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При таких установленных обстоятельствах, совокупность условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяющих удовлетворить административный иск отсутствует.
Доводы представителей административного истца о невступлении в законную силу постановления Главы администрации Кунашакского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться основаниям для удовлетворения иска, поскольку, при проведении оспариваемой проверки, были изданы и распоряжение Главы администрации и приказ руководителя Контрольного управления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Собрания депутатов Кунашакского муниципального района к администрации Кунашакского муниципального района, к Контрольному управлению администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р "О проведении внеплановой проверки", об обязании Контрольное управление администрации Кунашакского муниципального района отозвать акт внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании результатов проверки, отраженных в указанном акте, недействительными – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда, путем подачи жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Д.М. Насырова