ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/2022 от 17.02.2022 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

31RS0020-01-2022-000230-95 Дело №2а-641/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2022 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Зайцевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Дерусовой И.А.,

с участием представителя административного истца – ООО «Завод электротехнических изделий» (далее – ООО «Завод ЭлТИ») ФИО1 (доверенность от 07.10.2019 сроком на три года), представителя административного ответчика - департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО2 (доверенность от 19.05.2021 № сроком на один год),

в отсутствие административного ответчика – первого заместителя начальника департамента – начальника управления земельными ресурсами департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, извещенных о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просивших рассмотреть дело без их участия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Завод электротехнических изделий» к первому заместителю начальника департамента – начальнику управления земельными ресурсами департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО3, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Завод ЭлТИ» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, просило признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – Департамент) № от 20 августа 2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

Сослалось на то, что в обоснование оспариваемого отказа Департамент указал на необходимость согласования в управлении архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области схемы раздела земельного участка с кадастровым номером .

17.11.2021 ООО «Завод ЭлТИ» представил административному ответчику ответ Управления архитектуры и градостроительства и 02.12.2021 направил письменный запрос о рассмотрении ранее поданного заявления.

31.12.2022 в адрес административного истца поступил ответ Департамента о том, что заявление и прилагаемый пакет документов не соответствуют требованиям п.2.6.3 Административного регламента.

В судебном заседании представитель административного истца – ООО «Завод ЭлТИ» ФИО1 административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО2 административный иск не признала.

В обоснование возражений сослалась на то, что оставшийся (исходный) после раздела земельный участок площадью 4140 кв.м. свободен от построек, на указанном участке расположена единственная дорога для подъезда к зданиям (другой подъезд отсутствует) и не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка – для обслуживания нежилых зданий. Кроме того, указанный земельный участок имеет изломанные границы и фактически занят внутриплощадочными автомобильными дорогами, используемыми исключительно для подъезда к зданиям, возможность предоставить его в пользование иному лицу отсутствует, что приведет к нерациональному использованию земли.

Все объекты, находящиеся на исходном земельном участке, были переданы в собственность заинтересованного лица ФИО4 являющегося директором ООО «Завод ЭлТИ».

Административным истцом пропущен предусмотренный законом трехмесячный срок для обжалования решения Департамента от 20.08.2021.

Доводы ООО «Завод ЭлТИ» о том, что управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области согласовало схему раздела земельного участка, не обоснованы.

Исследовав обстоятельства по представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, по договору долгосрочной аренды земельного участка от 17.03.2006 , Муниципальное образование «Город Старый Оскол и Старооскольский район Белгородской области», от имени которого действовал Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Старый Оскол и Старооскольского района, во исполнение постановления главы местного самоуправления г. Старый Оскол и Старооскольского района от 23.11.2005 № и от 27.02.2006 № предоставил, а ООО «Завод электротехнических изделий» принял из земель поселений в долгосрочную аренду земельный участок площадью 6410 кв.м. для обслуживания нежилых зданий (производственный цех, сторожка, пристройка к цеху, склад) по адресу: <адрес> сроком с 27.02.2006 по 23.11.2054. Предоставляемый земельный участок ограничен в пользовании на 267 кв.м. (право беспрепятственного проезда автотранспорта ООО «Агропромэнерго» и ООО «Миг-Стар-Трейд»).

Согласно выпискам из ЕГРН от 13.02.2018, от 09.06.2020, от 14.02.2022, от 16.02.2022, ФИО4 с 13.02.2018 является собственником нежилого здания с кадастровым номером , с 09.06.2020 – собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами .

23.11.2020 ООО «Кадастр» составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающая вариант раздела находящегося в пользовании административного истца земельного участка.

В соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «Кадастр» ФИО5, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером образуется один земельный участок: – площадью 2270 кв.м. Исходный земельный участок с кадастровым номером сохраняется с площадью 4140 кв.м. На образуемом земельном участке с кадастровым номером расположены здания с кадастровыми номерами (собственность ФИО4). Местоположение границ земельного участка определено на основании Ситуационной схемы масштаба 1:500, подготовленной ООО «Кадастр» и согласованной управлением архитектуры и градостроительства Старооскольского городского округа Белгородской области.

Согласно дополнительному разъяснению кадастрового инженера ООО «Кадастр» ФИО5, процент застройки образуемого земельного участка , площадью 2270 кв.м. составляет 52%, что соответствует требованиям ПЗЗ Старооскольского городского округа Белгородской области. Доступ к образуемому и сохраненному в исходных границах земельным участкам будет осуществляться непосредственно через земли общего пользования.

Решением Департамента от 25.03.2021 № ФИО4 отказано в предоставлении муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (по заявлению от 02.03.2021) в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен в аренду другому лицу.

Решением Департамента от 20.05.2021 № ООО «Завод ЭлТИ» отказано в предоставлении муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (по заявлению ООО «Завод ЭлТИ», поступившему 20.04.2021) в связи с тем, что образуемые границы земельных участков, отображенные на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствуют границам, согласованным с управлением архитектуры и градостроительства Старооскольского городского округа Белгородской области.

03.06.2021 в Департамент поступило заявление ООО «Завод ЭлТИ» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно информации управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22.06.2021 №, предоставленной на запрос Департамента от 09.06.2021 о соблюдении требований градостроительного регламента при образовании земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером для использования в ходе реализации проекта заявителя и о предельных размерах земельного участка, необходимого для обслуживания объектов недвижимости, расположенных на образуемом земельном участке с учетом градостроительных норм и правил, границы нежилых зданий с кадастровыми номерами не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (без координат границ), в связи с чем определить местоположение вышеуказанных объектов и определить соответствие градостроительного регламента на образуемой территории не представляется возможным.

Решением Департамента от 02.07.2021 ООО «Завод ЭлТИ» отказано в предоставлении муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.9.4 Административного регламента со ссылкой на то, что указанный в заявлении вид разрешенного использования образуемого земельного участка: коммунальное обслуживание, не соответствует требованиям действующего законодательства.

ООО «Завод ЭлТИ» представило в Департамент подписанное директором ФИО4 согласие на передачу земельного участка :ЗУ1, площадью 2270 кв.м. с расположенными на нем зданиями с кадастровыми номерами собственнику вышеуказанных объектов капитального строительства в аренду.

Согласно расписке в получении документов на муниципальную услугу от 22.07.2021, ООО «Завод ЭлТИ» передало в ГАО БО «МФЦ» в Старооскольском городском округе документы для предоставления муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Департамента, за подписью первого заместителя начальника департамента – начальника управления земельными ресурсами департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 20.08.2021 №, на основании ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в оказании муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ООО «Завод ЭлТИ» отказано и рекомендовано обратиться в управление архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с целью определения границ возможного раздела земельного участка в соответствии с градостроительными нормами и техническими регламентами. В обоснование принятого решения указано на то, что приложенная к заявлению об оказании муниципальной услуги схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории препятствует рациональному использованию земли и не отвечает требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В приложенном к заявлению пакете документов отсутствует обоснование площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости в результате раздела арендуемого земельного участка, а также соблюдения градостроительных норм и регламентов при проведении кадастровых работ.

Аналогичный ответ администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области 15.10.2021 был направлен на обращение ФИО4 от 07.09.2021.

Управление архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в информации от 16.11.2021 №, направленной в адрес ООО «Завод ЭлТИ», сообщило о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером при условии соблюдения градостроительных регламентов. Дополнительно указало на то, что, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером расположены нежилые здания с кадастровыми номерами , , границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. При реконструкции вышеперечисленных нежилых зданий необходимо обратиться в УАиГ с заявлением по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Старооскольского городского округа».

02.12.2021 административный истец обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на вышеуказанный ответ Управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в информации от 16.11.2021 №, который и был приложен к заявлению.

Согласно ответу Департамента от 30.12.2021 №, вышеуказанное заявление было оставлено без рассмотрения и без удовлетворения со ссылкой на п.2.6.3 Административного регламента, поскольку заявителем не представлен документ, удостоверяющий личность заявителя и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указано, что по результатам ранее поданного заявления об оказании муниципальной услуги, связанной с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выдано решение об отказе в оказании муниципальной услуги от 20.08.2021 №.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч.3 ст.552 Гражданского кодекса Российской Федерации, продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ч.1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что, согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (п.13).

При рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка (п.14).

В соответствии с п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

Переход такого права при отчуждении одного или нескольких объектов недвижимости из принадлежащего продавцу множества таких объектов означает возникновение множественности лиц в правоотношении, которым связан продавец таких объектов с собственником земельного участка.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч.1).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч.2).

В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно ГОСТу 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84. Земли. Термины и определения.), рациональное использование земель — обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.

Статьей 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Согласно положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п.5).

образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в числе прочего, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2.6.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации Старооскольского городского округа от 09.08.2018 N 1554 (далее – Административный регламент), при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории заявитель предоставляет следующие документы:

а) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение 5 к настоящему административному регламенту);

б) документ, удостоверяющий личность;

в) копии документов, удостоверяющих права (полномочия) представителя заявителя;

г) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

д) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, в случае раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования (если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Согласно пп. «в» п.2.9.4 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с информацией от 16.02.2022 №, представленной Управлением архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на запрос Департамента, при условии соблюдения градостроительных регламентов раздел земельного участка с кадастровым номером , возможен. 15.02.2022 при выездном обследовании территории подлежащей разделу, выявлены недочеты в документах, представленных на согласование в УАиГ. А именно, на топографической съемке показано одноэтажное кирпичное нежилое здание, что не соответствует действительности. Земельный участок с кадастровым номером огорожен по периметру бетонным и металлическим забором, доступ на земельный участок осуществляется через единственный проезд, который ограничен автоматизированным шлагбаумом. Границы находящихся в собственности ФИО4 нежилых зданий с кадастровыми номерами не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (без координат границ), в связи с чем сопоставить местоположение вышеуказанных объектов недвижимости с объектами, показанными на съемке, не представляется возможным. После выездного обследования и получения сведений с единого государственного реестра недвижимости на смежные земельные участки установлено, что границы раздела земельного участка с кадастровым номером необходимо пересмотреть, учитывая сложившийся порядок использования данного участка и дорогу общего пользования, расположенную на испрашиваемой территории. В результате выездного обследования кадастровым инженером ФИО6 подготовлен другой вариант раздела.

К вышеуказанному сообщению приложен акт осмотра земельного участка от 15.02.2022, фототаблица и схема размещения земельного участка.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных доказательств и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, доводы представителя административного ответчика о том, что оставшийся (исходный) после раздела земельный участок площадью 4140 кв.м. свободен от построек, на нем расположена единственная дорога для подъезда к зданиям, что не соответствует виду его разрешенного использования – для обслуживания нежилых зданий, заслуживают внимания.

В силу ч.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

Рациональное использование земли предполагает, в числе прочего, наличие возможности обеспечить передачу земельного участка в измененных границах в аренду пользователю земли и получение платы за его использование.

Принимая во внимание тот факт, что оставшийся после раздела земельный участок, как следует из представленных в суд доказательств, останется свободным от построек и в то же время в совокупности с иными объектами недвижимости, расположенными в его границах, составляет единый производственный комплекс, суд признает также обоснованными ссылки представителя административного ответчика на то, что вследствие изломанной конфигурации и месторасположения указанного земельного участка, используемого исключительно для подъезда к зданиям, возможность предоставить его в пользование иному лицу будет отсутствовать, что приведет к нерациональному использованию земли.

Кроме того, суд учитывает также то, что все объекты недвижимости, находившиеся на исходном земельном участке переданы в собственность ФИО4, являющегося директором ООО «Завод ЭлТИ» и иные объекты недвижимости на указанном земельном участке отсутствуют.

Ссылки административного истца в обоснование заявленных требований на согласование схемы земельного участка управлением архитектуры и градостроительства, не обоснованы.

Как установлено судом из исследованных доказательств и подтверждается пояснениями допрошенной судом в качестве специалиста ФИО7, занимающей должность начальника отдела генплана и информационного обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации Староооскольского городского округа, ответ Управления архитектуры и градостроительства от 16.11.2021 №, на который ссылается административный истец, не является актом согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не требует предварительного согласования указанной схемы и Административный регламент.

ООО «Завод ЭлТИ» в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги Департаментом отказано на основании п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что предложенная схема расположения участка на кадастровом плане территории препятствует рациональному использованию земли и не отвечает требованиям ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в связи с отсутствием обоснования площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости в результате раздела арендуемого земельного участка, соблюдения градостроительных норм и регламентов при проведении кадастровых работ.

Рекомендация по обращению в управление архитектуры и градостроительства связана с необходимостью устранения вышеперечисленных нарушений, а не с необходимостью осуществления некоего акта согласования схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

При таких обстоятельствах заявленные ООО «Завод ЭлТИ» требования суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

В суд с рассматриваемым административным иском ООО «Завод ЭлТИ» обратилось 17.01.2022, то есть спустя более четырех месяцев после получения оспариваемого ответа.

Доводы представителя административного истца о том, что основания для обжалования решения Департамента от 20.08.2021 у ООО «Завод ЭлТИ» возникли после получения ответа управления архитектуры и градостроительства от 16.11.2021 №, не обоснованы и уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд служить не могут.

При таких обстоятельствах, пропуск административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемым иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из представленных в суд доказательств, в частности, распоряжения начальника Департамента ФИО8 от 05.04.2018 №, оспариваемое решение подписано уполномоченным лицом - первым заместителем начальника департамента – начальником управления земельными ресурсами департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО3, которому делегированы соответствующие полномочия, мотивировано, основано на норме закона.

Таким образом, основания для признания его незаконным, у суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Завод электротехнических изделий» к первому заместителю начальника департамента – начальнику управления земельными ресурсами департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО3, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд.

Судья Ю.М. Зайцева

Решение11.03.2022