ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-642/2022 от 15.06.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года г.Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре Орловой Н.Н.,

с участием представителя административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области по доверенности помощника Киреевского межрайонного прокурора Черкасовой А.В.,

представителя административного ответчика администрации МО Богучаровское Киреевского района в лице главы администрации МО Богучаровское Киреевского района Жерздева Е.В.,

представителя административного ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности Воронкиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-642/22 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию маневренного жилого фонда,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию маневренного жилого фонда, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о местном самоуправлении, жилищного законодательства в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района. Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО Богучаровское Киреевского района и администрацией МО Киреевский район не исполняются полномочия по созданию специализированного жилищного фонда, в том числе жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района. Между муниципальным образованием Киреевский район и муниципальным образованием Богучаровское Киреевского района 25.12.2020 г. заключено Соглашение № 1, в силу которого муниципальному образованию Богучаровское Киреевского района на 2021-2023 годы муниципальным районом переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с условиями Соглашения полномочия считаются переданными со дня получения поселением финансовых средств, необходимых для их осуществления; администрация МО Киреевский район обеспечивает перечисление администрации МО Богучаровское Киреевского района финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Киреевский район, предназначенных для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий. Проверка показала, что специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района в целях соблюдения жилищных прав граждан до настоящего времени не создан, денежные средства, необходимые для его создания муниципальным образованием Богучаровское Киреевского района в муниципальном образовании Киреевский район не запрашивались и поселению в виде трансфертов не выделялись. В связи с изложенным, граждане, которые могут нуждаться в предоставлении жилых помещений маневренного фонда, в связи с отсутствием у них пригодного для проживания жилого помещения, вынуждены будут самостоятельно реализовывать свое право на проживание в благоустроенном жилом помещении, а органы местного самоуправления, тем самым, самоустранились от исполнения полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище. Об отсутствии в поселении жилых помещений маневренного фонда указывалось в представлении Киреевской межрайпрокуратуры главе администрации МО Богучаровское Киреевского района от 01.02.2021 г. Однако нарушения не устранены до настоящего времени. Таким образом, бездействием администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район нарушаются права неопределенного круга лиц, которые могут остаться без пригодного жилого помещения в силу обстоятельств, перечисленных в ст.95 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, с учетом уточнения административных исковых требований, просит признать незаконным бездействие администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по созданию специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района; обязать администрацию МО Богучаровское Киреевского района, администрацию МО Киреевский район в срок до 01.06.2024 года создать специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района.

В судебном заседании представитель административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области по доверенности помощник Киреевского межрайонного прокурора Черкасова А.В. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Богучаровское Киреевского района в лице главы администрации МО Богучаровское Киреевского района Жерздева Е.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Указал, что маневренный фонд создан в муниципальном образовании Киреевский район и при необходимости жилые помещения, входящие в его состав, будут предоставлены нуждающимся.

Согласно представленным письменным возражениям на административное исковое заявление, представитель администрации МО Богучаровское Киреевского района просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, считая их незаконными и необоснованными. Указывает, что согласно Уставу муниципального образования Богучаровское Киреевского района, к полномочиям муниципального образования не отнесены вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля. Обращаясь в суд с административными исковыми требованиями, прокурор руководствовался положениями ст.ст.92, 95 ЖК РФ. Данные нормы права носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения (в том числе на обязанность создания маневренного фонда, на невозможность обеспечения обозначенной категории лиц жилыми помещениями в ином порядке, иными средствами). Положения жилищного законодательства не содержат прямого указания о возложении на органы местного самоуправления обязанности к созданию маневренного фонда, при этом, расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и иного любого вопроса местного значения, закрепленного в ст.ст.14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недопустимо. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Вопросами местного значения муниципального района являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Жилищным кодексом РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма, жилое помещение по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по договорам коммерческого найма. Отмечает, что на момент проведения проверки в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района отсутствовала категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд. Доказательств того, что бездействием органа местного самоуправления нарушены права неопределенного круга лиц административным истцом не представлено, а факт отсутствия жилого маневренного фонда сам по себе не нарушает прав граждан, поскольку указания об обязанности органа местного самоуправления на создание маневренного жилищного фонда действующее законодательство не содержит.

Представитель административного ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности Воронкина Л.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Указала, что в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района отсутствует муниципальный жилой фонд. В муниципальном образовании Киреевский район создан маневренный жилой фонд. В настоящее время в списке жилых помещений, включенных в маневренный жилой фонд, значатся две свободные комнаты в общежитиях, в удовлетворительном состоянии, жилыми площадями 20 и 21 кв.м. Эти жилые помещения могут быть предоставлены для проживания.

Согласно представленным письменным возражениям на административное исковое заявление, представитель администрации МО Киреевский район просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, считая их незаконными и необоснованными. Указывает, что в административном исковом заявлении не содержится обоснования того, что те действия, невыполнение которых оспаривается, административные ответчики обязаны выполнить в силу действующего законодательства, но не выполнили. Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖК РФ не указывают на обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилого фонда. Не выявлена потребность конкретных граждан в наличии маневренного фонда. Права неопределенного круга лиц в данном случае не нарушены. Причинно-следственная связь между деянием административных ответчиков и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует. Расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения вопросов местного значения, недопустимо. Административным истцом ошибочно сделан вывод о том, что к вопросам органа местного самоуправления относится создание маневренного фонда. Не установлено, какому нормативному правовому акту противоречит бездействие административных ответчиков. В случае удовлетворения заявленных требований будет нарушено право органа местного самоуправления на самостоятельное осуществление местного самоуправления. Кроме того, создание маневренного фонда в сельском поселении, с учетом незначительного количества аварийного жилья, а также невысокой численностью населения, будет являться нерациональным использованием свободных жилых помещений. Более того, в случае возникшей необходимости возможно использование маневренного жилищного фонда муниципального образования Киреевский район для целей обеспечения жильем граждан, проживающих на территории сельского поселения Богучаровское Киреевского района. Полномочия по обеспечению проживающих в поселении в жилых помещениях граждан, предусмотренные п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», переданы муниципальному образованию Богучаровское Киреевского района на основании Соглашения № 1 от 25.12.2020 г. Передача полномочий произведена в интересах социально-экономического развития муниципального района и с учетом возможности эффективного их осуществления органами местного самоуправления.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно содержанию ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Под специализированным жилищным фондом понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании ст.95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1.) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

На основании п.4 Правил, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с п.7 Правил, маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Согласно п.12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В силу п.13 Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; в) технический паспорт жилого помещения; г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

На основании п.3,6,8,9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из приведенных правовых норм, вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.

Судом установлено, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о местном самоуправлении, жилищного законодательства в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района.

Проведенной проверкой установлено, что на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района не имеется жилых помещений специализированного (маневренного) фонда. Администрацией МО Богучаровское Киреевского района и администрацией МО Киреевский район не исполняются полномочия по созданию специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района.

Административный истец указывает, что в подобной ситуации граждане, которые могут нуждаться в предоставлении жилых помещений маневренного фонда, в связи с отсутствием у них пригодного для проживания жилого помещения, вынуждены будут самостоятельно реализовывать свое право на проживание в благоустроенном жилом помещении, а органы местного самоуправления, тем самым, самоустранились от исполнения полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище.

Судом установлено, что 25.12.2020 г. между главой администрации муниципального образования Киреевский район (сторона 1) и главой администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района (сторона 2) заключено Соглашение между муниципальным образованием Киреевский район и муниципальным образованием Богучаровское Киреевского района о передаче осуществления части полномочий на 2021-2023 годы, в силу которого сторона 1 передает, а сторона 2 принимает к исполнению полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании п.1.2. Соглашения, передача полномочий производится в интересах социально-экономического развития муниципального района и с учетом возможности эффективного их осуществления органами местного самоуправления поселения.

На основании п.1.3. Соглашения, для осуществления полномочий муниципальный район из своего бюджета представляет бюджету поселения межбюджетные трансферты в порядке, определяемом настоящим Соглашением.

В силу п.1.4. Соглашения, полномочия считаются переданными со дня получения поселением финансовых средств, необходимых для их осуществления.

В силу п.2.1. Соглашения, сторона 1: - обеспечивает перечисление администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Киреевский район, предназначенных для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий, в размере и порядке, установленном настоящим Соглашением; - обеспечивает передачу администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района в безвозмездное пользование имущества, необходимого для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий не позднее 30 дней после заключения Соглашения; - осуществляет контроль за исполнением переданных полномочий, а также за целевым использованием финансовых средств, предоставленных на эти цели; - в случае выявления нарушений при осуществлении переданных полномочий вправе выдавать письменные предложения по их устранению; - вправе запрашивать у стороны 2 документы, отчеты и иную информацию, связанную с исполнением переданных полномочий.

В силу п.2.2. Соглашения, сторона 2: - обеспечивает осуществление переданных ему стороной 1 полномочий в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств; - обеспечивает осуществление переданных ему стороной 1 полномочий в соответствии с настоящим Соглашением финансовых средств и имущества по целевому назначению; - не позднее чем в месячный срок обеспечивает рассмотрение представленных стороной 1 предложений об устранении выявленных нарушений и принимает меры по их устранению, о чем незамедлительно сообщает стороне 1; - представляет стороне 1 согласно утвержденному графику ежемесячную, ежеквартальную и годовую отчетность об использовании финансовых средств, переданных для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий; - в случае невозможности надлежащего исполнения переданных полномочий сторона 2 не позднее 20-ти дней после возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению переданных полномочий, сообщает об этом в письменной форме стороне 1. Сторона 1 рассматривает такое сообщение в течение 10-ти дней со дня его поступления.

Согласно п.3.1., п.3.2. Соглашения, ежегодный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района для осуществления полномочий, предусмотренных Соглашением, определяется исходя из предоставленных расчетов, подтверждающих расходование средств на осуществление переданных полномочий. Объем межбюджетных трансфертов утверждается решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район о бюджете муниципального образования Киреевский район на предстоящий год и плановый период. Межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района в бюджеты поселений перечисляются на основании заявок, предоставленных поселениями с приложением документов, подтверждающих факт выполнения работ, закупок товаров и услуг в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

На основании п.5.1., п.5.2. Соглашения, настоящее Соглашение вступает в силу с 01.01.2021 г. и действует до 31.12.2023 г. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно: - по соглашению сторон; - в одностороннем порядке в случае: изменения действующего законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Тульской области; неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств в соответствии с настоящим Соглашением; путем подачи соответствующего заявления одной из сторон в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.6.2. Соглашения, внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений.

Указанное Соглашение от 25.12.2020 г. не расторгнуто, не прекращено, недействительным не признано.

11.01.2021 г. между главой администрации муниципального образования Киреевский район (сторона 1) и главой администрации муниципального образования Богучаровское Киреевского района (сторона 2) заключено Дополнительное Соглашение к Соглашение от 25.12.2020 г. между муниципальным образованием Киреевский район и муниципальным образованием Богучаровское Киреевского района о передаче осуществления части полномочий на 2021-2023 годы, в силу которого в связи с изменением реквизитов п.7 Соглашения «Реквизиты и подписи сторон» изложен в новой редакции.

Иных изменений и дополнений в Соглашение от 25.12.2020 г. в ходе рассмотрения дела не установлено, сторонами о наличии таковых изменений и дополнений не заявлено.

Факт заключения Соглашения от 25.12.2020 г. о передаче сельскому поселению полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищных отношений не свидетельствует об изменении установленной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района и сельского поселения.

Передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельскому поселению является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельскому поселению, а последнее реализует такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

При этом названное соглашение не освобождает администрацию МО Киреевский район от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере жилищных отношений, отнесенных ч.3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенным соглашением по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.

Как установлено судом, об отсутствии на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района жилых помещений маневренного фонда указывалось в представлении Киреевской межрайонной прокуратуры главе администрации МО Богучаровское Киреевского района от 01.02.2021 г. об устранении нарушений закона, связанных с непринятием мер по созданию маневренного фонда.

В письме от 01.03.2021 г. администрации МО Богучаровское Киреевского района сообщено о рассмотрении данного представления. Со ссылкой на Соглашение от 25.12.2020 г. указано, что по состоянию на 01.03.2021 г. межбюджетные трансферты на осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в бюджет муниципального образования Богучаровское Киреевского района не поступали. Отмечено, что в бюджете муниципального образования Богучаровское Киреевского района денежные средства на 2021 г. на приобретение квартир для маневренного фонда не предусмотрены. Сообщено, что на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района муниципальный жилой фонд отсутствует. По результатам рассмотрения представления главе администрации МО Богучаровское Киреевского района объявлено замечание.

Согласно письму от 21.04.2022 г. администрации МО Богучаровское Киреевского района, в собственности муниципального образования Богучаровское Киреевского района отсутствуют муниципальные квартиры, в связи с чем, специализированный жилищный фонд отсутствует. Администрацией МО Богучаровское Киреевского района во исполнение представления от 01.02.2021 г. были направлены письма в администрацию МО Киреевский район с целью выделения денежных средств для создания специализированного жилищного фонда. В ответе администрации МО Киреевский район указано о невозможности выделения денежных средств в связи с дефицитом бюджета. При формировании бюджета на 2022 г. и плановый период 2023-2024 г.г. администрацией МО Богучаровское Киреевского района было внесено предложение в Собрание депутатов МО Богучаровское Киреевского района о выделении денежных средств, необходимых для приобретения муниципальных квартир и создания специализированного жилищного фонда. Однако, в связи с тем, что собственные доходы муниципального образования Богучаровское Киреевского района на 2022 г. запланированы в объеме 3,4 млн.руб. и дефицит бюджета составляет более 20%, в выделении денежных средств было отказано.

Согласно письму от 14.06.2022 г. администрации МО Богучаровское Киреевского района, по состоянию на 01.01.2021 г. по настоящее время в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района муниципальный жилищный фонд отсутствует. Перечисленные в ст.95 ЖК РФ граждане, которые могут претендовать на предоставление во временное пользование жилых помещений маневренного фонда, проживающие на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района, отсутствуют.

Согласно справке о переданных межбюджетных трансфертах, подготовленной администрацией МО Богучаровское Киреевского района, денежных средств из бюджета муниципального образования Киреевский район в бюджет муниципального образования Богучаровское Киреевского района на осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, не поступало.

До настоящего времени административными ответчиками не предприняты меры, направленные на создание специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района.

Доводы административных ответчиков об отсутствии потребности в маневренном жилищном фонде, отсутствии доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания маневренного жилищного фонда, являются несостоятельными, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанного поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, проживающих в данном населенном пункте, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст.95 Жилищного кодекса РФ, они остаются без жилья.

Наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье.

Обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, как правило, осуществляется в условиях возникновения такой жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки. В связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда.

При этом, следует отметить, что принцип самостоятельности органа местного самоуправления не нарушается, поскольку количество и характеристики таких жилых помещений определяются по его усмотрению.

Вместе с тем, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст.40 Конституции РФ право граждан на жилище.

Довод административных ответчиков о том, что нормы законодательства не обязывают органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочий органа местного самоуправления недопустимо, является несостоятельным.

Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. Именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании специализированного маневренного жилого фонда.

Довод административных ответчиков о наличии предусмотренных действующим законодательством иных способов соблюдения жилищных прав граждан, в том числе путем предоставления в пользование другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору коммерческого найма, не может быть принят во внимание, поскольку возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по указанным основаниям не исключает наличие обязанности иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст.95 Жилищного кодекса РФ.

Также административные ответчики ссылаются на отсутствие в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района муниципального жилого фонда.

Вместе с тем, данные обстоятельства не лишают возможности сформировать маневренный фонд не только за счет жилых помещений муниципального жилищного фонда, но и путем строительства жилых помещений или приобретения жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Кроме того, административные ответчики ссылаются на возможное использование в случае возникшей необходимости маневренного жилищного фонда муниципального образования Киреевский район для целей обеспечения жильем граждан, проживающих на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района.

Действительно, распоряжением администрации МО Киреевский район от 31.08.2015 г. «О признании жилых помещений маневренным фондом муниципального образования Киреевский район», определен список жилых помещений (Приложение к распоряжению) для включения в маневренный жилой фонд в муниципальном образовании Киреевский район, предназначенных для временного проживания.

Однако, данный документ не предусматривает возможность размещения в маневренном фонде муниципального образования Киреевский район граждан, проживающих на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района.

Доказательств возможности использования маневренного жилищного фонда муниципального образования Киреевский район для целей обеспечения жильем граждан, проживающих на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района, суду не представлено.

Более того, наличие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Киреевский район не снимает обязанности по созданию такого фонда на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района.

Таким образом, доводы административных ответчиков, приведенные в обоснование возражений относительно административных исковых требований не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются письменными материалами дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, иной оценке представленных доказательств, а потому не могут быть приняты судом во внимание.

Принимая во внимание изложенное, бездействие администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Богучаровское Киреевского района маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию маневренного жилого фонда - обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию маневренного жилого фонда - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Богучаровское Киреевского района, администрации МО Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по созданию специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района.

Обязать администрацию МО Богучаровское Киреевского района, администрацию МО Киреевский район в срок до 01.06.2024 года создать специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда в муниципальном образовании Богучаровское Киреевского района.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий