ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6436/2016 от 06.10.2016 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

6 октября 2016 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Музыканкиной Ю.А.,

при секретаре Горячевой Т.С.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к комитету по управлению имуществом города Саратова, ФГБУ «ФКП Росреестр», заинтересованное лицо - комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

административный истец обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что истец является собственником ? доли жилого дома с сараем наружными сооружениями, расположенных по адресу: Большая Казачья 96. Данная доля перешла истцу по наследству. При регистрации в БТИ 14 ноября 2005 года истцу была выдана справка для предоставления в земельный комитет для оформления земельного участка в собственность, на котором находятся дом с сараем и наружными сооружениями. Земельная кадастровая плата по Саратовской области изготовила кадастровый план земельного участка, который был согласован комитетом по архитектуре и градостроительству разрешенный вид использования – под индивидуальную застройку. Проектный план земельного участка занимаемого жилым домом с сараем был утвержден председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Распоряжением было отказа в предоставлении права собственности на земельный участок, поскольку дом находится на неделимом земельном участке, принадлежащим нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного участка в общую долевую собственность. Для приобретения этого права граждане совместно обращаются в орган государственной власти с заявлением. Далее истцу было отказано в предоставлении права собственности на данный земельный участок поскольку испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц в соответствии с постановлением администрации г. Саратова. Вид разрешенного использования данного земельного участка - под проектирование пристройки к существующему зданию. В графе особые отметки: кадастровую стоимость определить невозможно так как согласно методическим указаниям у данного земельного участка разрешенный вид использования не относится ни к одной группе разрешенного использования. 7 сентября 2010 года истец получила свидетельство о собственности на земельный участок. Распоряжением комитета по имуществу Саратовской области от 28 декабря 2012 года утверждена оценка земли. В соответствии с результатами оценки, кадастровая стоимость земельного участка по 5 группе размешенного использования - под торговлю. Оценку проводило БТИ. Просит изменить вид разрешенного использования земельного участка - под индивидуальную жилую застройку.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила обязать комитет по имуществу г. Саратова изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:030457:35 под индивидуальную жилую застройку, обязать ФГБУ «ФКП Росреестр» по Саратовской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

В судебное заседание административный истец поддержала требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причину неявки суду не сообщили. Согласно ранее представленным возражениям комитета по управлению имуществом города Саратова, рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1- зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки. Согласно кадастрового паспорта спорного земельного участка в настоящее время для него установлен вид разрешенного использования «для проектирования пристройки к существующему зданию», в то время как доказательства, подтверждающих внесение изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка в сведения государственного кадастра недвижимости истцом в материалы дела не представлены, в связи с чем просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц - комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд с учетом мнения участника процесса, определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации презюмируется право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Согласно указанной норме установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц. наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности, вид права: общая долевая собственность, доля в праве ?, объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования пристройки к существующему зданию, площадь 247 кв.м., адрес объекта: <...>, номер: 64:48:030457:35.

Из письма ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области усматривается, что документы по земельному участку с кадастровым номером 64:48:030457:35 проанализированы на наличие технической ошибки и установлено отсутствие противоречий в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и документах, на основании которых эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости. Для изменения разрешенного вид использования земельного участка необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений разрешенного вида использования земельного участка, согласно п. 3 ст.ст. 20,22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с приложением копии решения органа местного самоуправления об изменении разрешенного вида использования.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Решением Саратовской городской Думы № 27-280 от 29.04.2010 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Согласно указанного нормативного правового документа, спорный земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).

Однако данная норма права должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные, так и гражданские правоотношения.

Приняв на себя права и обязанности, истец как собственник, выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, тем самым, реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Собственник земельного участка при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного его использования связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра » является государственной некоммерческой организацией, наделенной полномочиями органа кадастрового учета в соответствии с частью 3 стать 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и осуществляет свою деятельность в соответствии с указанным Законом о кадастре, иными нормативно-правовыми актами, изданными в развитие указанного закона, уставом Учреждения. Учреждение осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.

Статья 1 Закона о кадастре предусматривает, что Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Часть 5 статьи 4 Закона о кадастре предусматривает, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, т.е. кадастровый учет осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра » не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку документов, представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет, присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости, формирование кадастровых дел и предоставление сведений об объектах недвижимости по запросам.

Сведения о виде разрешенного использования, а также иные сведения об объектах недвижимости вносятся в Государственный кадастр недвижимости только на основании предоставленных документов заявителем или в порядке информационного взаимодействия, поскольку в компетенцию ФГБУ « ФКП Росреестра » не входят полномочия самостоятельно устанавливать вид разрешенного использования земельных участков.

Требования к документам, необходимым для осуществления кадастрового учета, а также порядку их получения, а в настоящем случае, документов, устанавливающих вид разрешенного использования земельного участка, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами.

Так, порядок установления вида разрешенного использования земельного участка предусмотрен Градостроительным кодексом РФ.

Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В случае, если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка и копия фрагмента правил землепользования и застройки, если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N618, Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 71.

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 8 февраля 2011 г. N Д23-464 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", в декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

В судебном заседании установлено, что истец с соответствующим заявлением и декларацией не обращался.

В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным. приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 г. № 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Исковые требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для иных целей.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельство: незаконности действий (бездействий) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав административного истца.

Суд, как указано выше, пришел к выводу о том, что нарушения норм права, а также прав и законных интересов административного истца не установлено, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что в основаниях отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:030457:35– нарушений не установлено, суд не усматривает также оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании принятия решения об изменении вида разрешенного использования.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к комитету по управлению имуществом города Саратова, ФГБУ «ФКП Росреестр», заинтересованное лицо - комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» об изменении вида разрешенного использования земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья Ю.А. Музыканкина