дело №2а-643/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г.Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области под председательством судьи Гетмановой Ж.В.,
при секретаре Субоновой М.В.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Администрации Семикаракорского городского поселения Ростовской области ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Семикаракорского района Ростовской области, Администрации Семикаракорского городского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействия по непринятии мер по организации устройства подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №№, принадлежащих ФИО1, обязании организовать устройство подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Семикаракорского района Ростовской области, Администрации Семикаракорского городского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействия по непринятии мер по организации устройства подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1, обязании организовать устройство подъездных путей к указанным земельным участкам.
В обосновании административного иска указано, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми №, №, которые были приобретены на аукционе, проведенном 5 апреля 2013г. Администрацией Семикаракорского района. Земельные участки имеют разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. На момент приобретения земельных участков и строительстве, истец пользовался накатанным грунтовым подъездом к своим участкам через пустырь, других подъездных путей для использования земельных участков не имелось и не имеется. При межевании соседнего земельного участка в 2014г. для размещения многоквартирного жилого дома, указанный подъездной путь был включен в границы этого участка, и при межевании были допущены нарушения требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. 4.1 Градостроительного кодекса РФ, п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройств при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». До марта 2015г. распоряжение земельными участками на территории Семикаракорского района осуществляла администрация района. Истец неоднократно обращался к административным ответчикам, однако, никаких мер по организации устройства подъездных путей к земельным участкам принято не было. В силу закона обязанность по организации подъездных путей возлагается на орган местного самоуправления, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Административный истец с учетом уточнений от 19 сентября 2019г., просит суд признать незаконным бездействие Администрации Семикаракорского района и Администрации Семикакорского городского поселения по непринятию мер по организации устройства подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1, обязании организовать устройство подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1
В судебном заседание административный истец ФИО1 административный иск поддержал.
Представитель истца ФИО2 поддержал административный иск, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим иском, ссылаясь на обращение в различные инстанции.
Представитель Администрации Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание не прибыл, обратился с заявлением о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском.
Представитель Администрации Семикаракорского городского поселения ФИО3 административный иск не признал, заявил о пропуске обращения в суд. В письменных возражениях сослался на то, что до марта 2015г. распоряжение земельными участками на территории городского поселения осуществляла администрация района, денежные средства от продажи указанных земельных участков, приобретенных на аукционе, получены администрацией района. Мероприятия по межеванию земельных участков проведены без согласования с администрацией городского поселения. Проект планировки на микрорайон, в которую входят земельные участки истца, не разработан, документов, предусматривающих строительство дороги, не существует. В зоне застройки отсутствует свободная территория, все земельные участки находятся в частной собственности. Административный истец на протяжении 5 лет знал, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, но не заявлял административный иск. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основаниям для отказа в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО5 оставил поставленный вопрос на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не прибыл, сведения о его надлежащем уведомлении имеются.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми №, №, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании договоров купли-продажи земельных участков № от 8 апреля 2013г., актов приема-передачи от 10 апреля 2013г. Указанные земельные участки приобретены по результатам аукциона проведенного администрацией Семикаракорского района. Указанные земельные участки постановлены на кадастровый учет 19 ноября 2012г.
Согласно сообщению главы администрации Семикаракорского городского поселения от 18 сентября 2019г. были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет до 1 марта 2015г. Администрацией Семикаракорского района в рамках своих полномочий. Свободной территории для устройства подъездных путем к земельным участкам с кадастровыми №, № не имеется.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 указанного Закона).
На основании п. 1 ст. 16 указанного закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Градостроительным Кодексом РФ установлен порядок осуществления строительства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).
Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 48 данного кодекса определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.20013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с Уставом муниципального образования Семикаракорского городского поселения администрация Семикаракорского городского поселения городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Семикаракорское городское поселение», наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами (ст.28).
Согласно ст. 2 ч.1 п.5 Устава муниципального образования Семикаракорского городского поселения к вопросам местного значения Семикаракорского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов Семикаракорского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Семикаракорского городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что организация дорожной деятельности (строительство, ремонт, содержание), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, улицах в границах населенного пункта на момент рассмотрения дела относится к полномочиям Семикаракорского городского поселения, как органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах Администрация Семикаракорского района является ненадлежащим ответчиком.
Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2019г. в удовлетворении исковых требований ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, третьи лица ФИО1, ООО «Ростовская Тепло энергетическая компания», ФИО15 к Администрации Семикаракорского района, Администрации Семикаракорского городского поселения, ФИО6, ФИО5, об обязывании установить постоянный ( бессрочный) публичный сервитут для обеспечения подъезда, прохода к принадлежащему участку, расположенному по <адрес>, отказано. Решение вступило в законную силу.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указанным решением установлено, что земельные участки с кадастровыми №, №, №,
№, №, №№, №, №, №, №, №, №, №, № расположены в одну линию, являющиеся смежными между собой, граничат с участками № и №. Вдоль линии фасадов участков отсутствует обустроенный проезд с твердым покрытием, имеется неровный рельеф местности, следы дикой поросли и наличие дикорастущих кустарников и деревьев с преобладанием преимущественно с восточной стороны участков (со стороны <адрес>); отсутствует сформированная улично-дорожная сеть во взаимной увязке с существующими улицами и дорогами, обеспечивающая проход и проезд к земельным участкам. При этом отсутствует техническая возможность использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости без установления сервитута. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом споре необходимость установления публичного сервитута обусловлена личными интересами истцов, которые подлежат защите с использованием норм о частном сервитуте, в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения иска об установлении постоянного (бессрочного) публичного сервитута.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что Администрация Семикаракорского городского поселения, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете на эти цели. Как муниципальный нормативный акт, бюджет муниципального образования, принимается законодательным органом. Действия ответчика в области дорожной деятельности в пределах городского поселения (проектирование и строительство дороги) можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация указанные работы не выполнила.
Между тем, как пояснял представитель администрации Семикаракорского городского поселения ФИО3, денежные средства на эти цели не предусмотрены, не предусмотрена и не утверждена и программа о строительстве дорог к указанным земельным участкам.
Пунктом 1 статьи 46 Кодекса определено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В судебном заседание заявитель не ссылался на обращение в администрацию о подготовке проекта планировки территории, на которой расположены приобретенные им земельные участки.
Обязание Администрации Семикаракорского городского поселения об организации устройства подъездных путей к земельным участкам, как это заявлено в административном иске является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Выполнение администрацией городского поселения своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по строительству автодорог к земельным участкам, принадлежащим истцу приведет к нарушению требований ст. ст. 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что свободной территории для устройства подъездных путей к земельным участкам не имеется, понуждение администрации организовать устройство подъездных путей, до разрешения вопроса об установлении частного сервитута, не возможно и не исполнимо.
Кроме того, в материалы дела представлено заявление ФИО1 на имя главы Администрации Семикаракорского района, Администрации Семикаракорского городского поселения от 22 января 2015г. по вопросу строительства подъездной дороги
Согласно ответу от 5 февраля 2015г. первого заместителя Главы Администрации Семикаракорского района о том, что дорога по <адрес> находится в черте г.Семикаракорска, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения Семикаракорского городского поселения.
Из отзыва представителя Администрации района от 13 сентября 2019г. следует, что ФИО1 обращался в Администрацию района по указанным вопросам 26 апреля 2013г и 22 января 2015г., но что ему были даны ответы 23 мая 2013г. и 5 февраля 2015г.
В материалы дела также приложены заявления, адресованные главам Администрации Семикаракорского района и Семикаракорского городского поселения датированные 5 августа 2017г., 16 марта 2018г.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, однако объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд также не представлено.
Учитывая, что административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 20 августа 2019г., при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Семикаракорского района Ростовской области, Администрации Семикаракорского городского поселения по непринятии мер по организации устройства подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1, обязании Администрации Семикаракорского района Ростовской области, Администрации Семикаракорского городского поселения Ростовской области организовать устройство подъездных путей к земельным участкам с кадастровыми №, №, принадлежащих ФИО1
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2019г.