Дело № 2а-644/2020
УИД 23RS0057-01-2020-000499-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усть-Лабинск 25 мая 2020 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Дашевский А.Ю.,
при секретаре Ткачевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю к судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. и УФССП по Краснодарскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю обратилось в Усть-Лабинский районный суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. и УФССП по Краснодарскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 г.
В обоснование заявления указано, что 07.02.2020 в адрес ФКУ ИК-З УФСИН России по Краснодарскому краю поступило Постановление о взыскании исполнительного сбора неимущественного характера от 21.08.2017 г. по решению Усть-Лабинского районного суда, вступившему в законную силу 24.02.2015, по делу №, предмет исполнения: обязать ФКУ ИК-З УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, оборудовать в ФКУ ИК-З УФСИН России по Краснодарскому краю две рабочие камеры ШИЗО на 4 места, одну рабочую камеру ПКТ на 4 места и одну рабочую камеру ПКТ на 3 места для изолированного труда осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в помещение камерного типа, оборудованных комнатой мастера, кладовой хранения суточного запаса сырья, кладовой временного хранения готовой продукции, кладовой временного хранения отходов производства, кладовой хранения инструментов и кладовой уборочного инвентаря.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 мотивировано тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
У ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю имелись уважительные причины несвоевременного выполнения требования исполнительного листа от 16.03.2017 г. по делу №.
Согласно Уставу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю учреждения является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств предусмотренных в федеральном бюджете.
Поскольку ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю является некоммерческой организацией, источником финансирования которого служат средства федерального бюджета и данный процесс находится вне его контроля. Во исполнение вышеуказанного решения Усть-Лабинского районного суда, учреждением неоднократно направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю о потребности в денежных средствах на реконструкцию ШИЗО в сумме 11360670,34 рублей (№ от 08.12.2015, № от 29.02.2016, № от 07.06.2017, № от 11.08.2017, № от 14.11.2017, № от 02.02.2018, № от 10.06.2019 № от 10.09.2018, № от 14.01.2019, № от 06.03.2019, № от 26.04.2019, № от 10.06.2019 № от 17.07.2019, № от 12.09.2019, № от 16.12.2019, № от 07.02.2020).
На запрос № от 07.06.2017 от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступил ответ (№) о том, что заявка на реконструкцию ШИЗО будет рассмотрена при наличии дополнительного финансирования из ФСИН России.
На запросы № от 11.08.2017, № от 10.09.2018, от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступили ответы (№ от 15.08.2017, № от 29.10.2018) о том, что реконструкция или строительство объекта невозможно без внесения в Федеральную целевую программу. В настоящее время Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» утверждена, и внесение нового объекта строительства не предоставляется возможным. В случае возможности внесения изменений в ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», объект будет включен в программу.
На запросы № от 06.03.2019, № от 17.07.2019 от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступили ответы (№ от 19.04.2019, № от 22.07.2019), что программа на проведение капитального и текущего ремонта объектов УФСИН России по Краснодарскому краю в 2019 сформирована и утверждена ФСИН России, денежные средства, указанные в заявки будут рассмотрены при выделении дополнительного финансирования.
Таким образом, считаем, что неисполнение должником (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю) требований исполнительного документа было связано с наличием объективно непреодолимых обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению требований исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок.
Истец считает, что неисполнение должником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю требований исполнительного документа связано с наличием объективно-непреодолимых обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению требований исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок.
Общим основанием освобождения от ответственности должника является отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательств.
Изложенное свидетельствует о необоснованности и незаконности взыскания денежных средств - исполнительского сбора.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 поступило в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю 07.02.2020, т.е. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю стало известно о нарушении своих прав и законных интересов 07.02.2020.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик судебный пристав-исполнитель Усть-Лабинского РОСП Ещенко О.С. и представитель административного ответчика УФССП по Краснодарскому краю не явились, ходатайствовали о проведении судебного заседания в их отсутствии.
Представитель заинтересованного лица Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 7 ст. 112 вышеназванного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решением Усть-Лабинского районного суда, вступившим в законную силу 24.02.2015 по делу №, предмет исполнения: обязать ФКУ ИК-З УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, оборудовать в ФКУ ИК-З УФСИН России по Краснодарскому краю две рабочие камеры ШИЗО на 4 места, одну рабочую камеру ПКТ на 4 места и одну рабочую камеру ПКТ на 3 места для изолированного труда осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в помещение камерного типа, оборудованных комнатой мастера, кладовой хранения суточного запаса сырья, кладовой временного хранения готовой продукции, кладовой временного хранения отходов производства, кладовой хранения инструментов и кладовой уборочного инвентаря.Постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 мотивировано тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
У ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю имелись уважительные причины несвоевременного выполнения требования исполнительного листа от 16.03.2015 г. по делу №.
Согласно Уставу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств предусмотренных в федеральном бюджете.
Поскольку ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю является некоммерческой организацией, источником финансирования которого служат средства федерального бюджета и данный процесс находится вне его контроля.
Во исполнение вышеуказанного решения Усть-Лабинского районного суд учреждением неоднократно направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю о потребности в денежных средствах на реконструкцию ШИЗО в сумме 11360670,34 рублей (№ от 08.12.2015, № от 29.02.2016, № от 07.06.2017, № от 11.08.2017, № от 14.11.2017, № от 02.02.2018, № от 10.06.2019 № от 10.09.2018, № от 14.01.2019, № от 06.03.2019, № от 26.04.2019, № от 10.06.2019 № от 17.07.2019, № от 12.09.2019, № от 16.12.2019, № от 07.02.2020).
На запрос № от 07.06.2017 от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступил ответ (№) о том, что заявка на реконструкцию ШИЗО будет рассмотрена при наличии дополнительного финансирования из ФСИН России.
На запросы № от 11.08.2017, № от 10.09.2018, от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступили ответы (№ от 15.08.2017, № от 29.10.2018) о том, что реконструкция или строительство объекта невозможно без внесения в Федеральную целевую программу. В настоящее время Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» утверждена, и внесение нового объекта строительства не предоставляется возможным. В случае возможности внесения изменений в ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», объект будет включен в программу.
На запросы № от 06.03.2019, № от 17.07.2019 от УФСИН России по Краснодарскому краю в учреждение поступили ответы (№ от 19.04.2019, № от 22.07.2019), что программа на проведение капитального и текущего ремонта объектов УФСИН России по Краснодарскому краю в 2019 сформирована и утверждена ФСИН России, денежные средства, указанные в заявке, будут рассмотрены при выделении дополнительного финансирования.
Общим основанием освобождения от ответственности должника, является отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановление главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены в суде.
На основании ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 поступило истцу 07.02.2020, т.е. истцу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов 07.02.2020. Таким образом, срок исковой давности административным истцом не нарушен.
Вышеизложенное принято судом во внимание в качестве доказательств по делу, так как полно и обстоятельно отвечает на все поставленные вопросы и соответствует требованиям КАС РФ, предъявляемым к письменным доказательствам по делу.
Суд сохраняет беспристрастность, создает все условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частями 1,2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом того, что доказательства вины должника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю в неисполнении в срок исполнительного документа суду не представлены, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 г. в сумме 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю к судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. и УФССП по Краснодарскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2017 г. – удовлетворить.
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. от 21.08.2017 г. о взыскании с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству от 31.03.2017 г. №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца.
Судья подпись
Копия верна
Судья А.Ю. Дашевский