ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6457/18 от 12.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2а-6457/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя - ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области об обязании исключения из информационной базы записи о привлечении к уголовной ответственности,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд в порядке предусмотренном КАС РФ указав, что приговором Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 14 мая 2010 года ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.116 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 10.07.2018 года ФИО1 освобожден от наказания в виде штрафа, в связи с декриминализацией деяния. Считается несудимым.

26.07.2018г он обратился в Информационный центр УМВД России по Оренбургской области с заявлением об исключении из базы данных записи о привлечении его к уголовной ответственности по п. «а,б» ч.3 ст.286 УК РФ и об осуждении по ч.1 ст.116 УК РФ.

Согласно ответа из ИЦ УМВД по Оренбургской области от 21.08.2018 года ФИО1 отказано об исключении сведений о судимости, в связи с отсутствием правовых оснований.

Административный истец считает, что содержащиеся в базах данных ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ Управления МВД России по Оренбургской области (включая ИБД МВД РФ) сведения в отношении него являются негативными последствиями, которые согласно закону, устранившему преступность деяния, должны быть безоговорочно устранены уполномоченным государственным органом.

Просил суд обязать административного ответчика исключить запись из информационной базы данных ФКУ "ГИАЦ МВД России" и Информационного Центра Управления МВД России по Оренбургской области, включая ИБД МВД РФ, о привлечении к уголовной ответственности по п. «а, б», ч.З, ст.286 УК РФ, также об осуждении по ч.1 ст.116 УК РФ, акта об амнистии по ч.1 ст.116 УК РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель, действующий на основании доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Оренбургской области, действующая на основании доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав стороны, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее - постановление правительства) регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федерального министерства, самостоятельно осуществляющими нормативное правовое регулирование в установленной сфере, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с вышеуказанными Федеральным законом и постановлением Правительства издан приказ МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121 утверждающий Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Приказ).

Согласно п. 72 Приказа должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.

После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости.

В справке о наличии (отсутствии) судимости при наличии имеющейся судимости, а также снятой и погашенной судимости - в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости (п. 74.3 Приказа).

Из справки ИЦ УМВД России по Оренбургской области от 30.10.2018 года следует, что имеются сведения о судимости ФИО1 осужденного 14.05.2010 года Дзержинским районным судом г.Оренбурга по ч. 1 ст.116 УК РФ к штрафу в размере 20000 рублей.

Постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга о 10.07.2018 года на основании ст.10 УК РФ ФИО1 освобожден от наказания, назначенного приговором Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 14 мая 2010 года по ч.1 ст.116 УК РФ, в связи с декриминализацией деяния, считается несудимым.

26.07.2018г ФИО1 обратился в Информационный центр УМВД России по Оренбургской области с заявлением об исключении из базы данных записи о привлечении его к уголовной ответственности по п. «а,б» ч.3 ст.286 УК РФ и об осуждении по ч.1 ст.116 УК РФ.

21.08.2018 года ... ФИО1 направлено сообщение о том, что у ИЦ УМВД России по Оренбургской области отсутствуют правовые основания для изъятия информации о судимости из базы данных.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 года, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В соответствии с п. п. 27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; основаниями учета преступлений являются в том числе постановление о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п. п. 40, 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно п. п. 2, 6 Типового положения об информационном центре МВД России (далее ИЦ), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года N 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях обеспечения статистической, оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Типовым положением.

К основным функциям ИЦ отнесены формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.

Порядок изъятия указанной информации определен приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12.02.2014 года № 89дсп/19дсп/73 дсп/1 адсп/113 дсп/108дсп/75дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/1 ЗЗдсп/бЗдс п/14/19дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с требованиями данного приказа сведения хранятся независимо от снятия и погашения судимости. Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 15.2 учетные документы хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Таким образом, поскольку хранение информационными центрами органов внутренних дел сведений о его судимостях действующему законодательству не противоречит, оснований для признании незаконными действий ИЦ УМВД России по Оренбургской области по отказу во внесении сведений и возложения на него обязанности внести в автоматизированные базы данных централизованного оперативно-справочного, криминалистического, розыскного учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек соответствующие сведения для снятия сведений о судимости ФИО1 не имеется, 80-ти летнего возраста он не достиг, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.

УМВД России по Оренбургской области являясь территориальным органом МВД России на региональном уровне, осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе за деяние, которое новым уголовным законом не признается преступлением, и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такой судимости.

Учитывая, что порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами, в том числе названным Наставлением, принципы обработки персональных данных, установленные ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" не нарушен, доводы о нарушении охраняемых законом права и законных интересов ФИО1 в судебном заседании не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения его исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области об обязании исключения из информационной базы записи о привлечении к уголовной ответственности по п. «а,б» ч.3 ст.286 УК РФ, а так же об осуждении по ч.1 ст.116 УК РФ, акта об амнистии по ч.1 ст.116 УК РФ – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

В соответствии со ст. 180 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 19.11.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 19.12.2018 года.

Судья: подпись О.К.Месяц