К делу № 2а-6458/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 09 ноября 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления в отказе присвоения объекта адресации адреса,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления в отказе присвоения объекта адресации адреса.
В заявлении административный истец просит признать незаконным решение Департамента Архитектуры, градостроительства благоустройства Администрации г. Сочи № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении почтового адреса, обязав присвоить почтовый адрес - <адрес>, земельному участку № площадью 677 кв.м., с кадастровым номером №, и жилому дому, площадью 155 кв.м., с кадастровым номером № в <адрес>, принадлежащих ФИО1 на праве собственности в срок 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда по административному исковому заявлению.
Заявленные требования ФИО1 мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ, по договору купли продажи, ФИО1, в собственность, были приобретены земельный участок № площадью 677 кв.м., с кадастровым номером №, и жилой дом, площадью 155 кв.м., с кадастровым номером № в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности, выданных ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом введен в эксплуатацию в декларативном порядке, земельный участок сформирован, отмежеван, поставлен на кадастровый учет. В дальнейшем, для присвоения, принадлежащим ФИО1 объектам недвижимого имущества почтового адреса - г. <адрес>, с целью регистрации по месту жительства, она обратилась в МФЦ г. Сочи с соответствующим заявлением, одновременно предоставив свидетельства о праве собственности на земельный участок и жилой дом, договор купли продажи данных объектов, технический паспорт на жилой дом, выписку из кадастрового паспорта на земельный участок. Решением Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи ей было отказано в присвоении объектам адресации адреса, со ссылкой на подпункт п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 (далее Правила). С вынесенным решением она не согласна, считает, что оно существенным образом нарушает её права и охраняемы законом интересы, поскольку лишает её возможности зарегистрироваться по единственному для неё месту жительства, воспользоваться услугами почтовой связи по месту проживания, в связи с чем, подлежит признанию незаконным и отмене.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи представил суду письменные возражения на административный иск, в которых указал на то, что решением от 07.09.2016 г. департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее – Департамент) отказал в присвоении адреса объектам адресации в соответствии с подп. «г» п. 40 правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221 (далее – Правила), в связи с отсутствием условий для присвоения адреса объекту адресации. Администрация города Сочи считает отказ Департамента правомерным и обоснованным, в связи с чем, административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате месте времени слушания извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Представитель административного ответчика Департамента архитектура, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся административного истца и его представителя, а так же не явившегося представителя административного ответчика, что не противоречит положениям ст. 150 КАС РФ.
Суд изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 КАС РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ, по договору купли продажи, ФИО1, в собственность, были приобретены земельный участок № площадью 677 кв.м., с кадастровым номером №, и жилой дом, площадью 155 кв.м., с кадастровым номером № в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности, выданных ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом введен в эксплуатацию в декларативном порядке, земельный участок сформирован, отмежеван, поставлен на кадастровый учет.
В дальнейшем, для присвоения, принадлежащим ФИО1 объектам недвижимого имущества почтового адреса - г. <адрес>, с целью регистрации по месту жительства, ФИО1 обратилась в МФЦ г. Сочи с соответствующим заявлением, одновременно предоставив свидетельства о праве собственности на земельный участок и жилой дом, договор купли продажи данных объектов, технический паспорт на жилой дом, выписку из кадастрового паспорта на земельный участок.
Однако решением от 07.09.2016 г. Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в присвоении адреса объектам адресации в соответствии с подп. «г» п. 40 правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221, в связи с отсутствием условий для присвоения адреса объекту адресации.
Так пунктом 1 части 3 статьи 5 Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В пункте 19 Правил указано, что при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, а также принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
Далее, пунктом 41 Правил установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 40 Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил.
Согласно пункту 9 Правил, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 19.01.2011 № 45 «Об утверждении порядка ведения, хранения и использования фонда геодезических и картографических материалов инженерных изысканий для строительства в муниципальном образовании город-курорт Сочи, часть сведений о которых подлежит использованию в разделе «Геодезические и картографические материалы» информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» ведение адресного реестра муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется на основе выполненных инженерных изысканий в цифровом виде.
При этом сведения об объекте капитального строительства, принадлежащем на праве собственности ФИО1, в фонде геодезических и картографических материалов инженерных изысканий, как и в разделе геодезических и картографических материалов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи (далее – ИСОГД) отсутствуют.
Между тем, ИСОГД – организованный в соответствии с кадастровым делением города систематизированный свод документированных сведений о развитии территории, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории город-курорт Сочи сведений.
В соответствии с п. 8 Положения об ИСОГД, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 12.10.2011г. № 2065, к участникам ИСОГД относятся: администрация города-курорта Сочи; лица, осуществляющие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры; лица, осуществляющие проектную, топографическую геодезическую, геологическую деятельность; иные лица, участие которых в ИСОГД предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 вышеуказанного Положения об ИСОГД установлено, что действие Положения распространяется на всю территорию муниципального образования город-курорт Сочи и на всех участников градостроительной деятельности в пределах территории муниципального образования город-курорт Сочи - физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, правообладателей земельных участков, объектов недвижимости, расположенных в муниципальном образовании город-курорт Сочи.
Так, на публичной кадастровой карте отсутствует информация о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером № жилого дома с кадастровым номером №.
Учитывая изложенное, отсутствие в ИСОГД необходимых сведений об объекте капитального строительства не позволяет идентифицировать объект адресации принадлежащего ФИО1 на плане города.
При этом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013г. № 443-ФЗ) ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009 г., создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений входит в состав работ по инженерно-геодезическим изысканиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ, лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или техническим заказчиком физическое или юридическое лицо, имеющее выданное саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к указанном в Перечне видам работ.
В соответствии с вышеизложенным, обязанность выполнения топографической съемки объекта адресации лежит на застройщике.
Таким образом, без выполнения топографических работ не возможно установить расположение объекта капитального строительства относительно границ земельного участка, вместе с тем, согласно пункту 9 Правил данное условие является обязательным.
Заявление административного истца о том, что в решении Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об отказе в присвоении адреса объекту адресации отсутствует указание на причину самого отказа суд считает необоснованным.
Так в соответствии с п. 42 Правил, форма решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдает решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса по форме, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2014г. № 146н.
Пунктом 41 Правил установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в отказе ФИО1 от 07.09.2016г. № в графе «основание отказа» указано: в связи с отсутствием условий для присвоения адреса объекту адресации (подп. «г» п. 40 Правил), т.е. данное решение об отказе в присвоении адреса полностью отвечает требованиям действующего законодательства.
Административный истец в своем административном исковом заявлении просит суд обязать орган местного самоуправления присвоить адрес с указанием в адресе <адрес>. Данные требования ФИО1 суд считает незаконными по следующим основаниям.
Правилами установлена структура адреса. Так, в пункте 46 Правил указано, что перечень адресообразующих элементов, используемых при описании адреса объекта адресации, зависит от вида объекта адресации.
В соответствии с п. 47 Правил, обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
а) страна;
б) субъект Российской Федерации;
в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации.
Согласно п 49 Правил, структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в п. 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:
а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
в) номер земельного участка.
Из п. 50 Правил следует, что структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в п. 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:
а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
в) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
Однако, как установлено в судебном заседании присвоение наименования элементу улично-дорожной сети в <адрес> не осуществлялось.
Порядок наименования (переименования) муниципальных объектов градостроительной деятельности и ландшафтной архитектуры на территории города Сочи регламентирован Положением, утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 20.06.2007 № 90 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Порядка, к муниципальным объектам градостроительной деятельности и архитектурного ландшафта относятся адресные единицы, в том числе - улица (ул.).
Согласно ст. 2 Порядка, присвоение наименований муниципальным объектам градостроительной деятельности и архитектурного ландшафта и их переименование осуществляется на основании постановления Главы города Сочи по представлению уполномоченного органа по топонимике, созданного в рамках городской комиссии по охране историко-культурного наследия народов России.
Из ст. 3 Порядка следует, что предложения по вопросам присвоения наименований муниципальным объектам градостроительной деятельности и архитектурного ландшафта, а также переименования или упразднения уже имеющихся наименований подаются в уполномоченный орган по топонимике и могут исходить от:
- коллективов предприятий и организаций; - постоянных комиссий Городского Собрания Сочи; - депутатов Городского Собрания Сочи; - администрации города, ее территориальных и структурных подразделений; - общественных объединений; - органов территориального общественного самоуправления; - членов уполномоченного органа по топонимике; - инициативных групп жителей города Сочи численностью не менее 25 граждан.
Таким образом, присвоение наименований улицам осуществляется в отличном от присвоения адресов объектам адресации порядке и регламентируется иными нормативно-правовыми актами.
Кроме того, Решение Городского Собрания Сочи от 26.04.2007 № 38 (ред. от 27.11.2014) «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» содержит перечень улично-дорожной сети внутригородских районов города Сочи, согласно которому <адрес> города Сочи имеет протяженность 1 км и не распространяется на территорию садоводческого товарищества.
Учитывая изложенное, указание в данном случае в адресе улицы противоречит принципам, установленным в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ, согласно которой, ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов:
единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования;
обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Что касается доводов ФИО1 о присвоении ей почтовый адрес, суд исходит из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ дано определение понятию «адрес» - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Таким образом, в действующем законодательстве, регулирующем вопросы присвоения адресов и ведения адресного реестра, отсутствует понятие «почтовый адрес».
В свою очередь, порядок присвоения «почтового адреса» описан в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи).
Так, в соответствии с п. 21 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
В том же пункте указано, что почтовый адрес пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи присваивается пользователю автоматически при подтверждении им согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа в соответствии с п. 57 настоящих Правил.
В связи с чем, присвоение «почтового адреса» не относится к полномочиям органа местного самоуправления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком обоснованно было отказано административному истцу в присвоении объекту адресации адреса: г<адрес>, а именно: земельному участку № площадью 677 кв.м., с кадастровым номером №, и жилому дому, площадью 155 кв.м., с кадастровым номером №<адрес>, принадлежащих ФИО1 на праве собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления в отказе присвоения объекта адресации адреса – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Решение в законную силу не вступило
«Согласовано»