ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-645/2021 от 19.11.2021 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-645/2021

64RS0018-01-2021-001201-36

Решение

Именем Российской Федерации

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Евлампиевой Л.В..,

при секретаре судебного заседания Харенко Т.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя заинтересованного лица: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрации Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, заинтересованное лицо: Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области

установил:

прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района, указав, что прокуратурой района на основании приказа генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 №252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашений, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации Дьяковского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что у Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района имеется перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, вместе с тем администрацией Чкаловского муниципального образования в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и данный перечень не размещен до 01.02.2021 и до настоящего времени на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Чкаловского муниципального образования, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области выраженное в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Чкаловское муниципальное образование»; обязать администрацию Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области - https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Чкаловское муниципальное образование», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района, указав, что прокуратурой района на основании приказа генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 №252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашений, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что у Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района имеется перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, вместе с тем администрацией Ждановского муниципального образования в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и данный перечень не размещен до 01.02.2021 и до настоящего времени на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Ждановского муниципального образования, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области выраженное в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Ждановское муниципальное образование»; обязать администрацию Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области - https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Ждановское муниципальное образование», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района, указав, что прокуратурой района на основании приказа генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 №252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашений, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что у Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района имеется перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, вместе с тем администрацией Комсомольского муниципального образования в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и данный перечень не размещен до 01.02.2021 и до настоящего времени на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Комсомольского муниципального образования, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области выраженное в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Комсомольское муниципальное образование»; обязать администрацию Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области - https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Комсомольское муниципальное образование», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 09.11.2021 административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлением объединены в одно производство.

Представитель административного истца по доверенности - ФИО1 в судебном заседании поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованного лица администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по доверенностям - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административные исковые заявления и в возражениях на уточнения административных исковых требований, согласно которым указывали на то, что наличие у муниципального образования в собственности имущества не обязывает муниципальное образование вносить его в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Административным истцом не приведена правовая норма, обязывающая административного ответчика разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в случае если такие перечни в 2021 году не утверждались из-за отсутствия необходимости.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из содержания ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.51 вышеуказанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п.2 и 3 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона РФ «О концессионных договорах, заключаемых с российскими иностранными инвесторами», повышение эффективности использования инструментов экономической политики Российской Федерации в сфере регулирования инвестиций и стимулирования их притока в экономику России тесно связано с совершенствованием правовой базы. Мировая практика показывает, что страны с развивающейся рыночной экономикой и наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между государством как владельцем собственности и частным инвестором. В этих целях широко используются концессионные договоры, в особенности для реализации крупных проектов в области недро-и природопользования. Однако в Российской Федерации практика заключения концессионных договоров не применяется. Это связано с отсутствием необходимой правовой основы.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий; объекты социального обслуживания граждан; объекты газоснабжения (п.п.1, 9, 10, 11, 18, 19, 20 ч.1 ст.4 Закона №115-ФЗ)

На основании ч.3 ст.4 Закона №115-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, прокуратурой Краснокутского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашениях, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрациях Чкаловского, Ждановского, Комсомольского муниципальных образованиях Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что в реестре муниципального имущества, находящегося в собственности вышеуказанных муниципальных образований имеется имущество, в отношении которого могут быть заключены концессионные соглашения.

Вместе с тем административными ответчиками в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и такие перечни не размещены до 01.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в разделе «муниципальные образования».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в собственности административных ответчиков имеется имущество, в отношении которого закон допускает заключение концессионных соглашений, а также установлено, что состояние такого имущества и условия его использования требуют вложения финансовых средств с целью его модернизации, приведения в нормативное состояние.

В судебном заседании главы Чкаловского, Ждановского, Комсомольского муниципальных образований данные обстоятельства не оспаривали.

По итогам выявленных в ходе проверки нарушений, в адрес глав Чкаловского, Ждановского, Комсомольского муниципальных образований Краснокутского муниципального района Саратовской области внесены представления, согласно ответам, на которые нарушения, отраженные в представлениях подтвердились, заключение концессионных соглашений на 2021 год не планируется.

Также установлено, что административными ответчиками приняты решения об утверждении Положений о порядке заключения концессионных соглашений в отношении объектов имущества муниципального образования в соответствии с п.1.5.5 Положений перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений ежегодно утверждается постановлением администрации в порядке, установленном ФЗ «О концессионных соглашений». Указанный перечень после его утверждения подлежит опубликованию в порядке, установленном ФЗ «О концессионных соглашениях».

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что административными ответчиками положения ч.3 ст.4 Закона №115-ФЗ не исполняются, что в свою очередь влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений следует, что планирование заключения концессионных соглашений органами местного самоуправления (муниципальными образованиями) при наличии имущества, в отношении которого законом допускается заключение концессионных соглашений, и которое требует модернизации, усовершенствования и пр. является не правом такого собственника, а его обязанностью, в связи с чем довод представителей заинтересованного лица о том, что перечень объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений не утверждался, поскольку в 2021 году не планировалось заключение концессионных соглашений, является несостоятельным, основан на неверном толковании законодательства.

Оснований для освобождения административных ответчиков от выполнения требований Закона №115-ФЗ при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах у суда не имеется.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют о формальном подходе к исполнению полномочий по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, свидетельствуют о самоустранении администраций от исполнения обязанности по привлечению инвестиций, приводят к неэффективному использованию муниципального имущества, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о возможности заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем, находит их подлежащими удовлетворению.

Обсуждая срок, который административный истец просит установить для устранения выявленных нарушений, а именно месяц со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу о том, что данный срок является разумным и достаточным для устранения административными ответчиками нарушений законодательства.

Руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрации Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» «Чкаловское, Ждановское, Комсомольское муниципальное образование» соответственно.

Обязать администрацию Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрацию Ждановского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, администрацию Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанные перечни на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» «Чкаловское, Ждановское, Комсомольское муниципальное образование» соответственно, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 24.11.2021.

Судья: Л.В.Евлампиева