ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-646-2018 от 02.02.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-646-2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2018 года г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксёнова Е.С.,

при секретаре Балдановой Д.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к УМВД России по Забайкальскому краю о признании незаконными действия

установил:

ФИО1 обратился в суд с требованием признать незаконными действия Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>, связанные с внесением в базу данных ИЦ УВД по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недостоверных сведений об «освобождении» ФИО1 на основании ст. <данные изъяты> УК РФ. Истец полагает, что ответчиком после ДД.ММ.ГГГГ проведена операция по уточнению (обновлению, изменению) его персональных данных, что подтверждается выданной ему справкой от ДД.ММ.ГГГГ При этом данные действия проведены оператором без согласия и без заявления истца, что является нарушением требований ч.7 ст. 17 ФЗ «О полиции», ч.3 ст. 20, ч. 2 ст.21 ФЗ «О персональных данных».

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по указанным основаниям.

Представители ответчика возражали против удовлетворения требований, представлен письменный отзыв на иск.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ дознавателем Центрального ОВД <адрес> в отношении ФИО1 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УПК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование и уголовное дело в отношении ФИО1 прекращено в связи со вступившими изменениями в Уголовный кодекс РФ по основанию <данные изъяты> УПК РФ в связи с отсутствием в даянии состава преступления.

Как следует из <данные изъяты> УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи, в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом.

Согласно ст. <данные изъяты> УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ИЦ УМВД России по <адрес> получил справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная справка отличается от выданных ему ранее справок , словом «освобожден», то есть содержит формулировку «освобожден на основании статьи <данные изъяты> УК РФ», в ранее выданных справках указано «на основании статьи <данные изъяты> УК РФ».

После получения справки истец обратился ДД.ММ.ГГГГ в ИЦ УВД для разъяснения, однако ответ не получен им.

Как полагает истец справка свидетельствует о совершении в период с ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> обработки его персональных данных посредством их уточнения (обновления, изменения) в отсутствие его заявления об уточнении таких данных.

Как следует из ч.3, ч3.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах. Обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» наделяет полицию правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции».

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, уполномочивает данное Министерство на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).

Приложение к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила), согласно пункту 7 основанием для постановки на учет является постановление о возбуждении уголовного дела в отношении лица.

Порядок выдачи справок, их содержание определяется в соответствии с «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Такое правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию о фактах привлечения к уголовной ответственности и решениях по уголовному делу.

Таким образом, обработка персональных данных административного истца допускает включение в справку сведений о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, а также положения ч.3, ч.3.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О персональных данных» допускают обработку его персональных данных.

Согласно пояснениям представителями истца в 2017 году оператором ООСИ ИЦ УМВД России по <адрес> на основании постановления следователя отдела по расследованию преступлений на территории Центральной зоны <адрес> СУ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в учёты оперативно-справочной картотеки внесена информация: «уголовное дело прекращено по основанию <данные изъяты> УПК РФ, освобожден на основании ст. <данные изъяты> УК РФ».

Как следует из ответа УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в учетные документы ИЦ УМВД России по <адрес> уточнения, обновления, изменения в отношении ФИО1 не вносились.

Тем не менее из анализа представленных суду справок от ДД.ММ.ГГГГ и и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оператором в справке от ДД.ММ.ГГГГ указано слово «освобожден на основании статьи 10 УК РФ», в ранее выданных справках указано «на основании статьи <данные изъяты> УК РФ».

Как следует, из постановления о прекращении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ссылки на освобождение на основании ст. <данные изъяты> УК РФ постановление не содержит.

Представителем ответчика в суде указано, что ссылка на норму ст. <данные изъяты> УК РФ необходима для правильного статистического учета, поскольку уголовное преследование в отношении истца было прекращено в связи с принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.

Тем не менее, материалы уголовного дела не содержат процессуальных документов о привлечении ФИО1 в качестве обвиняемого, составлении в отношении него обвинительного акта, либо направление в его адрес письменного уведомления о подозрении его в совершении преступления. Приговор судом в отношении истца не выносился, наказание не назначалось.

Глава 11 УК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания.

Часть 3 ст. 24 УПК РФ указывает, что прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.

Таким образом, действующие нормы УК РФ и УПК РФ не содержат оснований для освобождения лица на основании ст. <данные изъяты> УК РФ, как это указано в справке от ДД.ММ.ГГГГ

Указание в справке слово «освобожден» на основании ст. 10 УК РФ является не корректным, и влечет юридически не грамотную смысловую нагрузку, поскольку не указывает от чего именно освобожден истец.

Принимая во внимание обстоятельства дела, а также положения приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что нарушений требований ч.7 ст. 17 ФЗ «О полиции», ч.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» административным ответчиком не допущено.

В случае подтверждения факта неточности персональных данных оператор на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данныхч.2 ст. 21 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О персональных данных».

Поскольку в своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ИЦ УМВД России по <адрес> истец не ставил вопрос об уточнении персональных данных в виде слова «освобожден», то оснований для признания действий ответчика не соответствующими ч.2 ст. 21 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» у суда не имеется.

Однако, учитывая не корректную формулировку, сведения в учетных документах и АБД на ФИО1 в виде слова «освобожден» подлежат уточнению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия УМВД России по <адрес> по обработке персональных данных ФИО1 путем указания сведений в учетных документах, АБД и в справке от ДД.ММ.ГГГГ о его «освобождении» на основании ст. <данные изъяты> УК РФ.

Обязать УМВД России по <адрес> исключить сведения в учетных документах и АБД ФИО1 уточнения в виде добавления слова «освобожден».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья: ____________________Аксёнова Е.С.