ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6461/2022 от 13.10.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2022-007127-28

Дело № 2а-6461/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи – Еремеева О.И.,

при секретаре – Зыкине Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, с учетом изменений и дополнений, о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства, устранению последствий правонарушения, и возложении обязанности принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, принять меры по привлечению к ответственности лиц и устранению последствий правонарушения,

с участием:

представителя административного истца (Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора) – ФИО;

представителя административного ответчика (Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области) – ФИО;

представителя заинтересованного лица (ПАО «Газпром») – ФИО,

УСТАНОВИЛ:

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало следующее. По результатам проведенной Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области проверки по поступившему от Региональной общественной организации «Экологический контроль» обращению было установлено, что на территории земельного участка лесного фонда в координатах имеются отходы в виде отвалов масс отходов грунта. Уполномоченным лицом, осуществляющим деятельность по ликвидации отходов в пределах земельных участков лесного фонда, в рассматриваемом случае, является Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которое до настоящего времени не ликвидировано и не предприняло мер к ликвидации указанных отходов. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о возложении на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанности принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером в <данные изъяты> районе Сахалинской области <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> района Сахалинской области, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 12.08.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Набильская лесопромышленная компания».

Протокольным определением от 16.09.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Газпром».

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 10.10.2022 г. произведена замена административного истца (Управления Росприроднадзора по Сахалинской области) его правопреемником - Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора.

Протокольным определением от 10.10.2022 г. к производству суда приняты следующие дополнительные требования административного истца: о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; о возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные.

ФИО в судебном заседании на удовлетворение первоначальных и последующих требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске и уточнениях (дополнениях).

ФИО в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в обоснование отметив, что по заявленным административным истцом координатам каких-либо отвалов масс отходов грунта не установлено.

ФИО в судебном заседании полагала требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

ООО «Набильская лесопромышленная компания» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

К отходам производства и потребления (далее - отходы) относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Указанные функции на территории Сахалинской области осуществляются Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (пункт 3.2.2.6 Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 г. № 565).

Из предоставленных в материалы дела письма РОО «Экологический контроль» от 01.11.2021 г. , Акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.12.2021 г. , Экспертного заключения от 11.05.2022 г. судом установлено, что на территории земельного участка лесного фонда в координатах имеются отходы производства и потребления - отвалы масс отходов грунта.

Предоставленный стороной ответчика Акт осмотра, обследования территории лесного участка от 10.12.2021 г. не опровергает указанные обстоятельства, поскольку согласно данному Акту, осмотр проводился исключительно в отношении территорий в координатах и в координатах , в то время как рассматриваемые (спорные) отходы находятся на земельном участке лесного фонда в координатах .

Доводы стороны ответчика о том, что спорные отходы являются следствием деятельности ПАО «Газпром» на арендуемых им земельных участках, со ссылкой на координаты, указанные в Акте , суд находит необоснованными, поскольку указанные в Акте обследуемые территории лесных участков (в координатах и в координатах ) не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

В связи с изложенным суд находит, что Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не исполняет обязанности, возложенные на него пунктом 3.2.2.6 Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 г. № 565, чем допускает нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, установленных статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В порядке восстановления нарушенного права, и с учетом объема необходимого для исполнения решения суда работ, проведения процедур, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд удовлетворяет лишь в данной части требования административного истца и возлагает на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность принять меры, направленные на организацию ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных в координатах в <данные изъяты> районе Сахалинской области <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> района Сахалинской области в течение 6 месяцев, со момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проверяя соблюдение истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает положения части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Поскольку рассматриваемое административное исковое заявление предъявлено истцом в суд 06.07.2022 г, а действия по устранению установленного судом нарушения стороной ответчика не предприняты, постольку истцом не пропущен установленный законом срок для обращения в суд с рассматриваемым иском.

Требования истца: о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; о возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные, суд находит не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Полномочия, организация и порядок деятельности Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области определяется Положением об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 г. № 565 (раздел 2).

Реализация указанной функции Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обеспечивается нормами раздела 3 Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которые позволяют указанному органу самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в его ведении.

Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе действия по привлечению к ответственности лиц, является правом, а не обязанностью Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Кроме этого судом установлено, что спорные отходы находятся в координатах , в то время как в границах заявленного земельного участка с кадастровым номером (в координатах ) проверка стороной истца не проводилась и факт отнесения имеющихся там объектов к отходам производства и потребления не устанавливался.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, с учетом изменений и дополнений: о возложении на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанности принять меры по организации ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером в <данные изъяты> районе Сахалинской области <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> района Сахалинской области, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; о признании бездействием непринятие Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные; о возложении обязанности на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по привлечению к ответственности лиц, причастных к загрязнению лесов отходами производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на землях лесного фонда <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества и устранению последствий данного правонарушения, в виде ликвидации отвала грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные, удовлетворить частично.

Возложить на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность принять меры, направленные на организацию ликвидации отвалов масс отходов грунта, расположенных в координатах в <данные изъяты> районе Сахалинской области <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> района Сахалинской области в течение 6 месяцев, со момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административные исковые требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев