ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6468/2021 от 16.08.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,

с участием представителя административного истца Болдырева В.И.,

при секретаре Лобановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет ,

административное дело по административному иску Еремеева А. Г. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании решения и действий незаконными и обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Еремеев А.Г. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области со следующими исковыми требованиями:

- признать действия административного ответчика по снятий земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Б, общей площадью 409,5 кв.м. с кадастровым номером с кадастрового учета незаконными

- возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

- считать решение по делу основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Московской области.

Исковые требования мотивированы тем, что 27.10.1997г. на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления главы поселка Малаховка от ДД.ММ.ГГЕремеев А.Г. приобрел право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> Б, общей площадью 409,5 кв.м., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-. Указанному земельному участку присвоен кадастровый .

27.10.1997г. на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Россию) и Постановления главы поселка Малаховка от ДД.ММ.ГГЕремеева В. И. (мать административного истца) приобрела право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Люберецкий p-он, <адрес> Б, общей площадью 409,5 кв.м., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии . Указанному земельному участку присвоен кадастровый .

Указанные земельные участки были зарегистрированы надлежащим образом в Управлении Росреестра по Московской области и имели статус «ранее учтенный».

23.08.2017г. Еремеевым А.Г. получено свидетельство о праве на наследство по закону <адрес>2 на земельный участок с кадастровым номером , который в настоящее время имеет статус «ранее учтенный».

Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0030208:182 в настоящее время имеет статус «снят с учета», дата принятия решения указана ДД.ММ.ГГ, согласно выписке из ЕГРН.

Однако, в адрес административного истца никаких уведомлений о том, что статус земельного участка будет изменен, от регистрирующего органа не поступало.

Так, Еремеев А.Г. в адрес руководителя Управления Росреестра по Московской области направил заявление об изменении статуса земельного участка кадастровым номером 50:22:0030208:182 на «ранее учтенный». От Управления Росреестра по Московской области поступил ответ от 16.03.2021г., в котором указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030208:183 имеется запись «актуальная». Однако заявление административным истцом подавалось относительно земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец Еремеев А.Г. в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Болдырев В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явились, извещались о слушании дела надлежащим образом,0 возражений на исковые требования не представили.

Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (часть 3).

В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административному истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Люберецкий p-он, <адрес> Б, общей площадью 409,5 кв.м., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ. Данный участок предоставлен административному истцу 27.10.1997г. на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления главы поселка Малаховка от 10.10.1997г. Земельному участку присвоен 27.10.1997г. кадастровый , ранее присвоенным государственным учетным номер был №, что отражено в выписке из ЕГРН.

Матери административного истца Еремеевой В. И. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Люберецкий p-он, <адрес> Б, общей площадью 409,5 кв.м., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии . Данный участок был ей предоставлен 27.10.1997г. на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Россию» и Постановления главы поселка Малаховка от ДД.ММ.ГГ. Земельному участку присвоен 27.10.1997г. кадастровый , ранее присвоенным государственным учетным номер был №, что отражено в выписке из ЕГРН.

В порядке наследования право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0030208:183 перешло административному истцу, что следует из свидетельства о праве собственности по закону серии <адрес>2 от 23.08.2017г. и выписки из ЕГРН.

Указанные земельные участки были зарегистрированы надлежащим образом в Управлении Росреестра по Московской области и имели статус «ранее учтенный».

Земельный участок с кадастровым номером в настоящее время имеет статус «снят с учета», дата принятия решения указана ДД.ММ.ГГ, согласно выписке из ЕГРН.

Как следует из административного иска, в адрес административного истца никаких уведомлений о том, что статус земельного участка с кадастровым номером будет изменен, от регистрирующего органа не поступало.

Еремеев А.Г. в адрес Управления Росреестра по Московской области направил заявление об изменении статуса земельного участка кадастровым номером 50:22:0030208:182 на «ранее учтенный». От Управления Росреестра по Московской области поступил ответ от 16.03.2021г., в котором указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030208:183 имеется запись «актуальная». Однако заявление административным истцом подавалось относительно земельного участка с кадастровым номером .

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ (далее — Приказ № 943-ФЗ от ДД.ММ.ГГ) регламентирован порядок ведения ЕГРН.

Согласно пункту 7 Приказа № 943-ФЗ от ДД.ММ.ГГ в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей содержащих, в том числе сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.

При этом разделы, записи, а также сведения ЕГРН (в том числе о характеристиках объекта) имеют разные статусы (пункт 12 Приказа № 943-ФЗ от ДД.ММ.ГГ):

статус «актуальная» присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости;

статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

Согласно пп. 1-3 п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 943, в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до ДД.ММ.ГГ, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:

1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";

2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";

3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГ, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов при вынесении оспариваемого решения либо совершения оспариваемых действий, а также соответствие их содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия.

В нарушение данного требования, несмотря на направленные судебные запросы, административными ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении порядка снятия спорного земельного участка с кадастрового учета и присвоения ему статуса «архивный», предусмотренный приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ и нормой ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая, что административный истец приобрел в установленном законом порядке право собственности на два земельных участка с кадастровым номером и с кадастровым номером , расположенные по схожему адресу, что подтверждается двумя различными свидетельствами на право собственности на землю, были поставлены на кадастровый учет с присвоением вначале государственных учетных номеров соответственно, впоследствии сведения о них были внесены в ЕГРН, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконными действий административных ответчиков по снятию 12.04.2019г. с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030208:182.

С целью восстановления нарушенного права административного истца суд полагает возможным возложить на административных ответчиков обязанность включить в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: земельном участке с кадастровым номером 50:22:0030208:182.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Еремеева А. Г. – удовлетворить.

Признать незаконным действия Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Московской области по снятию 12.04.2019г. с кадастрового учета объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030208:182, расположенного по адресу: <адрес>Б.

Возложить на Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Московской области обязанность включить в единый государственный реестр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>Б, на основании свидетельства о праве собственности на землю серии , выданном Еремееву А. Г. 27.10.1997г.

Данное решение является основанием для внесения вышеназванных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении указанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.