РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 27 августа 2018 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,
при секретаре Кучеренко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-646/2018 по административному исковому заявлению Белугиной Инги Владимировны к ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) об оспаривании решений об отказе в перерасчете размера подлежащих уплате сумм страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы и обязании вернуть излишне уплаченную сумму,
УСТАНОВИЛ:
Белугина И.В. обратилась в Новоалександровский районный суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) об оспаривании решений об отказе в перерасчете размера подлежащих уплате сумм страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы и обязании вернуть излишне уплаченную сумму. Требования мотивированы тем, что она является частнопрактикующим нотариусом Новоалександровского городского нотариального округа Ставропольского края, ею в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 232-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплачивались за 2014, 2015, 2016 годы страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, без учета фактически произведенных ею и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. 02.12.2016 опубликовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» и ст. 227 Налогового кодекса РФ, которое подтвердило системную связь этих положений с п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ. Указанное обстоятельство свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Данное решение вопроса признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В 2014 по сведениям формы № 3-НДФЛ мой доход составил 4120189 рублей, сумма профессионального налогового вычета – 1014720 рублей, доход для исчисления страховых взносов, подлежащих оплате за 2014 составляет: 4120189 рублей – 1014720 рублей = 3105469 рублей - 300000 рублей = 2805469 рублей +17328 рублей 78 копеек = 2822797 рублей 48 копеек, исходя из которого в расчете страховых взносов (далее РСВ-2) за 2014 необходимо было оплатить страховых взносов в размере 45383 рублей 17 копеек, в том числе 17328 рублей 48 копеек фиксированный размер страховых взносов и 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, что составляет 28054 рублей 69 копеек. Однако, УПФР было произведено начисление страховых взносов в размере 55530 рублей 37 копеек, которые истец оплатила. Таким образом, переплата по страховым взносам за 2014 составила 10147 рублей 20 копеек. В 2015 по сведениям формы № 3-НДФЛ доход составил 4783594 рубля, сумма профессионального налогового вычета – 1058556 рублей, доход для исчисления страховых взносов, подлежащих оплате за 2015 составляет: 3725038 рублей - 300000 рублей = 425038 рублей, исходя из которого в расчете страховых взносов (далее РСВ-2) за 2015 необходимо было оплатить страховых взносов в размере 52861 рубль 18 копеек, в том числе 18610 рублей 80 копеек - фиксированный размер страховых взносов, и 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, что составляет 34250 рублей 38 копеек. Однако, УПФР было произведено начисление страховых взносов в размере 63446 рублей 72 копейки, которые также оплачены. Таким образом, переплата по страховым взносам за 2015 составила 10585 рублей 56 копеек. В 2016 по сведениям формы № 3-НДФЛ доход составил 6145348 рублей 56 копеек, сумма профессионального налогового вычета - 1321917 рублей, доход для исчисления страховых взносов, подлежащих оплате за 2016 составляет 4823431 рублей 56 копеек – 300000 = 4523431 рублей 56 копеек, из них сумма 1% - 45234 рубля 31 копейка + 19356 рублей 48 копеек + 64590 рублей 79 копеек. Переплата составила 9058 рублей 48 копеек. Таким образом, за 2014, 2015, 2016 годы начислено 1% страховых взносов в сумме 107539 рублей 38 копеек, оплачено за эти годы по 31 декабря 2016 137330 рублей 52 копейки, переплата составила 29791 рублей 24 копеек. На заявления административного истца о перерасчете размера взносов за 2014-2016 годы ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) ответило отказом. Согласно информационного письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.02.2017 за № НП-30-26/2055 «О применении положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 года № 27-П», в случае, если обязательства о выплате страховых взносов выполнены по состоянию на 01.01.2017 плательщиком в полном объеме, то перерасчет указанных требований по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 (дата официального опубликования Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П) следует производить на основании судебного решения. Данная позиция ПФР подтверждается письмом Минтруда России от 07.02.2017 № 17-3/10/В-977. На основании изложенного просит признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ от 23.01.2018 за № 12-07-1108, обязать ответчика произвести перерасчет размера подлежащих уплате сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014-2016 годы и выплатить ей денежную сумму в размере 29791,24 рубль, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам.
На административное исковое заявление Белугиной И.В. административным ответчиком представителем ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) представлен письменный отзыв на рассматриваемое административное исковое заявление, согласно которому основания для перерасчета страховых взносов на страховую пенсию за 2014-2016 годы отсутствуют, просят суд отказать в удовлетворении искового заявления Белугиной И.В. в полном объеме.
На административное исковое заявление Белугиной И.В. представителем Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю представлен письменный отзыв на рассматриваемое административное исковое заявление. Данное исковое заявление считают обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, полномочиями по рассмотрению вопроса о перерасчете и возврате сумм уплаченных плательщиком страховых взносов за 2014-2016 годы на обязательное пенсионное страхование, обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в п.п. 2 п. 1, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Конституционные разъяснения и толкования норм ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме относятся и применимы к нотариусам, занимающимся частной практикой, поскольку нотариусы наравне с индивидуальными предпринимателями являются плательщиками доходов на физических лиц и порядок уплаты страховых взносов, и исчисление, и уплата налогов в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации для них являются идентичными. На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю, считает, что ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) необходимо произвести перерасчет сумм страховых взносов за 2014-2016 годы и принять решение о возврате излишне уплаченной суммы.
В судебное заседание административный истец Белугина И.В., представитель административного ответчика - ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное), представитель заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю не явились, будучи уведомленными о дате и времени рассмотрения дела. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, до 1 января 2017 регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 212-ФЗ нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона, индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона (26%), увеличенное в 12 раз.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 которой определено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога по суммам доходов, полученных от осуществления нотариальной деятельности.
При этом, исходя из положений ст. 225 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу п. 1 ст. 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Таким образом, положения ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Налогового кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что, поскольку понятие «величина дохода плательщика страховых взносов» не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации, к которым отсылают положения ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 Налогового кодекса Российской Федерации как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с извлечением доходов.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В вопросе оплаты страховых взносов между индивидуальными предпринимателями, в отношении которых Конституционным Судом Российской Федерации осуществлена проверка указанным выше постановлением, и нотариусами, занимающимися частной практикой, имеется идентичность, поскольку обе категории самозанятых граждан руководствуются в данном вопросе положениями ст. 124 (часть 8 пункт 1) указанного Закона № 212-ФЗ и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доход, с которого нотариусом Белугиной И.В., находящегося на общей системе налогообложения, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на суммы налоговых вычетов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Белугина И.В. является частнопрактикующим нотариусом Новоалександровского городского нотариального округа Ставропольского края, ею в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 232-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплачивались за 2014, 2015, 2016 годы страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, без учета фактически произведенных ею и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
В 2014 по сведениям формы № 3-НДФЛ, доход административного истца составил 4120189 рублей, сумма профессионального налогового вычета – 1014720 рублей, доход для исчисления страховых взносов подлежащих оплате за 2014 составляет: 4120189 рублей – 1014720 рублей = 3105469 рублей - 300000 рублей = 2805469 рублей + 17328 рублей 78 копеек = 2822797 рублей 48 копеек, исходя из которого в расчете страховых взносов (далее РСВ-2) за 2014 необходимо было оплатить страховых взносов в размере 45383 рублей 17 копеек, в том числе 17328 рублей 48 копеек фиксированный размер страховых взносов и 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, что составляет 28054 рублей 69 копеек. Однако, УПФР было произведено начисление страховых взносов в размере 55530 рублей 37 копеек, которые истец оплатила.
Таким образом, переплата по страховым взносам за 2014 составила 10147 рублей 20 копеек.
В 2015 по сведениям формы № 3-НДФЛ доход составил 4783594 рубля, сумма профессионального налогового вычета – 1058556 рублей, доход для исчисления страховых взносов, подлежащих оплате за 2015 составляет: 3725038 рублей - 300000 рублей = 425038 рублей, исходя из которого в расчете страховых взносов (далее РСВ-2) за 2015 необходимо было оплатить страховых взносов в размере 52861 рубль 18 копеек, в том числе 18610 рублей 80 копеек - фиксированный размер страховых взносов, и 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, что составляет 34250 рублей 38 копеек. Однако, УПФР было произведено начисление страховых взносов в размере 63446 рублей 72 копейки, которые также оплачены.
Таким образом, переплата по страховым взносам за 2015 составила 10585 рублей 56 копеек.
В 2016 по сведениям формы № 3-НДФЛ, доход составил 6145348 рублей 56 копеек, сумма профессионального налогового вычета - 1321917 рублей, доход для исчисления страховых взносов, подлежащих оплате за 2016 составляет 4823431 рублей 56 копеек – 300000 = 4523431 рублей 56 копеек, из них сумма 1% - 45234 рубля 31 копейка + 19356 рублей 48 копеек + 64590 рублей 79 копеек. Переплата составила 9058 рублей 48 копеек.
Таким образом, за 2014, 2015, 2016 годы начислено 1% страховых взносов в сумме 107539 рублей 38 копеек, оплачено за эти годы по 31 декабря 2016 - 137330 рублей 52 копейки, переплата составила 29791 рублей 24 копеек.
Поскольку установлено, что Белугиной И.В. произведена переплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015 и 2015 годы в общей сумме 29791 рубль 24 копейки, суд считает необходимым признать отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) от 23.01.2018 за № 12-07-1108 произвести Белугиной И.В. перерасчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за указанные периоды незаконным и обязывает ответчика вернуть Белугиной И.В. денежную сумму в размере 29791 рубль 24 копейки, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014-2016 годы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Белугиной Инги Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) об оспаривании решений об отказе в перерасчете размера подлежащих уплате сумм страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы и обязании вернуть излишне уплаченную сумму удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) от 23.01.2018 за № 12-07-1108 в перерасчете Белугиной Инге Владимировне сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) произвести Белугиной Инге Владимировне перерасчет размера подлежащих уплате сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014-2016 годы и вернуть Белугиной Инге Владимировне денежную сумму в размере 29791 (двадцать девять тысяч семьсот девяносто один) рубль 24 копейки, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014-2016 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.П. Белокопытов