ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6472/17 от 29.01.2018 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-886/2018 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Дёминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Нижнего Новгорода, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, о признании сумм., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратилась в Советский районный суд г. Н. Новгорода к ответчикам с указанным иском. В обосновании заявленных требований указал следующее.

(дата) по заявке истца в ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода истцу выдана справка №... о состоянии расчетов по налогам сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на (дата).

Согласно Справке за мной числится задолженность:

НДФЛ

налог - 1083182,56 руб.;

пени - 593424.09 руб.;

штраф - 215480.55 руб.

ОФК 62 налог на добавленную стоимость:

налог - 4217111.00 руб.; - пени - 3668168.66 руб.;

штраф - 842247.00 руб.

ОФК62 единый соц. налог пенсион, ф.:

налог - 218828.00 руб.; - пени - 171890.50 руб.;

штраф - 43939.95 руб.

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС:

налог - 19921.00 руб.;

пени - 15434.14 руб.;

штраф - 4049.20 руб.

Итого, согласно указанной справке налогового органа, на дату подачи настоящего искового заявления за истцом числится задолженность по налогам на общую сумму 5 539 042,50 руб., по пени - на сумму 4 448 917,20 руб., по штрафу - 1 105 716,60 руб., а всего на сумму 11 093 676 руб.

Ранее, (дата) по результатам выездной налоговой проверки ИП ФИО1 ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода было решение №...п о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ИП ФИО1

Данным решением истцу, как индивидуальному предпринимателю, было предложено уплатить недоимку, образовавшуюся в период 2007-2008 гг.

НДФЛ от предпринимательской деятельности в сумме 1 075 333 руб.;

ЕСН от предпринимательской деятельности в сумме 237 959 руб.;

НДС в сумме 4 213 776,2 руб.;

ИТОГО: 5 527 068,2 руб.

Истец был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа 1 105 056 руб.

Также истцу были начислены пени по состоянию на (дата) в сумме 1 340 902,05 руб.

Как видно, именно за эти годы 2007-2008 годы образовалась недоимка. За совершение налогового правонарушения - недоимки за период 2007 Г.-2008 г., была начислена пени и наложен штраф.

Порядок взыскания налогов, сборов пеней и штрафов с физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и с физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями определяется положениями норм Налогового кодекса РФ (ст. 46-48).

Согласно ст. 46 НК РФ взыскание задолженности с индивидуального предпринимателя производится на основании решения налогового органа в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банке, а также за счет его электронных денежных средств. В порядке ст. 47 НК РФ взыскание с индивидуального предпринимателя налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет имущества должника путем направления соответствующего постановления судебному приставу. В случае пропуска процессуальных сроков для принятия соответствующих решений и постановлений налоговый орган вправе обратиться в суд.

Истцу известно, что Инспекцией ФНС Росси по Советскому району г. Н.Новгорода в 2012 году выносились решения о взыскании с него задолженности по налогам за счет имущества в порядке ст. 47 НК РФ, по которым Советским отделом ФССП по Нижегородской области были возбуждены исполнительные производства. В (дата) году все возбужденные в отношении него исполнительные производства были окончены без фактического исполнения, а исполнительные документы были возвращены судебным приставом в ИФНС России по Советскому району. Данное обстоятельство подтверждается постановлениями о прекращении следующих ИП:

ИП №... на сумму 9 071,02 руб., по Пост.№... от (дата).

ИП №... на сумму пени в 77 658,44 руб. по Пост.№... от (дата).

ИП №... на 156 069,26 руб., по Пост. №... от (дата).

ИП №... на сумму 137 032,17 руб. по Пост. №... от (дата).

ИП №... на сумму 7 973 836,75 руб. по Пост. №... от (дата) Впоследствии эти исполнительные документы к исполнению не предъявлялись. Статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. Согласно ч. 6 указанной статьи «Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

6.1. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части б настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.».

С учетом данной правовой нормы со времени окончания исполнительных производств срок предъявления налоговым органом исполнительных документов к исполнению истек.

(дата) ФИО1 прекратил деятельность в качестве ИП и был снят с учета в качестве ИП, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Согласно ст. 48 НК РФ взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке.

Согласно ст. 48 НК РФ в ред. № 43, действующей на 12.07.2012 г., в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговый орган в соответствии с приведенными правовыми нормами не обращался в суд ко мне с иском о взыскании недоимки, штрафов, пени. В добровольном порядке задолженность мною не погашалась.

Этот факт подтверждается справкой, полученной истцом (дата).

Приведенные основания позволяют говорить о том, что налоговые органы утратили возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Отсутствие у налогового органа доказательств повторного предъявления исполнительных документов к взысканию в пределах допустимого срока, равно как и доказательств взыскания с ФИО1 задолженности в судебном порядке свидетельствует об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания в настоящее время недоимки и штрафных санкций с ФИО1

В подпункте 4 пункта 1 ст. 59 НК РФ сказано:

«1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;».

В п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30 июля 2013 года №57, сказано:

«60. При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд».

В п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в частности, сказано:

«Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм».

Также в Постановлении сказано:

«При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной поишиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ».

В п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сказано:

«При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания».

В полученной истцом справке о состоянии расчетов на (дата) сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных в справке сумм не отражены.

По заявлению административного ответчика - налогового органа в (дата) года Арбитражным суд Нижегородской области было возбуждено дело № №... о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом).

В п. 2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2016 г. указано на то, что «требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей».

В п. 11 указанного Обзора судебной практики сказано, что «Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена», а также, что «утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствие с полоэюениями статей 71,100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными».

Т.е., Арбитражный суд Нижегородской области при рассмотрении вопроса об обоснованности требования налогового органа о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом), руководствуясь позицией Верховного суда РФ, устанавливал наличие у налогового органа возможности принудительного взыскания с ФИО1 налоговой задолженности.

Определением от (дата), вступившим в законную силу, суд отказал налоговому органу в удовлетворении и требования о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом) именно в связи с утратой возможности принудительного взыскания налога. Этот факт подтверждается копией определения от (дата).

На основании изложенного, истец просит суд:

ППризнать суммы недоимки, пени и штрафа ФИО1 НДФЛ

налог - 1083182,56 руб.;

пени - 593424.09 руб.;

штраф - 215480.55 руб.

ОФК 62 налог на добавленную стоимость:

налог - 4217111.00 руб.;

пени - 3668168.66 руб.;

штраф - 842247.00 руб.

ОФК62 единый соц. налог пенсион, ф.:

налог - 218828.00 руб.;

пени - 171890.50 руб.;

штраф - 43939.95 руб.

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС

налог - 19921.00 руб.;

пени - 15434.14 руб.;

штраф - 4049.20 руб.

возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их.

Представители административного ответчика - ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода по доверенности в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали, просили суд отказать в полном объеме.

Иные лица в судебное заседании не явились извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В силу п. 1 ст. 207 данного Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ установлено, что для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.209, п.1 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 настоящего Кодекса.

Положениями ст.41 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Положениями п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен п.4 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов,- если иное не предусмотрено настоящей главой. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Оформление результатов налоговой проверки устанавливается ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Порядок вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки определен ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

(дата) истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

(дата) истец был снят с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Нижнего Новгорода.

Согласно справе ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода №... о состоянии расчетов по налогам сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на (дата), за истцом числится задолженность:

НДФЛ

налог - 1083182,56 руб.;

пени - 593424.09 руб.;

штраф - 215480.55 руб.

ОФК 62 налог на добавленную стоимость:

налог - 4217111.00 руб.; - пени - 3668168.66 руб.;

штраф - 842247.00 руб.

ОФК62 единый соц. налог пенсион, ф.:

налог - 218828.00 руб.; - пени - 171890.50 руб.;

штраф - 43939.95 руб.

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС:

налог - 19921.00 руб.;

пени - 15434.14 руб.;

штраф - 4049.20 руб.

Итого, за истцом числится задолженность по налогам на общую сумму 5 539 042,50 руб., по пени - на сумму 4 448 917,20 руб., по штрафу - 1 105 716,60 руб., а всего на сумму 11 093 676 руб.

При этом судом установлено, что ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт от (дата)№..., в котором Инспекцией были установлены факты совершения налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было вынесено решение от (дата)№... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В данном решении Предпринимателю было предложено уплатить налог на доходы физических лиц - 1 075 333 руб., единый социальный налог - 237 959 руб., налог на добавленную стоимость - 4 213 776,20 руб., а также доначислены пени в общей сумме 1 340 902,05 руб.

Кроме этого, Предприниматель был привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 1 105 056 руб.

Из материалов дела следует, что (дата). решением Советского районного суда г. Н. Новгорода рассмотрены исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Нижнего Новгорода, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, о признании сумм., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В обосновании данных требований истец указал, что задолженность образовалась за 20074-2008 годы, срок на принудительное взыскание которой истек, поскольку ответчик в установленные НК РФ сроки не предпринимал мер по взысканию этих сумм, исковые требования о взыскании недоимки, штрафов, пени к ФИО1 не предъявлял.

В ходе рассмотрения указанного административного дела судом установлено, что порядок привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации был проверен судебными актами арбитражного суда Нижегородской области от (дата). по делу №..., первого арбитражного апелляционного суда от (дата). данное решение, арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от (дата). на указанное решение и постановление. Данными судебными актами в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказано.

При этом, в ходе рассмотрения указанного административного дела установлено, что заявленная к безнадежному взысканию недоимка частично взыскана в том числе в судебном порядке, что по существу лишило смысла утверждения о том, что вся спорная задолженность являлась безнадежной к взысканию, в связи с этим в удовлетворения заявленных требований истцу отказано.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Нижегородского областного суда указанное решение Советского районного суда г. Н. Новгорода оставлено без изменения апелляционная жалоба без удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от (дата) N №... (зарегистрирован в Минюсте России (дата) N №...) (далее - Порядок).

Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от (дата) N №...

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 указанного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 этого же Кодекса.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из административного искового заявления и материалов административного дела, вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №... от (дата). по заявлению ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгороду к ФИО2 о признании несостоятельным (банкротом) в связи с имеющейся задолженностью по денежным обязательствам в общей сумме превышающей 300 000 рублей установлено следующее.

(дата) ФИО1 прекратил свой статус в качестве ИП и был спят с учета, в связи с чем с этой даты налоговый орган утратил право взыскания с ФИО1 суммы задолженности в порядке 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции № 43, действующей на 12.07.2012, в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пенен, штрафов за счет имущества физического лица в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Данный срок является пресекательным.

Доказательства обращения в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок в суд с иском ФИО1. как к физическому липу, не являющимся индивидуальным предпринимателем, о взыскании задолженности по налогам на сумму, достаточную для обращения в суд с заявлением о признании ФИО1 банкротом налоговым органом суду не представлено.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 02.10.2007 Ы 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства исходя из пункта 3 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.

В заявление о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает, что им были приняты решения о взыскании с ФИО1 налогов через суд в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, доказательств обращения инспекции в суд с указанными решениями в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что возможность принудительного взыскания указанных в настоящем заявлении сумм налогов с ФИО1, утрачена.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. №№57 и Обзором судебной практики Верховного суда Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016) утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. установлено, что вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в определении Арбитражного суда Нижегородской области по делу по делу №... от (дата). сделан вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания с ФИО3, следовательно, у суда имеются основания предусмотренные ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящиеся за ФИО3

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Нижнего Новгорода, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, о признании сумм., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной - удовлетворить.

Признать суммы недоимки, пени и штрафа числящейся за ФИО1 в размере:

(НДФЛ состояние расчетов по налогу (сбору) - 1083182,56 руб.;

состояние расчетов по пени - 593424,09 руб.;

состояние расчетов по штрафам - 215480,55 руб.

ОФК 62 налог на добавленную стоимость

состояние расчетов по налогу (сбору) - 4217111,00 руб.;

состояние расчетов по пени - 3668168,66 руб.;

состояние расчетов по штрафам - 842247,00 руб.

ОФК62 единый соц. налог пенсион, ф.

состояние расчетов по налогу (сбору) - 218828,00 руб.;

состояние расчетов по пени - 171890,50 руб.;

состояние расчетов по штрафам - 43939,95 руб.

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС

состояние расчетов по налогу (сбору) - 19921,00руб.;

состояние расчетов по пени - 15434,14 руб.;

состояние расчетов по штрафам - 4049,20руб.),

возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца.

Судья, И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)