ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6472/2016 от 03.11.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-6472/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 03 ноября 2016 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Сочи о признании необоснованными отказов регистрирующего органа в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Как следует из текста Федерального закона № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от 17.06.2013 № 1224 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 09.01.2014 № 24 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 28.02.2014 № 327 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 06.10.2015 № 2867 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда» приняты в установленном порядке административные решения органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках многоквартирных домах по следующим адресам: город Сочи, <адрес>; город Сочи, <адрес>; город Сочи, <адрес>, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи. По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых. В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. В соответствии с пунктом «и» статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с положениями статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений. В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон. Также, в силу пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения. В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы. Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской от 01.12.2015 № 3.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены: сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 38,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Попову В.С. (1/3 доля в праве), Поповой Л.С. (1/3 доля в праве), Поповой О.Н. (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 32 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности Гарбузову Д.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 29,3 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Беловой Л.В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса Сочинского нотариального округа Селезневым А.А., письмом Филиала по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 19,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Сычевой В.Э. (1/2 доля в праве) и Кропивцевой Л.Н. (1/2 доля в праве), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Центрального района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края; сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, площадью 53,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве общей совместной собственности Иващенко М.Ю., Иващенко М.А., Иващенко В.А., что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Филиала по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также порядке выплаты разницы между ними. Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке. Также вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом. Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан. Также в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав в отдельных случаях регистрирующим органом указано на положения пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав) о том, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с частью 3 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в государственный кадастр недвижимости, не требуется. Согласно статье 6 Закона о государственной регистрации прав права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Абзацем 3 пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества, и, следовательно, отсутствие государственной регистрации права на изымаемое жилое помещение не препятствует возникновению права на это жилое помещение у органа местного самоуправления на основании заключенного соглашения об изъятии, а заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода этого права. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее – ранее учтенные объекты недвижимости). Частью 3 статьи 45 Закона о кадастре установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее – Порядок). Согласно пунктам 5, 8, 12 Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее – ОТИ). Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных ОТИ копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в ОТИ о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых ОТИ изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются ОТИ в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Данные разъяснения содержатся в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 06.10.2014 № 11-0830/14 «Для сведения и учета в работе», и из них следует, что регистрирующий орган обязан был самостоятельно обратиться в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с запросом о предоставлении необходимых документов технического учета для дальнейшей регистрации прав на такие объекты. Согласно пункту 5 статьи 4 названного Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 данного федерального закона, если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав, администрация города Сочи считает возможным обращение в суд с требованием о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав. Также следует учитывать, что право собственности Беловой Л.В. на изымаемое жилое помещение возникло с момента открытия наследства и подтверждено свидетельством о праве на наследство по закону серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса Сочинского нотариального округа Селезневым А.А., в связи со следующим. Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение. В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Как разъяснено в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Как следует из смысла указанных норм, наследник, принявший наследство и не отказавшийся от него в течение срока, установленного для принятия наследства, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство и момента государственной регистрации права собственности на наследственное имущество. С учетом изложенного, а также в связи с особым контролем за осуществлением на территории города Сочи переселения граждан из аварийного жилищного фонда и соблюдением прав переселяемых граждан, администрацией города Сочи обращается в суд с административным иском в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. На основании изложенного, администрация города Сочи просит признать необоснованными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 38,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Попову В.С. (1/3 доля в праве), Поповой Л.С. (1/3 доля в праве), Поповой О.Н. (1/3 доля в праве); обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 32 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности Гарбузову Д.А.; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 29,3 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Беловой Л.В.; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 19,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Сычевой В.Э. (1/2 доля в праве) и Кропивцевой Л.Н. (1/2 доля в праве); обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 53,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве общей совместной собственности Иващенко М.Ю., Иващенко М.А., Иващенко В.А..

В судебном заседании представитель административного истца администрации города Сочи – Юматова А.О., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Красницкая Л.Н., действующая на основании доверенности, просила суд оставить данное решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, представили письменно изложенные ходатайства о рассмотрении дела без их участия, в которых также просили суд удовлетворить исковые требования администрации города Сочи о признании необоснованными отказов в государственной регистрации прав на основании заключенных с ними соглашений об изъятии жилых помещений в целях переселения из аварийного жилья.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что заявленные администрацией города Сочи требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из текста Федерального закона № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от 17.06.2013 № 1224 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 09.01.2014 № 24 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 28.02.2014 № 327 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением администрации города Сочи от 06.10.2015 № 2867 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда» приняты в установленном порядке административные решения органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках многоквартирных домах по следующим адресам: город Сочи, <адрес>; город Сочи, <адрес>; город Сочи, <адрес>, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи. По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.

По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В соответствии с пунктом «и» статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд».

В соответствии с положениями статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.

При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.

Также, в силу пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.

В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.

Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской от 01.12.2015 № 3.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены: сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 38,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Попову В.С. (1/3 доля в праве), Поповой Л.С. (1/3 доля в праве), Поповой О.Н. (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 32 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности Гарбузову Д.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 29,3 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Беловой Л.В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса Сочинского нотариального округа Селезневым А.А., письмом Филиала по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 19,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Сычевой В.Э. (1/2 доля в праве) и Кропивцевой Л.Н. (1/2 доля в праве), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака серии III-АГ , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Центрального района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края; сообщения об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, площадью 53,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве общей совместной собственности Иващенко М.Ю., Иващенко М.А., Иващенко В.А., что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Филиала по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также порядке выплаты разницы между ними.

Решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.

Вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом.

Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.

Также в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав в отдельных случаях регистрирующим органом указано на положения пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав) о том, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в государственный кадастр недвижимости, не требуется.

Согласно статье 6 Закона о государственной регистрации прав права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Абзацем 3 пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества, и, следовательно, отсутствие государственной регистрации права на изымаемое жилое помещение не препятствует возникновению права на это жилое помещение у органа местного самоуправления на основании заключенного соглашения об изъятии, а заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода этого права.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее – ранее учтенные объекты недвижимости).

Частью 3 статьи 45 Закона о кадастре установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее – Порядок).

Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно пунктам 5, 8, 12 которого источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых изготовлены технические или кадастровые паспорта.

Данные разъяснения содержатся в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 06.10.2014 № 11-0830/14 «Для сведения и учета в работе», и из них следует, что регистрирующий орган обязан был самостоятельно обратиться в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с запросом о предоставлении необходимых документов технического учета для дальнейшей регистрации прав на такие объекты.

Согласно пункту 5 статьи 4 названного Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 данного федерального закона, если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказов в государственной регистрации прав, в связи с чем суд считает возможным удовлетворение заявленных требований администрации города Сочи о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав.

Также следует учитывать, что право собственности Беловой Л.В. на изымаемое жилое помещение возникло с момента открытия наследства и подтверждено свидетельством о праве на наследство по закону серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности нотариуса Сочинского нотариального округа Селезневым А.А., в связи со следующим. Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение. В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Как разъяснено в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Как следует из смысла указанных норм, наследник, принявший наследство и не отказавшийся от него в течение срока, установленного для принятия наследства, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство и момента государственной регистрации права собственности на наследственное имущество.

В соответствии с изложенными обстоятельствами, а также с учетом позиции привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц граждан, вынужденных проживать в аварийном жилье с постоянным риском для жизни и здоровья по причине невозможности регистрации прав на основании заключенных соглашений об изъятии, суд приходит к выводу о необоснованности отказов в государственной регистрации прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Изложенные обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения дела, позволяют прийти к выводу о том, что отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю являются необоснованными, так как нарушают права и законные интересы административного истца и переселяемых из аварийного жилья граждан, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья – удовлетворить.

Признать необоснованными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 38,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Попову В.С. (1/3 доля в праве), Поповой Л.С. (1/3 доля в праве), Поповой О.Н. (1/3 доля в праве);

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 32 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности Гарбузову Д.А.;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 29,3 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Беловой Л.В.;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 19,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности Сычевой В.Э. (1/2 доля в праве) и Кропивцевой Л.Н. (1/2 доля в праве);

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры, общей площадью 53,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве общей совместной собственности Иващенко М.Ю., Иващенко М.А., Иващенко В.А..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 07.11.2016 года.

Решение в законную силу не вступило

«Согласовано»