Дело № 2а-807/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 12 января 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего: судьи Соловьева Е.В.,
при секретаре Гришине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 А5 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа, обязании согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она (истица) является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: Х кв.м. Приведенный гаражный бокс находится на земельном участке. В мае 2017 года она (ФИО1) обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности помещением (гаражным боксом). Письмом № З-9019от 00.00.0000 года административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территорий города, предназначенные для размещений объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещение объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, а также по причине того, что размещение испрашиваемого объекта недвижимости (помещение 17) не соответствует проекту планировки улично-дорожной чести и территорий общественного пользования городского округа Х. При изложенных обстоятельствах, просит признать незаконным решение ДМИиЗО от 00.00.0000 года № З-9019 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения Схемы расположения земельного участка на КПТ, расположенного по адресу: Х обязать ДМИиЗО предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на КПТ, расположенного по адресу: Х
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - ДМИиЗО администрации г. Красноярска - ФИО2 (по доверенности У от 00.00.0000 года сроком по 00.00.0000 года) в суд не явился, был извещен, ранее представил отзыв на иск, согласно которого против удовлетворения исковых требований возражал, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территорий города, предназначенные для размещений объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещение объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, а также по причине того, что размещение испрашиваемого объекта недвижимости (помещение 17) не соответствует проекту планировки улично - дорожной чести и территорий общественного пользования городского округа Х.
Заинтересованное лицо - Администрация Х в суд своего представителя не направило, были извещены.
Выслушав административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца… и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений ст. 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 8);
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч. 16). Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (ч. 17).
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - Департамент) муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, определен Административным регламентом, утвержденным Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 годаУ-р.
В соответствии с п. 8 указанного Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является подписанный проект договора купли-продажи земельного участка либо подготовка письма (решения) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Судом установлено, что ФИО1 А6, 00.00.0000 года года рождения, на основании договора купли-продажи помещения от 00.00.0000 года является собственником помещения, назначение: нежилое, общей площадью 25, 3 кв.м., расположенного по адресу: Х Как следует из кадастрового паспорта и акта рабочей комиссии, гаражный бокс введен в эксплуатацию в 2008 году.
ФИО1 в мае 2017 года обратилась в ДМИиЗО администрации Х с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности помещением (гаражным боксом).
Письмом № З-9019от 00.00.0000 года ДМИиЗО отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территорий города, предназначенные для размещений объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, а также по причине того, что размещение испрашиваемого объекта недвижимости (помещение 17) не соответствует проекту планировки улично-дорожной чести и территорий общественного пользования городского округа Х.
Учитывая вышеизложенное, суд находит отказ ДМИиЗО незаконным, поскольку ФИО1 как собственник уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет право на предоставление ей земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ей гаражного бокса по назначению. Факт нахождения земельного участка в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территорий города, предназначенные для размещений объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, а также по причине того, что размещение испрашиваемого объекта недвижимости (помещение 17) не соответствует проекту планировки улично-дорожной чести и территорий общественного пользования городского округа Х, не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку гараж по вышеуказанному адресу создан до введения в действие вышеуказанных нормативно-правовых актов Х.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об изъятии участка из оборота, о нахождении в границах красных линий, о наличии правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
Каких-либо доказательств, что спорный земельный участок в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами не может находиться в частной собственности, в материалах дела не имеется и административным ответчиком они не представлены.
Поскольку со стороны административного ответчика не приведено суду доводов, свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям законодательства, являющихся в силу положений Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка заявителю, а также свидетельствующих о необходимости формирования участка в ином порядке и границах, то оспариваемый отказ ущемляет права истца, как собственника расположенного на данном участке жилого строения.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 А7 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х от 00.00.0000 года № З-9019 об отказе ФИО1 А8 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения Схемы расположения земельного участка на КПТ, расположенного по адресу: Х
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на КПТ, расположенного по адресу: ХХ
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х обязанность сообщить об устранении допущенных нарушений в течение одного месяца сор дня вступления в законную силу настоящего решения в Октябрьский районный суд Х и административному истцу ФИО1 А9.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: