УИД 66RS0031-01-2020-001197-69
Дело № 2а-647/2020
Решение в окончательной форме принято 10 декабря 2020 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года город Качканар
Качканарский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Закировой О.А.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой Е.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности №21 от 06 ноября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу к администрации Качканарского городского округа об обязании исключить сведения о границах населенного пункта из ЕГРН,
установил:
в Качканарский городской суд поступило посредством заполнения формы, замещённой на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (далее - Департамент) к администрации Качканарского городского округа об обязании исключить сведения о границах населенного пункта из ЕГРН.
В обоснование иска указано, что решением Думы Качканарского городского округа от 23 мая 2013 года № 44 «Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа» (далее – Решение от 23 мая 2013 года № 44) утвержден генеральный план Качканарского городского округа на период по 2035 год. Департамент обратился в Свердловский областной суд с административным иском о признании недействующим Решения от 23 мая 2013 года № 44 в части включения в границы населенного пункта г. Качканар лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35 выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; выдел 55 <...>; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 2-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8,12,20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1,3; квартал 74 выдел 10. Решением Свердловского областного суда от 02 июня 2020 года по делу № 3а-42/2020 требования Департамента удовлетворены. Признано не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта Решение от 23 мая 2013 года № 44 в части включения в границы населенного пункта г. Качканар лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35 выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; выдел 55 <...>; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 2-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8,12,20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1,3; квартал 74 выдел 10. Решение Свердловского областного суда от 18 июня 2020 года вступило в законную силу, но на момент подачи административного иска не исполнено администрацией Качканарского городского округа, а именно не исполнены обязательства по внесению в ЕГРН изменений в сведения о границах населенного пункта г. Качканар Качканарского городского округа Свердловской области в порядке, установленном Законом о регистрации, посредством предоставления соответствующих документов в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Российской Федерации. Административный истец Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу просит суд обязать администрацию Качканарского городского округа направить документы в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области для исключения сведений из границ населенного пункта г. Качканар, входящего в состав Качканарского городского округа, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35 выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; выдел 55 <...>; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 2-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8,12,20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1,3; квартал 74 выдел 10.
Представитель административного истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу ФИО2, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежаще, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Представитель административного ответчика администрации Качканарского городского округа ФИО1 в судебном заседании возражал по заявленным требованиям, поддержал доводы, указанные в отзыве. Также пояснил, что наложение границ частично имеется. В гражданский оборот данные земельные участки не пускаются и не будут пускаться. Права и интересы административного истца не нарушены. Если исковые требования будут удовлетворены, просит установить срок для внесения изменений в ЕГРН после утверждения генплана в соответствии с законодательством. С конца 2019 начали вносить изменения. Установлен определенный порядок: документы направляются в Министерство природы, Министерство лесного хозяйства. Это более 3 месяцев длится.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявлений и ходатайств не направляли.
С учетом надлежащего извещения не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие с учетом положений ст. 150 КАС РФ.
Суд, учитывая доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами содержащимися в административном исковом заявлении и признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 02 июня 2020 года удовлетворен административный иск Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу о признании нормативного правового акта не действующим в части. Судом признано не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта Решение от 23 мая 2013 года № 44 в части включения в границы населенного пункта г. Качканар лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35 выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; выдел 55 <...>; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 2-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8,12,20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1,3; квартал 74 выдел 10.
В силу пункта 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует и не оспаривается сторонами, что в регистрирующий орган до настоящего времени не представлены документы для исключения сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав пос. Именновский, установленных указанным выше решением Свердловского областного суда.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы, предусмотренные пунктом 20 части 1 настоящей статьи (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями). Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
С 01 января 2015 года полномочия по утверждению генеральных планов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае изменения компетенции (перераспределения полномочий) между органами местного самоуправления, орган местного самоуправления, к компетенции которого были отнесены в соответствующие полномочия, праве приостановить действие либо отменить ранее принятый другим органом местного самоуправления нормативный правовой акт, при этом правом на внесение изменений в указанный правовой акт он не обладает.
В соответствии с частью 16 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Правила).
Согласно пункту 7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Принимая во внимание изложенные нормы права, суд приходит к выводу, что обязанность по внесению изменений границ населенных пунктов, входящих в состав пос. Именновский Качканарского городского округа, должна быть возложена на администрацию Качканарского городского округа, поскольку неисполнение обязанности по внесению изменений в границы населенных пунктов нарушает право административного истца как лица, на которое возложены полномочия собственника по использованию земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, что административным ответчиком предпринимаются меры для внесения изменений в сведения о границах населенных пунктов, однако данная административная процедура является достаточно длительной, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу к администрации Качканарского городского округа об обязании исключить сведения о границах населенного пункта из ЕГРН удовлетворить.
Обязать администрацию Качканарского городского округа направить в срок до 01 июня 2021 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области документы для исключения сведений из границ населенного пункта г. Качканар, входящего в состав Качканарского городского округа, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35 выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; выдел 55 <...>; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 2-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8,12,20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1,3; квартал 74 выдел 10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб и (или) представления в Качканарский городской суд Свердловской области.
Судья О.А. Закирова