ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-647/20 от 23.07.2021 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИДУИД37RS0021-01-2021-000860-23
Дело № 2а-647/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23июля2021года городФурмановИвановскойобласти

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора – ФИО7

представителя административного истца УМВД России по Ивановской области
ФИО3,

административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению УМВД России по Ивановской области к ФИО1 о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан или иное специальное учреждение органа УМВД России по Ивановской области,

У С Т А Н О В И Л:

УМВД России по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан или иное специальное учреждение УМВД России по Ивановской области.

Административный иск мотивирован тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области на основании Распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 02.04.2021 г. № 2524-рн, вынесенного Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принято решение о депортации в отношении лица без гражданства ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца Украинской ССР.

<ДД.ММ.ГГГГ> в Консульский отдел Посольства Украины в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в определении гражданской принадлежности и оформлении свидетельства на возвращение на Родину лицу без гражданства ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженцу Украинской ССР, так как он не имеет действительного документа.

<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес УМВД России по Ивановской области из Консульского отдела Посольства Украины в Российской Федерации поступил ответ, в котором сказано, что ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, гражданином Украины не является.

ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, освободился из мест лишения свободы <ДД.ММ.ГГГГ>. Однако исполнить вышеуказанное решение в настоящее время не представляется возможным, поскольку в настоящее время со стороны УМВД России по Ивановской области предприняты все исчерпывающие меры по процедуре документирования ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, временным документом (свидетельством на возвращение на Родину). Однако до настоящего времени не отменены ни распоряжение о нежелательности пребывания ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, на территории РФ, ни решение о его депортации за пределы РФ. ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, не имеет документов, удостоверяющих его личность, в связи с чем, он не подлежит пропуску через Государственную границу РФ, что делает невозможным исполнение решения о его депортации за пределы РФ.

Ссылаясь на положения ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», истец просит суд вынести решение о помещении гражданина Украины ФИО1, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области или иное специальное учреждение органа УМВД России по Ивановской области до исполнения решения о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, сроком на 2 месяца.

Представитель административного истца УМВД России по Ивановской области ФИО8 в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, в нем изложенным, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что административный истец принял все исчерпывающие меры к депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, решение о депортации исполнено быть не может.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против помещения его в специальное учреждение, поскольку он не является гражданином Украины, все родственники у него в России.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение <№>-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Украины ФИО1

<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области принято решение о депортации гражданина Украины ФИО1, за пределы Российской Федерации. Исполнение решения о депортации осуществить после отбытия ФИО1 наказания, назначенного по приговору суда.

<ДД.ММ.ГГГГ> в Консульский отдел Посольства Украины в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в определении гражданской принадлежности и оформлении свидетельства на возвращение на Родину лицу без гражданства ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженцу Украинской ССР, так как он не имеет действительного документа.

<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес УМВД России по Ивановской области из Консульского отдела Посольства Украины в Российской Федерации поступил ответ, в котором сказано, что ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, гражданином Украины не является.

Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением.

Согласно справке об освобождении <№>, <ДД.ММ.ГГГГ>ФИО1 освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, где отбывал наказание по приговору Савеловского районного суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.

Уполномоченный орган Украины отрицает, что ФИО1 является гражданином данного иностранного государства, документы, необходимые для выезда на Украину не предоставляет. Сведениями о гражданской принадлежности ФИО4 к иным государствам административный истец не располагает, напротив, в судебном заседании представитель административного истца в судебном заседании показал, что УМВД России по Ивановской области предприняты исчерпывающие меры по документированию ФИО4 документами, необходимыми для исполнения решения о депортации.

Вместе с тем, согласно нормам действующего законодательства в специальном учреждении должны содержаться лица, подлежащие депортации за пределы Российской Федерации, как следует из представленных документов и пояснений представителя административного истца, меры по депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации исчерпаны.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, приверженность к всеобщему пониманию и соблюдению которых получила широкое международно-правовое признание: как следует из ст. 1, 2, 15, 17, 19, 21, 46, 62, 64 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы России положений Всеобщей декларации прав человека (ст.ст. 3, 8, и 9), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 2 и 9) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т. 5), это право воплощает в себе наиболее значимое социальное благо, без которого немыслимы достоинство и ценность человеческой жизни и демократическое правовое устройство общества и государства, а его уважение и судебная защита исключают возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности; это означает, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается лишь на основе принципов правовой определенности и справедливости при соблюдении конституционных критериев необходимости и соразмерности, препятствующих невосполнимой утрате самого существа данного права, в равной степени гарантированного российским гражданам, иностранцам и лицам без гражданства и образующего, наряду с иными конституционными правами и свободами, основы правового статуса личности в Российской Федерации. Выявляя смысл конституционных гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что они распространяются не только на прямо указанные в ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей, но и на все другие виды лишения свободы; понятие «лишение свободы», имея по своему конституционно-правовому смыслу автономное значение, охватывает собой любые вводимые в отраслевом законодательстве ограничения, если они фактически влекут лишение свободы.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что административный истец исчерпал меры к исполнению решения о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, суд полагает, что правовых оснований, для помещения ФИО1 в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления УМВД России по Ивановской области к ФИО1 о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации, в специальное учреждение следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к ФИО1 о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 23 июля 2021 г.