Дело № 2а-6488/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года ....
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего: Аникиной Л.А.
при секретаре: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по .... об оспаривании решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ объекта вспомогательного использования – металлического склада по адресу г..... обязании ответчика осуществить постановку на кадастровый учет объекта вспомогательного использования – металлического гаража склада по адресу г..... на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ФГБУ «ФКП Росреестра» о постановке на государственный кадастровый учет строения вспомогательного использования – металлического склада по ...., ......... ФИО1 были представлены заявление, декларация, правоустанавливающие документы на землю, техническое заключение АНО «Архитектурно-проектное бюро». Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» было приостановлено осуществление кадастрового учета со ссылкой на п.4 ч. 12 ст. 26 Закона о кадастре, при этом указано, что необходимо предоставить технический план, заключение органа архитектуры или сначала зарегистрировать право собственности на объект. Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановке в осуществлении кадастрового учета незаконным, поскольку оно противоречит ч.9 ст. 25, ст. 26 ФЗ от 24 июля 2007 года №221 «О государственном кадастре недвижимости».
В судебном заседании административный истец и его представитель на требованиях настаивали, считают, что ФИО1 предоставил все необходимые документы для постановки объекта на учет.
Представитель административного ответчика с иском не согласилась по доводам письменного отзыва.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Срок на обращение в суд с административным иском по настоящему делу административным истцом не пропущен.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился с заявлением в ФГБУ «ФКП Росреестра» о постановке на государственный кадастровый учет строения вспомогательного использования – металлического склада по ...., .........
ФИО1 к заявлению представлены: декларация об объекте недвижимого имущества, свидетельство о государственной регистрации права, техническое заключение АНО «Архитектурно-проектное бюро» от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета; для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано:
- либо представить в орган кадастрового учета документ, выданный уполномоченным органом (архитектура ....), подтверждающий отнесение объекта, в отношении которого представлено заявление, к объекту вспомогательного использования, для возведения которого не требуется разработка проектной документации, получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию;
- либо обратиться с заявлением о государственной регистрации права, постановка на учет объекта недвижимости будет осуществлена в порядке внутриведомственного взаимодействия;
- либо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана, который является дополнительным документом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 45 Закона о кадастре, предусматривает, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о кадастре, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 9 ст. 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством РФ, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правила настоящей части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов. Если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости. Форма декларации и состав включаемых в нее сведений устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п. 1 ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Пунктом 10 ст. 26 Закона о кадастре установлено, что решение о приостановлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец выражает несогласие с решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку им были представлены все необходимые документы в соответствии с ч.9 ст. 25 Закона о кадастре, а именно заявление, декларация и правоустанавливающие документы.
Согласно Письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 мая 2013 года N 14-исх/04560-ГЕ/13 "О направлении разъяснений", которое не отозвано, при поступлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (далее - регистрирующий, орган), заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества (гараж или иной объект недвижимого имущества) (далее - ОКС) с приложением декларации о таком ОКС:
регистрирующий орган в день поступления соответствующего пакета документов в порядке внутриведомственного взаимодействия направляет в орган кадастрового учета запрос в электронной форме о наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об ОКС с приложением декларации о таком ОКС;
орган кадастрового учета при поступлении данного запроса проверяет наличие в государственном кадастре недвижимости таких сведений и направляет в регистрирующий орган в электронной форме информацию о наличии (отсутствии) в государственном кадастре недвижимости сведений об ОКС;
в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об ОКС регистрирующий орган при принятии решения о государственной регистрации права на данный ОКС в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 N 1, направляет в орган кадастрового учета в электронной форме информацию о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей о государственной регистрации прав на ОКС (акт о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах технического учета, содержащихся в ЕГРП, далее - Акт) с приложением декларации, представленной заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав, для постановки ОКС на кадастровый учет;
ОКУ на основании представленных регистрирующим органом Акта и декларации осуществляет внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о данном ОКС и направляет информацию о кадастровом номере ОКС в регистрирующий орган для внесения в записи ЕГРП о данном ОКС.
При этом в письме отмечено, что заявитель не ограничен ст. 25 Закона о кадастре в возможности постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на общих основаниях (путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов, включая технический план). В этом случае, если заявителю принадлежит на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, он вправе представить для осуществления кадастрового учета вместо технического плана составленную и заверенную им декларацию об указанном объекте недвижимости.
Согласно оспариваемому решению, осуществление государственного кадастрового учета приостановлено на основании п.4 ч.2 ст.26 Закона о кадастре - не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 5 509 кв.м., расположенного по ...., ...., .....
ФИО1 в Филиал ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... представлена декларация об объекте недвижимости.
Таким образом, ответчик не вправе был требовать с ФИО1 технический план на строение, и данное основание приостановления государственной регистрации является неправомерным.
Кроме того, в решении указано, что ФИО1 необходимо предоставить документ, выданный архитектурой ...., подтверждающий отнесение объекта к объекту вспомогательного использования, для возведения которого не требуется разработка проектной документации.
Суд считает, что указанное основание приостановления так же является неправомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление данного документа именно комитетом по архитектуре и развитию ..... Кроме того, в представленном к заявлению техническом заключении АНО «Архитектурно – проектное бюро» указано, что нежилое здание – металлический склад по ..... .... является строением вспомогательного использования. Оснований подвергать сомнению указанный документ, не имеется.
Поскольку заявитель не ограничен ст. 25 Закона о кадастре в возможности постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на общих основаниях на основании заявления о постановке на учет объекта недвижимости, соответственно рекомендации ответчика для обращения первично с заявлением о государственной регистрации права, не правомерны.
На основании изложенного, имеются правовые основания для признания незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по .... от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и приказу Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 г. N 473 "полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы. Эти полномочия на территории .... возложены на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по .....
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Исходя из указанных норм права, прерогатива осуществлять постановку на кадастровый учет возлагается на компетентный орган в лице его филиалов.
Таким образом, при признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, заявление ФИО1 подлежит разрешению ответчиком путем повторного рассмотрения заявления.
Суд не вправе подменять полномочия данного компетентного органа.
В связи с чем, в целях устранения нарушения прав истца на филиал ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на кадастровый учет объекта вспомогательного использования – склада, расположенного по адресу ....
При изложенных обстоятельствах, требования административного иска ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить в части.
Признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по .... от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Возложить на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по .... обязанность повторно в установленном порядке рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на кадастровый учет объекта вспомогательного использования – склада, расположенного по адресу ....,....
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина