№
Дело № 2а-728/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2020 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретарях Булановой А.С. и Персидской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1
о признании незаконными действий жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Сахалинской области в части принятия и направления во ФСИН России ордера на жилое помещение №
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части исключения слов «занимаемого на основании договора социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части указания на условие постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренное одним из пунктов части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части исключения слов «на основании договора социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части указания условия постановки и нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренных пунктами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части изменения даты рождения ФИО с ДД.ММ.ГГГГ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 25 сентября 2018 года установить нахождение ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «заявитель предоставила сведения о наличии жилого помещения, занимаемого по договору социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…на основании ордера на жилое помещение»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части изменения норматива общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части рассмотрения вопроса о смерти ФИО в качестве основания установления нахождения ФИО1 на учете по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привела следующие обстоятельства.
Административный истец проходила государственную службу в органах уголовно-исполнительной системы – УФСИН России по Сахалинской области, с 9.09.2019 года находится на пенсии. ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по <адрес>. Однако с 05.12.2012 года ФИО1 с детьми проживала не в зарегистрированном помещении, а в съёмных квартирах. Помещение, в котором они были зарегистрированы, было предоставлено её отцу – ФИО в 1986 году, о чем был выдан ордер на жилое помещение. С января 2014 года выслуга лет ФИО1 составила более 10 лет и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2019 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 24.01.2014 года она передала документы для рассмотрения вопроса о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, ордер на жилое помещение, так как ни договор найма, ни договор социального найма, которые указаны в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, не заключались.
Согласно действовавшему в то время приказу ФСИН России от 29 августа 2013 года №, решение вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты возлагалось на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поэтому документы постановке на учет были направлены именно туда.
В связи с продолжительным отсутствием решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по поводу постановки ФИО1 на учет, в 2016 году в Южно-Сахалинский городской суд было подано исковое заявление о возложении обязанности на комиссию ФСИН России поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с 2014 года. Решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 июня 2016 года на комиссию была возложена соответствующая обязанность, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27.09.2016 года решение Южно-Сахалинского городского суда было оставлено без изменений.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 16.05.2014 года ФИО1 была поставлена на учет с 15.01.2014 года составом семьи из 2-х человек. Решением комиссии ФСИН России от 01.11.2017 года в учетное дело ФИО1 были внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4-х человек в связи с рождением детей. 25.09.2018 года отец ФИО1 умер, о чем она уведомила комиссию ФСИН России. Исходя из правил предоставления единой социальной выплаты, по подсчетам ФИО1, размер социальной выплаты на семью из 3-х и более человек равен 9440565 рублей 30 копеек.
На основании приказа ФСИН России от 24.12.2018 года № ФИО1 произведена единовременная социальная выплата, а 25.12.2018 года на ее лицевой счет поступили денежные средства в размере 4573429 рублей 41 копейки, которые являются единовременной социальной выплаты.
В связи с несогласием с размером выплаченных денежных средств, ФИО1 подала в Южно-Сахалинский городской суд исковое заявление о возложении обязанности по выплате недостающих денежных средств единовременной социальной выплаты и возмещении морального вреда.
ФИО1 считает, что действиями комиссии были нарушены пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и пункты 10.1, 10.2 и 11 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года №, так как комиссия не исключила не предусмотренный Перечнем документ – ордер на жилое помещение, в связи с чем, включила его в пакет документов.
Также был нарушен пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и пункт 7.1.1 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 года № (действовал на момент принятия решения о постановке на учет), так как комиссия не осуществила проверку направленных документов на предмет соответствия их перечню, в связи с чем, приняла к рассмотрению документ, не предусмотренный пунктом 5, а именно, ордер на жилое помещение. В нарушение пункта 21 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 года №, комиссия в своем решении от 16 мая 2016 года не привела обоснования изменения основания постановки на учет, ранее указанное в заявлении ФИО1, и необоснованно указала, что помещение, в котором зарегистрирована ФИО1 с детьми, они занимают на основании договора социального найма, однако данная формулировка не соответствует действительности, поскольку договор социального найма не заключался и в комиссию ФСИН России не мог быть направлен.
До момента получения единовременной социальной выплаты ФИО1 полагала, что была поставлена на учет по условию пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2019 года № 283-ФЗ, а именно – «не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма». Однако в выписке из протокола № от 1.10.2017 года приведены расчеты относительно обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, что свидетельствует о нахождении ФИО1 на учете по условию, предусмотренному пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2019 года № 283-ФЗ, согласно которому, ФИО1 является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечена общей площадью на одного члена семьи 15 квадратных метров. Это также подтверждает описательная часть протокола о том, что жилое помещение занимается ею и членами семьи на основании договора социального найма. Однако согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети, родители, а согласно части 4 этой же статьи, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает в занимаемом им помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеет наниматель и члены его семьи. Однако с декабря 2012 года ФИО1 с детьми не проживает в зарегистрированном помещении, а ФИО умер 25.09.2018 года, о чем комиссия ФСИН России была уведомлена. В связи с этим, ФИО1 перестала быть членом семьи ФИО На день принятия решения комиссией ФСИН России о выплате единовременной социальной выплаты 22.11.2018 года, ФИО1 не могла находиться на учете по получению единовременной социальной выплаты по пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2019 года № 283-ФЗ. В связи с чем, условие нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты должно быть заменено на пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2019 года № 283-ФЗ «не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма». Указанные нарушения привели к существенному занижению суммы единовременной социальной выплаты.
Административный истец просит суд признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Сахалинской области в части принятия и направления во ФСИН России ордера на жилое помещение № серии А; признать незаконными действия комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части принятия и рассмотрения ордера на жилое помещение № серии А; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части исключения слов «занимаемого на основании договора социального найма»; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части указания на условие постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренное одним из пунктов части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части исключения слов «на основании договора социального найма»; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части указания условия постановки и нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренных пунктами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части изменения даты рождения ФИО2 с 11.04.2014 года на 11.07.2014 года; обязать комиссию ФСИН России с 25 сентября 2018 года установить нахождение ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ.
Определением от 25.09.2019 года к участию в деле в качестве третьего и четвертого административных ответчиков привлечены УФСИН России по Сахалинской области и ФСИН России, соответственно.
28 декабря 2019 года стороной административного истца подано дополнение к административному исковому заявлению, в котором ФИО1 указала, что28.10.2019 года в ходе судебного заседания по гражданскому делу № по ходатайству ФИО1 от представителя ФСИН России ФИО3 было истребовано доказательство – копия выписки из прокола № от 22.11.2018 года заседания комиссии ФСИН России, на основании которого было принято решение о выплате ФИО1 единовременной выплаты из расчета норматива общей площади жилого помещения в размере 34,88 кв.м. С принятым решением она не согласна в силу нарушения пункта 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № и пункта 18 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 года №, комиссия ФСИН России в решении от 22.11.2018 года необоснованно указала, что заявитель предоставила сведения о наличии жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, что противоречит действительности, и также указала, что заявитель и ее дети проживают по зарегистрированному адресу, что не соответствует действительности, так как с 1 декабря 2012 года и по настоящее время они по зарегистрированному адресу не проживают. Справка из УФСИН России по Сахалинской области от 20.07.2018 года ФИО1 не подписывалась, кроме того, 08.12.2014 года между ФИО1 и ФИО заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Также в нарушение пункта 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № и пунктов 7.1.1, 18 Порядка утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 года №, комиссия в решении от 22.11.2018 года необоснованно указала, что заявитель с рождения по настоящее время проживает по зарегистрированному адресу на основании ордера от 12.12.1984 года, однако согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты ордер не является предметом рассмотрения комиссией ФСИН России, в связи с чем, в соответствии с пунктом 7 Правил, комиссия ФСИН России не имела права ссылаться на него. Также расчет комиссии ФСИН России не является верным, в связи с чем, размер единовременной социальной выплаты должен быть изменен.
В дополнении к административному иску ФИО1 просит суд: обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «заявитель предоставила сведения о наличии жилого помещения, занимаемого по договору социального найма»; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по н/<адрес> обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…на основании ордера на жилое помещение»; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской протокола № от 22 ноября 2018 года, в части изменения норматива общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской протокола № от 22 ноября 2018 года, в части рассмотрения вопроса о смерти ФИО в качестве основания установления нахождения ФИО1 на учете по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени его проведения извещена.
Представитель ФИО1 – ФИО4 поддержал требования своего доверителя по изложенным в административном иске и дополнении к нему основаниям, просил восстановить административному истцу срок на обращение в суд по основаниям, изложенным в письменном ходатайстве.
Представитель административных ответчиков ФИО5 в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагала, что ФИО1 срок на обращение в суд пропущен, возражала против его восстановления.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения участников административного процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ», совместно с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, определяется порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты.
В силу пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных, выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно пункту 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Из материалов дела суд установил, что административный истец ФИО1 проходила службу в уголовно-исполнительной системе - замещала должность старшего инструктора группы кадров и работы с личным составом ФКУ УК УФСИН России по Сахалинской области; выслуга лет административного истца в календарном исчислении составила 15 лет 6 месяцев и 25 дней; с 09.09.2019 года истец находится на пенсии.
Административный истец имеет регистрацию в жилом помещении, расположенном по <адрес>
Данное жилое помещение было предоставлено отцу ФИО1 - ФИО на основании ордера от 12 декабря 1986 года № выданного Исполнительным комитетом Южно-Сахалинского городского Совета народных депутатов. Квартира предоставлена ФИО на семью из 4-х человек: супруги ФИО<данные изъяты> - ФИО, следовательно, истец вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя (своего отца).
В целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец обратилась в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Сахалинской области с соответствующим заявлением и пакетом документов; 16 мая 2016 года ФИО1 составом семьи из 2-х человек поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 15 января 2014 года, что подтверждается выпиской из протокола ФСИН России № от 16 мая 2016 года о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В последующем, в учетные данные административного истца внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4-х человек.
Протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, № от 22 ноября 2018 года о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты учтены изменения состава семьи ФИО1 - в связи со смертью нанимателя (отца ФИО1 - ФИО).
По результатам рассмотрения документов административного истца, за счет средств федерального бюджета ФИО1 выплачена единовременная социальная выплата в размере 4573429 рублей 41 копейка.
Основным доводом административного искового заявления является необоснованное исчисление единовременной социальной выплаты в сумме, значительно меньше, чем рассчитывала истец, в связи с незаконным принятием и рассмотрением уполномоченными комиссиями УФСИН России по Сахалинской области и ФСИН России документа, не предусмотренного пунктом 5 Правил – ордера на вышеуказанное жилое помещение. Поскольку, по мнению стороны административного истца, ордер в перечне документов, предоставляемых в соответствующие комиссии, не предусмотрен, то у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для его принятия и учета.
Данное мнение является ошибочным, основанном на неверном толковании норм законодательства.
Так, в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения правоотношений по предоставлению жилого помещения семье Т-вых, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяла, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.
Следовательно, в случае отсутствия у гражданина договора социального найма (как в спорном случае), должен быть представлен ордер – единственный документ, подтверждающий законность вселения в конкретное жилое помещение, что и было сделано ФИО1
Административные ответчики правомерно приняли к рассмотрению ордер на квартиру и комиссия ФСИН России обоснованно рассчитала истцу размер выплаты с учетом содержащейся в ордере юридически значимой информации. Следовательно, оснований для возложения на комиссию ФСИН России обязанности внести изменения в принятые в отношении административного истца решения в части условий постановки и нахождения ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты - на предусмотренные пунктами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, не имеется.
Кроме этого, решением Южно-Сахалинского городского суда от 28.10.2019 года по гражданскому делу № отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФСИН России о признании размера расчета единовременной социальной выплаты заниженным и незаконным, возложении обязанности выплатить денежные средства, признать действия комиссии ФСИН России в части принятия и рассмотрения документа, не предусмотренного пунктом 5 Правил – ордера, взыскании компенсации морального вреда.
В связи с наличием судебного решения от 28.10.2019 года суд оставил требование ФИО1 о признании незаконными действий комиссии ФСИН России в части принятия и рассмотрения ордера на жилое помещение № серии А без рассмотрения, о чем вынесено соответствующее определение.
Оснований полагать, что ФИО1 занимала жилое помещение не на условиях договора социального найма (даже при отсутствии договора как такового), у суда не имеется; стороной административного истца, на которой в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лежит обязанность доказать свои требования, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об ином положении дел, не представлено.
То обстоятельство, что ФИО1 с семьей, сохраняя регистрацию в <адрес>, фактически проживает в ином жилом помещении, правового значения по делу не имеет.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков допущено не было.
В удовлетворении остальных требований административного иска суд также отказывает, поскольку допущенные в документах описки (опечатки) не требуют судебного вмешательства – они не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца и могут быть устранены уполномоченным органом по заявлению гражданина, заинтересованного в их исправлении.
Кроме этого, по делу установлен пропуск административным истцом срока на обращение в суд.
Так, по общему правилу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из заявления административного ответчика о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд следует, что 24.01.2014 года истцу стало известно о предполагаемом нарушении ее права в части действий жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Сахалинской области, 22.11.2018 года – в части действий комиссии ФСИН России, а также 25.12.2018 года - с момента получения денежных средств в той сумме, с которой она не согласна, следовательно, срок на обращение истек 24.04.2014 года, 22.02.2019 года и 25.03.2019 года, соответственно.
ФИО1 подано ходатайство о восстановлении срока, в котором она ссылается на неоднократные попытки урегулировать административный спор в досудебном порядке через органы государственной власти и правоохранительные органы, к ходатайству приложила соответствующую переписку.
Проверив доводы сторон по данному вопросу, суд полагает, что срок на обращение в суд пропущен ФИО1 по причинам, которые признать уважительными нельзя. Перечисленные в ходатайстве о восстановлении срока обстоятельства никак не препятствовали истцу реализовать свое право на судебную защиту.
Пропуск срока на обращение в суд в силу закона является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
о признании незаконными действий жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Сахалинской области в части принятия и направления во ФСИН России ордера на жилое помещение №
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части исключения слов «занимаемого на основании договора социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 16.05.2016 года, в части указания на условие постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренное одним из пунктов части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части исключения слов «на основании договора социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части указания условия постановки и нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренных пунктами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 01.11.2017 года, в части изменения даты рождения ФИО с ДД.ММ.ГГГГ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 25 сентября 2018 года установить нахождение ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «заявитель предоставила сведения о наличии жилого помещения, занимаемого по договору социального найма»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части исключения слов: «…на основании ордера на жилое помещение»;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части изменения норматива общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты;
возложении обязанности на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внести изменения в принятое решение, оформленное выпиской из протокола № от 22 ноября 2018 года, в части рассмотрения вопроса о смерти ФИО в качестве основания установления нахождения ФИО1 на учете по условию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 13 февраля 2020 года.
Председательствующий судья Н.Л. Перченко