ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-648/2018 от 19.07.2018 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

№2а-648/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 19 июля 2018 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-648/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края о признании незаконных решений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд к Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края с административным исковым заявлением, в котором указал следующее.

Распоряжением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден акт выбора земельного участка и схема его расположения по <адрес> между номерами домов и <адрес>. Впоследствии земельному участку присвоен кадастровый . Данный участок находится на публичной кадастровой карте с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Благодарного Благодарненского района Ставропольского края, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешило ФИО1 строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства – склада , площадью <данные изъяты> кв.м. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

В разрешении также указано, что проектная документация подготовлена ООО «Архитектура и градостроительство», номер градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес>, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешило ФИО1 строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства – склада , площадью <данные изъяты>.м. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

В разрешении также указано, что проектная документация подготовлена ООО «Архитектура и градостроительство», номер градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В градостроительном плане земельного участка 2016 года (новая редакция) с кадастровым номером по адресу: <адрес>, б/н между номерами домов и указано, что земельный участок относится к зоне «Общественно-деловая зона местных центров (ОД-2)», в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что административное нежилое здание, площадью <данные изъяты>.м принадлежит на праве собственности ФИО1

В проектной документации на строительство склада , подготовленной в ДД.ММ.ГГГГ имеется календарный график строительства, в котором указано, что срок окончания строительства ДД.ММ.ГГГГ.

В проектной документации на строительство склада , подготовленной в ДД.ММ.ГГГГ имеется календарный график строительства, в котором указано, что срок окончания строительства также ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе Благодарненского городского округа Ставропольского края с заявлениями о продлении срока действия разрешений на строительство №RU от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на которые получил ответы, что срок действия разрешения может быть продлён органом местного самоуправления не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.

Указано, что повторная выдача разрешения на строительство осуществляется при подаче всех правоустанавливающих документов.

То есть решением Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ фактически отказано в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада » и решением Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ фактически отказано в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края предлагает получить новое разрешение на строительство.

Считает решения Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Отношения по выдаче разрешений на строительство и их продлении выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Как следует из п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен…органом местного самоуправления…выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Строительные работы ФИО1 производит, склад построен на <данные изъяты>, а склад - на <данные изъяты>.

Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия.

Следовательно, ФИО1, обращаясь в администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края с заявлениями о продлении разрешений на строительство, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган, ответ которого оспаривается, исполнил предоставленные законом публично-властные полномочия в отношении административного истца.

Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений государственных органов, осуществляющих государственные функции, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Считает, что Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края нарушает его права и на основании вышеизложенного, просил суд:

1. Признать незаконным решение Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

2. Признать незаконным решение Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

3. Обязать Администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО1 о продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

4. Обязать Администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО1 о продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие. Кроме того, представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В связи с тем, что гр. ФИО1 обратился в администрацию в сроки с нарушением градостроительного законодательства, администрацией были направлены письма ФИО1 об отказе в продлении сроков действия разрешений.

На основании вышеизложенного, просили суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований, касающихся продления сроков действия разрешений: от ДД.ММ.ГГГГ на строительство склада ; от ДД.ММ.ГГГГ на строительство склада .

Суд, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Судом установлено, что распоряжением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден акт выбора земельного участка и схема его расположения по <адрес>, б/н между номерами домов и <адрес>. Впоследствии земельному участку присвоен кадастровый . Данный участок находится на публичной кадастровой карте с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Благодарного Благодарненского района Ставропольского края, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешило ФИО1 строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства – склада , площадью <данные изъяты>.м. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

В разрешении также указано, что проектная документация подготовлена ООО «Архитектура и градостроительство», номер градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Благодарного Благодарненского района Ставропольского края, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешило ФИО1 строительство на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства – склада , площадью <данные изъяты>.м. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

В разрешении также указано, что проектная документация подготовлена ООО «Архитектура и градостроительство», номер градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В градостроительном плане земельного участка ДД.ММ.ГГГГ (новая редакция) с кадастровым номером по адресу: <адрес>, б/н между номерами домов и указано, что земельный участок относится к зоне «Общественно-деловая зона местных центров (ОД-2)», в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что административное нежилое здание, площадью <данные изъяты>.м принадлежит на праве собственности ФИО1

Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу факт начала ФИО1 строительных работ, так как согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый инженер Г.В.В. пришёл к заключению, что в результате фактического осмотра объекта незавершенного строительства Склада, расположенного по адресу: <адрес> (между номерами домов и ) на земельном участке с кадастровым номером выявлено, что данный объект имеет степень готовности <данные изъяты>. А именно: полностью возведен фундамент, полностью возведены стены, полностью возведена крыша, осталось провести работы по установке въездных ворот и проведение оконного остекления.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый инженер Г.В.В. пришёл к заключению, что в результате фактического осмотра объекта незавершенного строительства Склада, расположенного по адресу: <адрес>, б/н (между номерами домов и ) на земельном участке с кадастровым номером выявлено, что данный объект имеет степень готовности - <данные изъяты>. А именно только полностью возведен фундамент.

Из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).

В силу части 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 25.05.2017 N 439 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства" (Источник публикации "Известия Благодарненского муниципального района Ставропольского края", N 11, 02.06.2017), в п. 2.6 которого указано, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт могут выдаваться на отдельные этапы строительства. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В проектной документации на строительство склада и склада , подготовленной в ДД.ММ.ГГГГ (которая также имеется у административного ответчика) имеется календарный график строительства, в котором указано, что срок окончания строительства ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 2.6.2 Регламента определено, что в целях получения муниципальной услуги по продлению срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства заявитель направляет в администрацию не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения заявление о продлении срока действия с приложением следующих документов:

ранее выданного разрешения на строительство;

правоустанавливающих документов на земельный участок;

документов, подтверждающих, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт начаты до истечения срока подачи заявления;

материалов, содержащихся в проектной документации:

проекта организации строительства объекта капитального строительства.

Пунктом 2.9 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является:

отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 настоящего Регламента;

несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство оформляется письмом и должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения. К письму об отказе прилагаются все предоставленные документы. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Приостановление оказания муниципальной услуги осуществляется в случае несвоевременного предоставления информации, запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия должностными лицами, ответственными за предоставление государственной услуги.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе Благодарненского городского округа <адрес> с заявлениями о продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, на которое получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что срок действия разрешения может быть продлён органом местного самоуправления не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. И повторная выдача разрешения на строительство осуществляется при подаче всех правоустанавливающих документов согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе Благодарненского городского округа <адрес> с заявлениями о продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, на которое получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что срок действия разрешения может быть продлён органом местного самоуправления не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. И повторная выдача разрешения на строительство осуществляется при подаче всех правоустанавливающих документов согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Несмотря на то, что административный истец ФИО1 обратился с заявлением к административному ответчику после истечения срока разрешений, суд приходит к следующим выводам:

- в проектной документации на строительство склада и склада , подготовленной в ДД.ММ.ГГГГ срок, предусмотренный проектом организации строительства объектов капитального строительства изначально предусматривался до ДД.ММ.ГГГГ;

- нормативными актами предусмотрен отказ в продлении срока разрешений на строительство только в случае, если строительство не начато, следовательно, сам по себе отказ по мотиву несоблюдения срока (не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения) при готовности на <данные изъяты> Склада и на 5% Склада , не является законным, обоснованным и мотивированным;

- более того, несвоевременное (позднее) включение в гражданский оборот объектов недвижимости может негативно сказываться на формировании налоговой базы органа местного самоуправления, и как результат, ненадлежащем пополнении бюджета.

Часть 9 статьи 227 КАС РФ определяет, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В этой связи, суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти, в том числе, решать вопрос об отсутствии иных оснований для отказа ФИО1 в продлении срока действия разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края.

В связи с изложенным суд считает отказы незаконными и требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Признать незаконным решение Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Обязать Администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО1 о продлении срока действия разрешения №RU от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Обязать Администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО1 о продлении срока действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство «Склада ».

Обязать администрацию Благодарненского городского округа Ставропольского края сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в Благодарненский районный суд Ставропольского края и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец