Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 апреля 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-648/2022 по административному иску ФИО1 к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард об оспаривании решения (отказа) в выдаче разрешения на строительство
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард (ДСАиЗО Администрации МО г. Салехард) об оспаривании решения (отказа) в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требования административного иска административной истец указал, что он 18.02.2020 года на основании договора купли-продажи приобрел объект незавершенного строительства станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка, кадастровый №, расположенный на земельном участке, кадастровый №, принадлежащий на основании договора аренды № от 03.04.2017 и разрешения на строительство, выданного Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений МО г. Салехард от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14, срок которого продлевался до 01.04.2017 года.
Согласно договора переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 19.03.2020 года ФИО1, оглы принял на себя права и обязанности по аренде земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащий на основании договора аренды № от <дата>, который ранее был заключен с собственником объекта незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
Согласно дополнительному соглашению от 02.11.2020 г. № о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 03.04.2017 г.№ заключенного между ФИО1, оглы и Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард в пункт 2.2. договора внесены изменения, согласно которого срок аренды земельного участка устанавливается по 31.03.2023 года.
01.10.2021 года ФИО1 обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард о выдаче ему разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа», на что Департамент строительства…, отказал в виду того, что согласно информации ЕГРН земельный участок установлен вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» (код 4.9.1), а «крытая автомобильная стоянка боксового типа» не относится к объектам придорожного сервиса. А также то, что процент застройки в границах земельного участка составит 1,7 % от площади земельного участка, что в соответствии с правилами землепользования и застройки МО г. Салехард, утвержденным Решением Городской думы от 29.04.2020 года № земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры (ТЗ 500) в части минимального (не более 20) и максимального (не более 80) процента застройки в границах земельного участка.
Из этого же ответа следует, что на вышеуказанный земельный участок выдано разрешение на строительство от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14 и согласно части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданное прежнему правообладателю земельного участка.
В связи с полученным отказом и со снятием с регистрационного учета в органе ФГБУ «Росреестра» объекта незавершенного строительства «станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка» кадастровый №, ФИО1 15.10.2021 года обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на которое Постановлением Администрации города Салехарда от 16.11.2021 № на указанный земельный участок установлен вид разрешенного использования : «хранение автотранспорта, код 2.7.1».
24.11.2021 года Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард на основании заявления ФИО1, выдан градостроительный план земельного участка №РФ№0265 согласно которого следует, что в границах земельного участка находится объект незавершенного строительства (станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка) 1284,5 м2, согласно раздела данного плана следует, что видами разрешенного использования земельного участка являются среди прочих перечисленных относится и «хранение автотранспорта (2.7.1)».
Разделом 2.3. данного градостроительного плана установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно данного раздела следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена без ограничений».
На основании Постановления Администрации МО г. Салехарда от 26.11.2021 года № на вышеуказанный земельный участок предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения высоты объекта хранения автотранспорта до 8 метров.
24.12.2021 года ФИО1 обратился с заявлением в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа» с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, автодорога Салехард-Аксарка, и 30.12.2021 года ему в выдаче разрешения отказано в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, то что процент застройки в границах земельного участка составит 1,7 % от площади земельного участка. Предусмотренный проектной документацией процент застройки расположен вне пределов показателей, предусмотренных приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019.
И вновь согласно этого же ответу следует, что на вышеуказанный земельный участок выдано разрешение на строительство от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14 и согласно части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданное прежнему правообладателю земельного участка.
13.01.2022 года ФИО1 вновь обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером №, на что 19.01.2022 года получен отказ в связи с несоответствием проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и, что процент застройки в границах земельного участка составит 3,4 % от площади земельного участка. Предусмотренный проектной документацией процент застройки расположен вне пределов показателей, предусмотренных приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019.
В связи с полученными неоднократными отказами, ФИО1 24.01.2022 вновь обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка» в городе Салехард ЯНАО, однако 28.01.2022 года им получен отказ в соответствии с частью 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ, в связи с тем что срок разрешения на строительство истек 01.04.2017 года.
Считает указанный отказ незаконным по следующим основаниям.
согласно Раздела 2.3. градостроительного плана земельного участка №РФ№0265 следует, что в границах земельного участка находится объект незавершенного строительства (станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка) 1284,5 м2, и согласно раздела данного плана следует, что видами разрешенного использования земельного участка являются среди прочих перечисленных относится и «хранение автотранспорта (2.7.1)». Установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно данного раздела следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена без ограничений».
Ссылка ответчика в отказе в выдаче разрешения на строительство «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» со ссылкой на СП 42. 42.13330.2016 о нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий, к которым относятся объекты в зоне транспортной инфраструктуры и определенные в соответствии с СП 18.13330. «Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка» и установленным приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019, ошибочна и незаконна, так как автомобильная стоянка боксового типа не предусмотрено.
Разделом 3.19 установлено, что хранение автомобилей боксового типа: Хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд.
Разделами установлено требование к размерам земельного участка, 4.1 Размещение стоянок автомобилей на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков следует предусматривать с учетом требований СП 18.13330, СП 42.13330, СП 43.13330, СП 54.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, настоящего свода правил и нормативных документов по пожарной безопасности и 4.15 Размеры земельных участков для размещения стоянок автомобилей следует определять по СП 42.13330. в
Требований к минимальной процентной застройки не установлено, как и не установлено градостроительным планом земельного участка №РФ№0265 согласно которого следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена - без ограничений».
В связи с изложенным просил признать обжалуемый отказ незаконным.
Административный истец, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что административный истец 18.02.2020 года на основании договора купли-продажи у ФИО4 приобрел объект незавершенного строительства станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка, кадастровый №, расположенный на земельном участке, кадастровый №, принадлежащий на основании договора аренды № от <дата> и разрешения на строительство, выданного Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений МО г. Салехард от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14, срок которого продлевался до 01.04.2017 года.
Согласно договора переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от <дата> ФИО1, оглы принял на себя права и обязанности по аренде земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащий на основании договора аренды № от 03.04.2017, который ранее был заключен с собственником объекта незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
Согласно дополнительному соглашению от 02.11.2020 г. № о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 03.04.2017 г.№ заключенного между ФИО1, оглы и Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард в пункт 2.2. договора внесены изменения, согласно которого срок аренды земельного участка устанавливается по 31.03.2023 года.
01.10.2021 года ФИО1 обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард о выдаче ему разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа», на что Департамент, отказал в виду того, что согласно информации ЕГРН земельный участок установлен вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» (код 4.9.1), а «крытая автомобильная стоянка боксового типа» не относится к объектам придорожного сервиса. А также то, что процент застройки в границах земельного участка составит 1,7 % от площади земельного участка, что в соответствии с правилами землепользования и застройки МО г. Салехард, утвержденным Решением Городской думы от 29.04.2020 года № земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры (ТЗ 500) в части минимального (не более 20) и максимального (не более 80) процента застройки в границах земельного участка. Из этого же ответа следует, что на вышеуказанный земельный участок выдано разрешение на строительство от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14 и согласно части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданное прежнему правообладателю земельного участка.
В связи с полученным отказом и со снятием с регистрационного учета в органе ФГБУ «Росреестра» объекта незавершенного строительства «станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка» кадастровый №, ФИО1 15.10.2021 года обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на которое Постановлением Администрации города Салехарда от 16.11.2021 № на указанный земельный участок установлен вид разрешенного использования : «хранение автотранспорта, код 2.7.1».
24.11.2021 года Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехард на основании заявления ФИО1, выдан градостроительный план земельного участка №РФ№0265 согласно которого следует, что в границах земельного участка находится объект незавершенного строительства (станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка) 1284,5 м2, согласно раздела данного плана следует, что видами разрешенного использования земельного участка являются среди прочих перечисленных относится и «хранение автотранспорта (2.7.1)».
Разделом 2.3. данного градостроительного плана установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно данного раздела следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена без ограничений».
На основании Постановления Администрации МО г. Салехарда от 26.11.2021 года № на вышеуказанный земельный участок предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения высоты объекта хранения автотранспорта до 8 метров.
24.12.2021 года ФИО1 обратился с заявлением в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, автодорога Салехард-Аксарка, и 30.12.2021 года ему в выдаче разрешения отказано в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, то что процент застройки в границах земельного участка составит 1,7 % от площади земельного участка. Предусмотренный проектной документацией процент застройки расположен вне пределов показателей, предусмотренных приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019.
И вновь согласно этого же ответу следует, что на вышеуказанный земельный участок выдано разрешение на строительство от 01.07.2014 года № RU89306000-63-14 и согласно части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданное прежнему правообладателю земельного участка.
13.01.2022 года ФИО1 вновь обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № на что 19.01.2022 года получен отказ в связи с несоответствием проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и, что процент застройки в границах земельного участка составит 3,4 % от площади земельного участка. Предусмотренный проектной документацией процент застройки расположен вне пределов показателей, предусмотренных приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019.
В связи с полученными неоднократными отказами, ФИО1 24.01.2022 вновь обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка» в городе Салехард ЯНАО, однако 28.01.2022 года им получен отказ в соответствии с частью 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ, в связи с тем что срок разрешения на строительство истек 01.04.2017 года.
Суд приходит к выводу что отказ Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда от 19.01.2022 года в выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, автодорога Салехард-Аксарка является незаконным, так как согласно Раздела 2.3. градостроительного плана земельного участка №РФ№0265 следует, что в границах земельного участка находится объект незавершенного строительства (станция технического обслуживания и крытая автомобильная стоянка) 1284,5 м2, и согласно раздела данного плана следует, что видами разрешенного использования земельного участка являются среди прочих перечисленных относится и «хранение автотранспорта (2.7.1)». Установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно данного раздела следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена без ограничений».
Ссылка Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда в отказе в выдаче разрешения на строительство «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» со ссылкой на СП 42. 42.13330.2016 о нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий, к которым относятся объекты в зоне транспортной инфраструктуры и определенные в соответствии с СП 18.13330. «Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка» и установленным приложением «Б» к (своду правил) СП 18.13330.2019, ошибочна и незаконна, так как автомобильная стоянка боксового типа не предусмотрено.
Согласно СП 18.13330.2019 СВОД ПРАВИЛ Производственные объекты ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (Генеральные планы промышленных предприятий) раздела 3.3 следует, что промышленное предприятие: это Комплекс зданий и сооружений производственного объекта, находящихся в пределах отведенного земельного участка, предназначенный для производства промышленной продукции. 3.2 производственный объект: это Предприятия различных отраслей промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи, коммунальные объекты.
В данном случае следовало применять СП 113.13330.2016 СВОД ПРАВИЛ СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ Parkings Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*. Дата введения 2017-05-08, так как из раздела 1.1 данного СП следует, что настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств. А 1.2 указано, что настоящий свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта (ТР) и технического обслуживания (ТО) автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийной служб.
Разделом 3.19 установлено, что хранение автомобилей боксового типа: Хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд.
Разделами установлено требование к размерам земельного участка, 4.1 Размещение стоянок автомобилей на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков следует предусматривать с учетом требований СП 18.13330, СП 42.13330, СП 43.13330, СП 54.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, настоящего свода правил и нормативных документов по пожарной безопасности и 4.15 Размеры земельных участков для размещения стоянок автомобилей следует определять по СП 42.13330. в
Требований к минимальной процентной застройки не установлено, как и не установлено градостроительным планом земельного участка №РФ№0265 согласно которого следует, что «максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка – установлена - без ограничений».
Таким образом отказ Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № от 19.01.2022 года, является незаконным и необоснованным.
Нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения на Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдать административному истцу разрешение на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № по ранее представленным документам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административного иск ФИО1 к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард об оспаривании решения (отказа) в выдаче разрешения на строительство, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда о выдаче разрешения на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № от 19.01.2022 года.
Обязать Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард выдать административному истцу разрешение на строительство объекта «Крытая автомобильная стоянка боксового типа. 1 этап строительства» на земельном участке с кадастровым номером № по ранее представленным документам.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков