ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6492/17Г от 21.12.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-6492/17г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2017 года г.Казань

Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Мусеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани к Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконными и отмене предписаний.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани (далее - административный истец) обратилось в суд к Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - административный ответчик) о признании незаконным и отмене предписания.

В обоснование заявленных требований указано, что Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан административному истцу вынесено предписание от 14.07.2017 № П 2597/17-Д об устранении нарушений, а именно в срок до 11.09.2017 привести в соответствие с законодательством в сфере образования Устав и в срок до 15.09.2017 представить отчёт о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. С указанным предписанием административный истец не согласен, поскольку ни в акте проверки от 14.07.2017 № А2597/17-Д, ни в предписании от 14.07.2017 № П 2597/17-Д не конкретизированы нарушения и какие положения устава не соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, административный истец не обладает полномочиями по внесению изменений в устав и приведению его в соответствие с законодательством в сфере образования, данными полномочиями обладают учредители школы. Полагая, что указанная обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани создает препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов, административный истец обратился в суд с настоящим иском в котором просит признать незаконным и отменить предписание от 14.07.2017 № П 2597/17-Д.

Определениями суда в качестве административного соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Татарстан, в качестве заинтересованных лиц: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, Муниципальное казённое учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений» Исполнительного комитета г.Казани, Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани».

В ходе судебного разбирательства представители административного истца, дополнив заявленные требования, также просили признать незаконным и отменить предписание от 13.10.2017 № П 3713/17-Д, поддержав в остальной части заявленные требования.

В данном судебном заседании представители административного истца увеличенные административные исковые требования поддержали.

Представители административных соответчиков: Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованных лиц: Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и Муниципального казённого учреждения «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в судебном заседании полагал, что административные исковые требования с учётом их дополнения подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Муниципального казённого учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений» Исполнительного комитета г.Казани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, в соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9и 10настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 14.07.2017 по результатам проверки, проведенной Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов Приволжского района г.Казани» вынесено предписание № П 2597/17-Д об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования (акт проверки по результатам проведения мероприятия по контролю от 14.07.2017 № А 2597/17-Д), а именно: в срок до 11.09.2017 привести в соответствие с законодательством в сфере образования Устав и в срок до 15.09.2017 представить в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан отчёт о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (л.д. 6).

Далее, 13.10.2017 Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов Приволжского района г.Казани» вынесено второе предписание № П 3713/17-Д, в соответствии с которым в срок до 10.01.2018 предписано привести в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере образования устав школы и в срок до 12.01.2018 представить в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан отчёт о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих указанных в предписании требований (л.д. 41).

Поскольку ни в актах проверок № А 2597/17-Д от 14.07.2017, № А 3713/17-Д от 13.10.2017, ни в самих предписаниях № П 2597/17-Д от 14.07.2017, № П-3713/17-Д от 13.10.2017 не конкретизировано, какие именно были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования и какие положения устава не соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», административный истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В данном случае Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан предусмотренной обязанности доказывания законности своих предписаний не выполнил.

Так, административным ответчиком каких-либо доказательств соблюдения порядка принятия оспариваемого предписания, наличия оснований для принятия оспариваемого предписания не представлено, само предписание не содержит выводов, в чем именно устав не соответствует законодательству в сфере образования и какие именно положения устава необходимо привести в соответствие.

При этом Министерство образования и науки Республики Татарстан также не представило доказательств законности вынесенного предписания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Следует также отметить, что предписание административного органа должно содержать указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым.

В данном случае оспариваемые предписания указанным требованиям не соответствуют, оно не может быть признано законным и обоснованным.

Более того, согласно уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметом» Приволжского района г.Казани, учредителем Учреждения является муниципальное образование г.Казань, функции и полномочия которого в части утверждения устава, внесении изменений и дополнений в него, осуществляет Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани (пункты 1.5., 1.6., 1.6.1.Устава).

Следовательно, административный истец не обладает полномочиями по внесению изменений и дополнений в устав.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление об оспаривании предписаний Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан подлежит удовлетворению.

Вопросы, связанные с отменой признанных незаконными ненормативных постановлений (решений) должностных лиц и органов публичной власти, суд трактует как заявленные в контексте признания таких постановлений (решений, действий) незаконными.

Поскольку суд не полномочен отменять решения, принятые другими органами в пределах их компетенции, но с нарушением закона, констатация судом незаконности решения является достаточным основанием для того, чтобы такое решение не влекло правовых последствий.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани к Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконными и отмене предписаний удовлетворить.

Признать незаконным предписание Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан об устранении нарушений от 14 июля 2017 года № П 2597/17-Д.

Признать незаконным предписание Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан об устранении нарушений от 13 октября 2017 года № П 3713/17-Д.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова