Дело № 2а-6496/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Персидской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинской таможни о признании незаконными и отмене акта проверки Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №, предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №,
у с т а н о в и л:
Сахалинская таможня обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привела следующие обстоятельства.
В период с 09.07.2018 года по 03.08.2018 года Государственной инспекцией труда в Сахалинской области в отношении Сахалинской таможни проведена внеплановая выездная проверка в рамках надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам данной проверки, 03.08.2018 года Инспекцией составлен акт №, согласно которому, выявлены нарушения ведения учета рабочего времени в отношении гр.ФИО за фактически отработанное им время в августе, октябре, ноябре, декабре 2017 года - отсутствуют записи об отработанном ФИО времени; в январе, феврале, марте 2018 года табели учета рабочего времени в отношении ФИО за фактически отработанное им время велись ненадлежащим образом, в них внесены только записи очередных и дополнительных отпусков. Кроме того, 03.08.2018 года в отношении административного истца вынесено предписание № требованием устранить нарушение статьи 92 Трудового кодекса РФ, и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанном нарушении. С данными актом и предписанием Сахалинская таможня не согласна, полагает, что они нарушают права таможенного органа. ФИО проходил службу в таможенных органах с 03.04.2012 года. В рамках учетной политики Сахалинской таможни, утвержденной приказом от 14.09.2015 года №, приложением № 1 к Графику документооборота утверждена форма Табеля с применяемыми кодовыми обозначениями неявок, которые предусматривают отражение затрат рабочего времени только путем регистрации отклонений от нормального использования рабочего времени. Соответственно, вывод Инспекции в акте проверки о том, что отсутствие в табелях записей о фактически отработанном времени является нарушением статьи 91 Трудового кодекса РФ, основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Административный истец отмечает, что табель (по форме №) ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно. В соответствии с приказом Сахалинской таможни от 15.09.2015 года № «О назначении ответственных лиц за ведение табеля учета использования рабочего времени» лицом, ответственными за оформление табелей рабочего времени от СОБРа является начальник отдела, который обеспечивает достоверность данных, указанных в табеле. Кроме того, приказом Сахалинской таможни от 09.10.2017 года № были внесены изменения в приказ №, согласно которым, ответственным за ведение табеля учета использования рабочего времени Специальным отрядом быстрого реагирования был назначен, в том числе, ФИО Информация о фактическом отработанном рабочем времени сотрудником СОБР отражена в представленных в адрес Инспекции табелях рабочего времени в полном соответствии с принятой в Сахалинской таможне учетной политикой. Не отражение в табеле информации о времени, отработанном сверхурочно или в выходные или праздничные дни, свидетельствует об отсутствии отклонений от нормального использования рабочего времени в соответствии с установленной законодательством нормой часов. Сахалинская таможня просит суд признать незаконным акт проверки Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №, а также признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №
Определением суда от 22 августа 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен ФИО
В судебном заседании представитель Сахалинской таможни Минервина О.А., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещались судом в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с согласия Минервиной О.А., суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Сахалинской таможни подлежит частичному удовлетворению.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ предписание, выданное государственным инспектором труда работодателю, может быть обжаловано последним в суд в течение десяти дней со дня его получения. Судом установлено, что данный срок административным истцом не пропущен, поскольку обжалуемые акт и предписание получены им 14 августа 2018 года, что подтверждается отметкой о регистрации входящей корреспонденции, с административным исковым заявлением Сахалинская таможня обратилась в суд 17 августа 2018 года, то есть в пределах срока.
Положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ установлены полномочия федеральной инспекции труда, к таковым относятся, в том числе, федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 357 Трудового кодекса РФ содержатся основные права государственных инспекторов труда.
Так, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Из материалов дела суд установил, что бывший сотрудник Сахалинской таможни ФИО обратился в прокуратуру Сахалинской области с заявлением о нарушении его трудовых прав. Данное заявление было направлено в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области для рассмотрения по существу, административным ответчиком инициирована проверка по факту несоблюдения Сахалинской таможней норм действующего законодательства, регулирующих порядок и условия прохождения службы в таможенных органах. В частности, в своём заявлении ФИО указал, что проходил службу в Сахалинской таможне в должности оперуполномоченного специального отряда быстрого реагирования, с ним был заключен контракт, согласно которому, служебное время установлено с 09.00 до 18.00 часов, два выходных дня (суббота и воскресенье), и установленные законом праздничные нерабочие дни. При выполнении служебных обязанностей в ходе проведения специальных мероприятий по распоряжению руководства, служебное время значительно превышает установленный трудовым законодательством период. Несмотря на это, на протяжении всего времени службы в Сахалинской таможне (с 2012 года) оплата сверхурочной службы, оплата за работу в выходные и праздничные дни, а также в ночное время ФИО не производилась. Дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной для них нормальной продолжительности не предоставлялись.
03 августа 2018 года главным государственным инспектором труда ФИО в адрес административного истца выдано предписание №, в котором указано о необходимости выполнить в срок до 24.08.2018 года следующие действия: исключить нарушение статьи 91 Трудового кодекса РФ; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что предписание, являющееся предметом судебного разбирательства, действующему законодательству не соответствует.
Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии со статьей 34 названного Федерального закона, продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного рабочего времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
Приказом начальника Сахалинской таможни от 21 января 2016 года № утверждены Правила внутреннего распорядка для сотрудников Сахалинской таможни.
Согласно данным Правилам (пункты 9 и 10), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможне могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможни либо лицом его замещающим. В случае невозможности предоставления дополнительного дня отдыха в течение месяца по решению начальника таможни либо лица его замещающего, сотруднику дополнительные дни отдыха могут быть предоставлены в другое время. Учет служебного времени подчиненных сотрудников, в том числе, сверхурочного времени, фактически отработанного каждым сотрудником, в структурных подразделениях таможни ежемесячно ведется их начальником.
Из содержания акта проверки от 03.08.2018 года следует, что Инспекцией выявлены нарушения ведения учета времени, фактически отработанного сотрудником: в табелях учета рабочего времени ФИО за август, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года отсутствуют записи о фактически отработанном ФИО времени в названных месяцах; за январь-март 2018 года табели учета рабочего времени в отношении ФИО за фактически отработанное им время велись ненадлежащим образом, в них внесены записи об очередных и дополнительных отпусках, но не внесены записи о фактически отработанном сотрудником времени.
Согласно положениям статьи 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2015 года № «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными учреждениями, и Методических указаний по их применению» учет рабочего времени производится в табелях формы 0504421. Согласно разделу 2 Методических указаний табель учета рабочего времени применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения табеля формы 0504421 определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики учреждения.
Из дела видно, что в рамках учетной политики Сахалинской таможни, утвержденной приказом от 14.09.2015 года №, приложением № 1 к графику документооборота утверждена форма табеля с применяемыми кодовыми обозначениями неявок, а также рекомендации по заполнению табеля, которые предусматривают отражение затрат рабочего времени только путем регистрации отклонений от нормального использования рабочего времени.
Судом установлено, что ответственными за ведение табеля учета рабочего времени, являются должностные лица Сахалинской таможни, назначенные приказом административного истца от 15.09.2015 года №, включая самого ФИО
Изучив представленные стороной административного истца доказательства, в том числе, табели учета рабочего времени сотрудника СОБРа ФИО, суд приходит к выводу о том, что информация о фактически отработанном данным сотрудником рабочем времени отражена в представленных в адрес Инспекции табелях в соответствии с принятой в Сахалинской таможне учетной политикой. Поскольку приказов о привлечении заинтересованного лица к сверхурочной работе в Сахалинской таможне не издавалось, в табелях учета рабочего времени, составленных начальником отдела, информация об отклонениях от нормального использования рабочего времени отсутствует. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушений действующего законодательства со стороны Сахалинской таможней допущено не было, следовательно, изложенные в акте проверки и предписании выводы государственного инспектора труда противоречат приведенным нормам права.
Суд отказывает административному истцу в части требования об отмене предписания административного ответчика, поскольку отмена данного документа к полномочиям суда не относится, является прерогативой Государственной инспекции труда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
р е ш и л:
административное исковое заявление Сахалинской таможни - удовлетворить частично.
Признать незаконными акт проверки Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №, и предписание Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 03.08.2018 года №
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Сахалинской таможни - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17 октября 2018 года.
Председательствующий судья Н.Л. Перченко